В годы Первой мировой войны на территории существовавшей тогда Османской империи произошла одна из величайших трагедий в истории человечества. Здесь было уничтожено более полутора миллиона человек, вся вина которых заключалась в том, что они родились армянами и ассирийцами.
Кратко напомню суть. В 1914 году правительство младотурков приняло решение вступить в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии. Тогда же, во избежание, якобы, удара в спину, было решено переселить армян и частично ассирийцев, живших в северных регионах Османской империи, в пустынные районы Сирии и Палестины. Руководство этой операцией поручили великому визирю и военному министру империи Талаат-паше и военному министру Энвер-паше. Фактически же, 24 апреля 1915 года начался геноцид армян, конечной целью которого являлось их полное уничтожение, а заодно других христиан, живших на территории империи.
Уместно напомнить, что турецкий султан Абдул Гамид еще в 1874 году цинично заявлял: «Чтобы разрешить армянский вопрос, нужно истребить всех армян». И вот такой шанс, как решили руководители партии младотурок «Единение и прогресс», пришедшей к власти в результате переворота 1908 года, настал.
24 апреля 1915 года повсеместно начались массовые аресты армянской интеллигенции. Ну а о том, что произошло затем первым поведал миру австрийский писатель, еврей по происхождению, Франц Верфель, опубликовавший в 1934 году роман «Сорок дней Муса-дага», который, как отмечала критика того времени, «заставил человечество по-иному взглянуть на происходящие и грядущие события в мире».
«... Мужчин арестовывали и скрутив всех вместе веревкой, в ближайшем же лесу, овраге или каменоломне расстреливали... Женщин и детей гнал конный конвой. Путь был трудным даже для солдат, а женщинам и детям идти по каменистым и песчаным тропинкам под палящим солнцем было невыносимо. Они умирали по пути от жажды, голода, жары, побоев конвоиров, которых предварительно проинструктировали покончить с пленниками в пути. Турецкие и курдские крестьяне в тех деревнях, через которые шел путь мучеников, нападали на них и забивали до смерти камнями и палками, в этом солдаты им не препятствовали и даже поощряли. В некоторых деревнях женщин выставляли на площадь, как рабынь, и продавали их для гаремов. Ближе к концу пути конвой уставал, и солдаты принимались убиваться уцелевших женщин и детей...»
Великий полярный исследователь будущий лауреат Нобелевской премии мира Фритьоф Нансен вместе с видными деятелями мировой культуры попытался остановить этот кошмар, призвав европейские правительства вмешаться и не допустить готовящейся расправы над армянским населением. Анатоль Франс с болью писал: «На востоке умирает наша сестра». Но механизм уничтожения был уже запущен. Направлялся он военно-административным властям Турции, непосредственно Талаат-пашей и Энвер-пашей, являвшимся в тот период самым влиятельным членом правящей верхушки младотурок. В секретном документе, подписанном ими, без всяких обиняков предписывалось уничтожить или выселить в пустыни всё армянское население без различия пола и возраста.
Из 2,1 миллионов армян, живших в то время на территории Османской империи, после проведенной «зачистки» уцелело около 600 тысяч, 350 тысяч из которых, в основном женщины, спасая свою жизнь, вынуждены были перейти в исламскую веру – без замужества с турком переход в новую религию для них считался несостоявшимся.
Дело в том, что господствовавшая в то время в государстве идеология пантюркизма, ставила задачу тюркизации страны путем насильственной ассимиляции, а в случае сопротивления – уничтожения всех немусульманских народов. К слову, в период правления Абдул Гамида, как утверждают историки, было уничтожено около пятисот тысяч армян. Ну а с началом Первой мировой войны их «проблему» вознамерились решить окончательно, тем более, что младотурки не скрывали своих планов покорения и исламизации Кавказа. Однако их воплощению в значительной степени мешали армяне, которые, как и болгары, сербы, греки ни в какую не хотели насильно принимать ислам. И поэтому, что естественно, устремляли свои взоры в сторону России, ожидая от нее помощи. Ну а Российская империя, в то время более мечтала овладеть проливами Босфор и Дарданеллы, а уж потом помочь братьям и сестрам по вере. В результате христиане и прежде всего армяне с ассирийцами остались один на один с янычарами, которые не знали пощады и жалости ни к детям, ни к старикам.
Объективности ради нужно отметить, что не всё турецкое общество с восторгом и одобрением, как пытаются представить некоторые исследователи этой проблемы, восприняло факт геноцида армян и других христиан. Так, генерал турецкой армии Шериф-паша, ставший в связи со своими взглядами на эту трагедию неугодным правящей верхушке, опубликовал в швейцарском «Журналь де Женев» открытое письмо, в котором, в частности, говорилось: «Если существует народ, оказавший большие услуги Турции благодаря государственным деятелям и талантливым чиновникам, которые вышли из его среды, в силу своих умственных способностей, проявляющихся во всех областях – в торговле, промышленности, науке и искусствах, – то это армянский народ. Нет ни одного просвещенного турка, который не подписался бы под следующим заявлением, сделанным моим покойным другом, депутатом английского парламента Линчем: «Армяне исключительно приспособлены к тому, чтобы быть носителями новой цивилизации; им стали близки наши самые высокие идеалы. Они усваивают новые достижения европейской культуры с большой жадностью и овладевают ими в таком совершенстве, которого никогда не могла достигнуть ни одна нация». Но его голос, а также призывы других людей, пытавшихся привлечь внимание мировой общественности к армянской трагедии остались не услышанными.
... Никто из тех, кто повинны в геноциде армян не был осужден и наказан. После капитуляции Турции в 1918 году и победы революции Мустафы Кемаля, свергшей власть младотурок, Талаат-паша и Энвер-паша были преданы суду, однако преступникам удалось бежать. Первый укрылся в Германии, второй в Бухаре.
... 15 марта 1921 года на улице Харденберг-штрассе в берлинском районе Шарлоттенбург студент Согомон Тейлирян встретил человека, которого он давно выслеживал. «Талаат, – сказал он, – повернись! Я не могу стрелять тебе в спину». Вздрогнув от неожиданности, мужчина рефлекторно обернулся, и сразу же грянул выстрел.
Убитый был в недавнем прошлом всесильным министром внутренних дел Османской империи Талаат-пашой, главным идеологом массового уничтожения армян в начале 1915 года.
В течение двух дней – 2 и 3 июня того же года – в столице Веймарской Германии проходил процесс над убийцей Талаата. Юный Тейлирян не пытался бежать, он дождался полиции и сдался. 16 присяжных после часового совещания вынесли неожиданный вердикт: «Не виновен».
Что касается Энвер-паши, то он был убит в стычке с красноармейским отрядом в Бухаре.
... Хотя нынешнее правительство Турецкой республики формально не несет ответственности за события, происходящие в конце ХIX начале ХХ веков, она все же имела все основания отвергнуть османское наследие и осудить геноцид 1915 года. Но официальная Анкара предпочла наложить на эту тему строгое табу и жестко реагирует на любые попытки мировой общественности вернуться к оценке давних событий. А они предпринимались не раз. Еще в 1987 году факт геноцида армян был осужден Европейским парламентом, аналогичные резолюции были приняты бельгийским сенатом, греческим парламентом, российской Госдумой, Национальной ассамблеей Франции, законодателями ряда штатов США...
... Ежегодно 24 апреля армяне отмечают свой День скорби. При этом, поминая жертвы геноцида они говорят «Цавэт танэм», что значит «Уношу твою боль», а можно и «Храню твою боль».
Александр Фитц - журналист, писатель, общественный деятель; в прошлом член президиума Конфедерации репрессированных народов России