«Все самые дикие, самые отвратительные человеческие страсти перенасыщаются за счет несчастных, постепенно истощаемых и уничтожаемых людей. Если отдельные люди и доходят до междуречья, то они остаются там в пустынных или болотистых местах без убежища и пищи...
Жара, влажность окончательно губят несчастных, которые привыкли к суровому, но здоровому горному климату...
Последние остатки караванов армян находили свое спасение, умирая от малярии и нищеты...», - в одной из своих работ пишет известный французский публицист, юрист, историк, журналист, армянофил Рэне Пино.
Рэне Пино родился 5 февраля 1870 г. во Франции в поселении Монбар, в семье Эмиля и Мари Пино. Достоверные личные данные очень скудны, однако более известны данные о плодотворной деятельности известного тогда журналиста.
Рэне Пино
Рэне Пино был одним из первых во Франции, кто выступил с требованием привлечь к ответственности младотурецкое правительство, осуществившее преступление против армянского народа, – организовавшее Геноцид армян
Будучи историком-журналистом, специализировавшимся по вопросам востока, в частности Османской империи, Рэне Пино является автором многочисленных работ, публицистических статей, относящихся как к Турции в целом, так и к армянам и их положению, например, «Европа и Османская империя», «Европа и молодая Турция» и др.
В 1916 г. в Париже была опубликована знаменательная работа Пино «Истребление армян: немецкий метод, турецкая работа». Уже заглавие книги очень четко выражает логику содержания работы. Как очевидец геополитических происшествий Рэне Пино сумел дать правдивую картину исторических событий, разоблачить истинные цели массовой насильственной депортации армян из Западной Армении и из других армянонаселенных регионов Османской империи.
«Исчезновение армян исходило из политических интересов немцев. Они давно… следовали одному проекту, согласно которому Турция должна была стать полем колониальной экспансии для немецкого племени... Чем будет Турция больше, чем дальше распространятся ее амбиции, тем больше Германия – ее опекун и наследник – будет сильной и богатой», - говорит Пино и продолжает: «В завершении первого года войны во время своего выступления в Рейхстаге канцлер поздравил немцев за чудесное восстановление Турции. Возрождение по-немецки – посредством резни, грабежа и насилия. Истина в том, что Германия сумела использовать Турцию при соучастии Энвера, Талаата и ряда других членов партии «Единение и прогресс»...
Имея тесные связи как во французской политической среде, так и среди представителей немецкого дипломатического корпуса, а также с армянскими национальными деятелями, просящими в европейских странах помощь для армян, Рэне Пино владел также информацией как о политических процессах, так и о судьбе отдельных армян в сложившейся в Османской империи ситуации.
«Депортация армянских женщин, детей и стариков была обманным завуалированным смертным приговором, целью которого было полное истребление армянского народа посредством резни и насильственной исламизации. Уничтожение на месте было бы более гуманным. По крайней мере, это спасло бы людей от ужасных страданий», – отмечает Пино.
После Первой мировой войны Рэне Пино руководил публикуемым в Париже периодическим изданием «La Voix de l'Аrménie» («Голос Армении»), писал в газете редакционные статьи.
В 1919-1921 гг. Рэне Пино продолжал следить и периодически публиковать в прессе статьи на тему Армянского вопроса. Его статьи и выступления получили широкий отклик, были переведены и перепечатаны также в армяноязычной прессе того периода.
В 1930-е гг. он также продолжил общение с армянской диаспорой. В 1932 г. участвовал в мероприятии принятия почетного членства в академии Мхитарян школы Севра, выступил с пламенной речью: «Турок знал, что свободно дышащая армянская земля будет развиваться, усиливаться и отделиться от прогнившей империи, как отделились все остальные, поэтому с заранее разработанной программой умножил армянские погромы.
Погромы для варваров являются результатом врожденного инстинкта. Говорят, что турецкое правительство пытается вступить в Лигу наций. В этот день надо напомнить им их кровавое прошлое. Правительство не может оправдываться, бросая вину на прошлое. Вина за погромы лежит не только на правительстве, но и на всем турецком племени.
Лозаннский договор отнял все права армян. Однако остаются непобедимая душа армян, любовь к измученной родине, к культуре, языку, религии. Есть маленькая Армения, не важно, что под чужой властью, явление это переходящее.
Условием существования нации является не численность, не территория, не богатство, а национальная культура, которую спасли. Создали ее многочисленные очаги. Именно эта культура спасла вас, начиная со дней Ксенофонта, всегда окруженная варварами.
У вас были героические сражения для того, чтобы отстоять древнюю культуру, вашу честь и вашу религию. Тысячи из вас пали героической смертью, осознанно погибнув за родину. Ваше существование подтверждает факт, что если нация не хочет умирать, она не умирает».
Многие представители прогрессивного общества Франции постоянно выступали с защитой справедливого суда армянского народа. В ряду этих прогрессивных гуманистов, которым признателен армянский народ, свое почетное место занимает Рэне Пино.
Он скончался 1 октября 1958 г. в Париже, в возрасте 88 лет.