Монастырь Гандзасар находится в Мардакертском районе Республики Арцах, в двух часах езды от Степанакерта. Монастырь стоит на вершине горы Гандзасар (отсюда и название) — высокого холма величественно возвышающегося над историческим селением Ванк. Первые упоминания о монастыре восходят к 10-му веку. Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Гасан-Джалалянов, правителей Хаченского княжества. В XIV веке стал резиденцией Агванского Католикосата Армянской Церкви.
Название «Гандзасар» в переводе с армянского означает «гора сокровищ», что указывает на медные и серебряные рудники, которые находились недалеко от холма в средневековье. Однако, вне всякого сомнения, настоящим сокровищем горы Гандзасар, как и всей Страны Арцахской, является кафедральный Собор Св. Иоанна Крестителя, заложенный в 1216 году Асаном Джалалом Вахтангяном — влиятельным армянским феодалом Хачена, самого значимого региона провинции Арцах.
«Именем Святой Троицы — Отца, и Сына, и Святого Духа — я, слуга божий Джалал Дола, сын Вахтанга, внук Великого Асана, царь Хоханаберда с обширными провинциями, повелел сделать эту надпись. Отец мой перед своей смертью завещал мне и матери моей Хоришах, дочери великого князя Саргиса, построить церковь и кладбище отцов наших в Гандзасаре, [строительство] которого началось в 765 году армянского летоисчисления (1216 г.) с помощью Дарителя Благ, и, когда возвели восточную стену до окон, мать моя, отказавшись от светской жизни, в третий раз отправилась в Иерусалим, где, надев власяницу и проведя многие годы в отшельничестве у врат Храма [Гроба] Господня, ушла в мир иной в День Воскресения Христа, и там же была похоронена. Мы же, помня о напастях, подстерегающих нас в жизни, поспешили завершить строительство и закончили её милостью и благословением Всемилосердного Господа (в 1238 году)», - свидетельствует надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью.
Легенда гласит, что именно здесь перезахоронена голова Иоанна Крестителя, вывезенная из Киликийской Армении.
Гандзасар и история обретения Мощей Св. Иоанна Крестителя
Армяне, особенно армяне Арцаха, верят что в Монастыре Гандзасар находится, или же, по крайне мере, находилась в прошлом, одна из самых почитаемых христианских реликвий — отрубленная царем Иродом голова Святого Иоанна Крестителя.
Повествование о том как голова Святого Иоанна оказалась в Стране Арцахской и в Гандзасаре можно найти в коллекции рукописей известных как «История Страны Агванк» принадлежащая перу армянского историка-арцахца Мовсеса Каганкатваци. «История Страны Агванк» Каганкатваци написана в 7-ом веке и дополнена в последующие века (особенно в 10-ом веке, стараниями другого армянского автора—Мовсеса Дасхуранци).
В «Истории …» отображаются события связанные с судьбой армянских провинций Арцах и Утик после раздела Армянского Царства между Персией и Византией в 387 г. н. э. и образования армянского государства Агванк, центр которого находился на территории современного Арцаха.
Во многих редакциях «Истории Страны Агванк» можно найти приложение «О честной голове Иоанна Крестителя, и о том, как она была доставлена в гавар Арцах и помещена в святом Гандзасаре, где находится престол Агванка». В приложении указано что в течении столетий голова Св. Иоанна переходила из рук в руки пока некий князь не выкупил реликвию и забрал ее с собой в Константинополь где «католики хотели похитить ее и увезти на Запад».
Но князь, говорится в повествовании, взяв с собой голову, «убежал на север, в Иверию» (т.е. Грузию). В 1211, Асан Джалал Вахтангян отправляется в Грузию, к брату, у которого к тому времени находилась голова Св. Иоанна. Асан Джалал просит брата отдать ему реликвию, но получает отказ. Тогда он забирает голову силой и возвращается обратно в Арцах, в «родовую усыпальницу свою». Далее авторы «Истории …» пишут:
«И поместил он ее там и над ней построил удивительную и восхитительную кафедральную церковь во славу Бога Христа, и Крестителя Его — Святого Иоанна. А в день освящения церкви назвал ее именем Святого Иоанна.
Здесь же, кроме того [находится] и законоучающая святая челюсть Григория Просветителя, и десница Святого Захария, отца Иоанна, и мощи Святого Пандалиона, великого мученика, и мощи других святых, которые исцеляют [больных] во славу Христа, Бога нашего, благословенного во веки веков».
То что легенда связывающая Св. Иоанна Крестителя с Гандзасаром имела значительный идеологический и политический вес подтверждается посланием гандзасарского Католикоса Петроса Хандзкеци (патриаршествовал в 1653-1675) русскому царю Алексею I Романову—отцу Петра Первого.
В своем письме, датируемом 1672 г., Католикос Петрос старается подчеркнуть особую значимость Страны Арцахской, и других восточных провинций Армении на которые распространялась его духовная власть, используя тезис о нахождении в Гандзасаре множество важных христианских реликвий:
«Царю, коронованному Христом … от раба Господня, Петра, Католикоса Армянского, с молитвами Григория Великого Великой Армении. Я, патриарх Святого Престола в Гандзасаре, где хранятся святые мощи Св. Иоанна Крестителя, Григория Великого (Григория Просветителя), Св. Иосифа Аримафейского, и откуда мы воззываем к апостолам Христа и к Святому Духу хранить Ваш престол, град Москву, и все Ваше царство … »
P. S.
Храм Гандзасар — хранитель истории, которую тщетно пытались и продолжают пытаться отобрать. Однако на протяжении многих тысяч лет эта цель никем не была достигнута.