История меликств Арцаха: пять твердынь - RadioVan.fm

Онлайн

История меликств Арцаха: пять твердынь

2020-10-14 00:44 , Минутка истории, 468

История меликств Арцаха: пять твердынь

Одной из важнейших составляющих армянской истории по праву является история меликств Арцаха. В условиях потери Арменией государственности, Арцахские меликства оставались той единственной силой и платформой, на базе которой при благоприятных возможностях могло бы возродиться армянское государство.

В XV веке княжество Арцаха распалось на небольшие самостоятельные провинции, правители которых назывались «меликами», что на арабском означает «князь», «владетель», даже «царь».

«Хамса» по-арабски означает «пять», а «меликства Хамсы» означает «пять меликств». Мелик – восточный, в частности армянский дворянский титул. Слово происходит от арабского «малик» – царь. В армянской дворянской традиции, титул «мелик» соответствует титулу «князя» («ишхан»).

В государстве Сефевидов титул «мелик» носили представители третьего (из четырех) по рангу владетельного сословия – владетели мелких округов.

Эта группа феодалов состояла из потомков древней местной аристократии, не принадлежавшей к кочевым племенам, которые были почти совершенно истреблены на территории южного Атрпатакана в Иране и в большей части кавказской Армении, где они были заменены кызылбашской и курдской кочевой знатью.

Однако потомки старинных меликских родов уцелели в отдельных округах Карабаха, Сюника и Ширвана. Владетельные армянские мелики в государстве Сефевидов существовали только в округе Лори, в Карабахе (Хамсэй-и Карабах), а также в Кыштаге.

Меликства Хамсы – это пять небольших гаваров, которые, соседствуя друг с другом, образуют целую область, ныне называемую Карабах, а в нашей истории известную под именем Арцах, или Малый Сюник. В более отдаленные времена она являлась частью страны Агванк.

Российский источник 1743 года сообщает: Карабаг (Карабах) есть страна, лежащая между левого берега Аракса и правого реки Куры, выше Муганского поля, в горах. Главнейшие обитатели ее – армяне, управляемые наследственно 5 своими меликами или природными князьями, по числу сигнагов или кантонов:

• Игермадар (современное название – Гюлистан, или Талыш), простирающийся от реки Кюрак-чай, то есть от границ Гандзака, до реки Тартар.

• Чараперт (современное название – Чараберд или Джраберд), простирающийся от реки Тартар до реки Хачен.

• Хачен, простирающийся от одноименной реки до реки Баллу-чай.

• Варанд (современное название – Варанда), простирающийся от этой реки до горной зоны Дизапайта.

• Дузах (современное название – Дизак, или Дузах), простирающийся от этих гор до реки Ерасх.

Эти края, которые, как были упомянуты выше, когда-то являлись частью Агванского царства. Каждый мелик был властелином своего гавара: он имел свою особую крепость и свои твердыни.

Предки всех меликов Карабаха носили титул «юзбаши». Этот титул обычно присваивался тем, кто был владетелем собственного края и имел право содержать войско. Они, как и все представители дворянского сословия, были обязаны нести военную службу шаху.

Большинство современных историков придерживается мнения, что все меликские династии Арцаха-Карабаха являются потомками ранее правивших армянских княжеских династий. Однако, есть и такие, которые утверждают, что, только мелик Хачена был местного происхождения, остальные четыре князя были в разные периоды переселенцами в Карабах.

Крепость мелика Гюлистана находилась возле села Гюлистан, на вершине одной из неприступных гор; еще одна крепость в том же гаваре находилась недалеко от села Талиш, у монастыря Орек.

Тамошние владетели Мелик-Бегларяны происходили от некоего удина Абова по прозвищу «Чёрный Абов», выходца из села Нидж в Ширване, указывающего в своей родословной, родство с албанскими царями далекой древности – согласно рукописной истории, род Мелик-Бегларянов восходит к одному из древнейших царей Агванка – Аррану, жившему задолго до Христа.

В советское время на этой территории располагался Шаумяновский район АзССР, за пределами НКАО; в 1991 году он был объявлен частью НКР; в 1992 г. армянское население было изгнано оттуда, и с 1992 г. эта территория контролируется армией Азербайджана.

Крепость мелика Джраберда находилась на берегу реки Тартар, возле монастыря Ерек Манкунк. По названию этой крепости весь гавар именовался Джраберд, так как крепость стоит почти у самой воды, на вершине огромной клинообразной скалы, подножье которой омывают бушующие воды рек Тартар и Трхи. Эти две реки, сливаясь друг с другом, придают крепости форму полуострова.

Там правили Мелик-Исраеляны, происходившие от сюникского (Сюник, иначе Зангезур — близлежащая область Армении) мелика Исайи, сына Исраела. О происхождении Мелик-Исраелянов, владетелей Джраберда, нам известно немногое.

Из одной рукописной истории мы узнаем только, что мелик Есаи, сын мелика Исраела, за убийство главного хана Сюника, который намеревался обесчестить его сестру, в 1687 году был вынужден бежать в Карабах, взяв с собой множество своих подданных.

Войска хана преследовали его, но мелик Есаи в ущельях горы Мрав разбил их и убил семерых сыновей хана, захватив у них огромную военную добычу.

В дальнейшем правление над Джрабердом перешло к Мелик-Аллахвердянам, а последними правителями Джраберда были Мелики из княжеского рода Атабекян. А Мелик-Атабекяны, в свою очередь, ведут свое происхождение от князей Хасан (Гасан)-Джалалянов.

Хачен – осколок древнего княжества Гасан (Хасан)-Джалалянов. Правившая там династия меликов, считала себя потомками коренных Араншахов, правителей Восточного края или Алуанка.

У Мовсеса Хоренаци сохранилось предание о происхождении этого рода, согласно которому Араншахи были потомками легендарного Арана, отпрыска патриарха армян Хайка.

Араншахи правили в Арцахе и Утике, на территории, простиравшейся от реки Аракс на юге до крепости Хнаракерт на севере, а восточный предел их владений ограничивался «вдоль большой реки по названию Кур (севернее которого располагалась царство Кавказская Албания).

В течение веков потомки князей Хасан-Джалалянов настолько приумножились и разветвились, что небольшой гавар Хачен был поделен между представителями этого рода на мелкие кусочки, и они, естественно, не могли жить друг с другом в полном согласии.

Кроме того, из этого же рода избирались и католикосы Гандзасарского монастыря, которые со своей стороны также препятствовали значительному усилению меликов этого края.

Крепости меликов Хачена расположены были возле реки Хачен: одна из них находилась недалеко от знаменитого монастыря Гандзасар, на вершине высокой, покрытой лесом горы, и называется Тарханаберд (Хоханаберд).

В этой крепости в начале XIII века укрывался от татарских набегов князь Хасан-Джалал, который, помимо этого двойного имени, имел также третье — Дола (Давла), обозначавшее на арабском «государство», «государственный».

Это тройное, звучащее по-арабски имя принадлежало армянину, о котором в свое время историк писал: «…Муж благочестивый, богобоязненный и скромный, армянин по национальности» (Киракос Гандзакеци, гл. 55), и далее описывал его страдания и мученическую смерть, принятую во имя армянского народа и его культуры. Она же считалась столицей гавара Хачена.

Другая крепость в том же гаваре Хачен была расположена в нескольких часах пути от упомянутой, возле монастыря св. Акопа. Эта крепость достойна своего имени: она называется Качахакаберд, ибо лишь стремительные сороки могут достигнуть ее острой вершины, пропадающей в тумане.

Правители Хачена носили титул мелика до 1813 года, а титул бека до 1920 года.

Крепость, в которой располагалась резиденция Мелик-Шахназарянов – правителей Варанды находилась в селе Чанахчи (Аветараноц), недалеко от девичьей пустыни.

Мелик Шахназаряны происходили от армянского князя Шахназара, правителя юго-восточных окраин Гехаркуника, которого шах Аббас I сделал меликом за оказанные услуги.

Историк Аракел сообщает следующее: «Выйдя из Тифлиса, шах (Аббас I) направился в Гегамский гавар, и войско царское раскинуло там стан, а сам шах Аббас остановился в селении Мазра в доме коренного жителя того села мелика Шахназара.

И был мелик Шахназар родом из армян, и христианин по вере, ишхан славный и могущественный; он оказал шаху гостеприимство, приличествующее царю; был он другом, близким человеком царя и пользовался его уважением.

Почему и царь, возвеличив, одарил его почетными и благородными одеяниями и пожаловал ему власть мелика того гавара и пожаловал ему и братьям его другие имения и деревни. И написал надежный номос, закрепил царской печатью и дал им, дабы вотчина эта неизменно принадлежала им и сыновьям их навеки, из поколения в поколение».

Разорительные набеги кавказских горцев в 1682 году опустошили область Гехаркуни. В это время сын упомянутого мелика Шахназара – мелик Хусейн, и сын его брата (мелика Мирза-бека) – мелик Баги покинули побережье Гегамского озера и переселились с частью своих подданных в Карабах. Местом своего жительства они избрали селение Аветараноц (Чанахчи) в гаваре Варанда.

Род самого князя Шахназара происходил от армянского княжеского рода Допянов, властителей княжества Цар (восточный Арцах).

Дузахом или Дизаком правили Мелик-Аваняны, которые являлись ответвлением рода меликов Лори (потомком которых был род Лорис-Меликовых), из армянской провинции – села Арту гавара Лори, которая позже входила в состав Грузинского царства, из-за которой Мелик Аван вел беспрестанные войны со своим родственником меликом Элизбаром, силой отобравшим у него, принадлежавшие его предкам ущелье Памбак и часть Лори.

Не сумев одолеть своего врага и преследуемый им, мелик Аван, вместе со своим отцом вардапетом Гукасом и подвластным ему населением, переселился в гавар Дизак, селение Тох.

Здесь его отец восстановил монастырь Гтич, основал обитель и поселился в том же монастыре. Здесь же, в селе Тох, возле монастыря Гтич, возвышающегося до самих небес, находилась крепость мелика Дизака. А сам мелик Аван, в селе Тох воздвиг великолепную церковь и укрепил поселение обводными стенами.

В XVI веке в гаваре Дизак усилился род Лорис-Меликянов.

Продолжение следует…

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть