Церковь Казанчецоц Сурб Аменапркич (Св. Всеспасителя) - одно из самых внушительных культовых сооружений Армении, является прекрасным воплощением строительного гения армянского народа. Церковь возведена с использованием древних армянских архитектурных традиций, она принадлежит к самому распространенному в армянской архитектуре VI-VII вв. и IX-XIV вв. купольному типу сооружений. Церковь Казанчецоц одно из тех девяти сооружений, которое свидетельствует о таланте армянских мастеров создавать архитектурные шедевры.
История храма восходит к началу XIX столетия. Впервые церковь Казанчецоц упоминается в книге «Путешествие в Армению» Месропа Тахиадяна (1820).
Церковь гармонично вписывается в окружающую ее среду. Возведенная в самом центре города церковь возвышается над всеми зданиями и среди окружающих ее холмов, но и доминирует не только над плоскогорьем, но и над всей долиной реки Каркар.
Планировочное и объемно-пространственное решение церкви Казанчецоц имеет определенную общность с Кафедральным собором Эчмиадзина. В церкви Казанчецоц хранилось множество рукописей и позолоченных мощехранительниц. В процессе реставрационных работ, очистки пола в храме открылась надпись, свидетельствующая о том, что церковь возведена армянскими строителями и архитекторами.
Согласно из надписи на торце алтаря церкви, её строителем был Аветис Ерамишянц, зодчим — Симеон Тер-Акобянц.
Исследователь города Шуши Шаэн Мкртчян доказал, что на месте собора была другая церковь (18 век), т.к. колокольня была построена раньше, чем она. Её построил шушинец Абраам Хандамирянц. В строительной надписи колокольни, выполненной на восточной стене, написано, что построена она «...в память о покойном Габриеле Овсепян-Батирянце, родом из Казанчи и о паломнике по имени Мкртич Маргарян-Хандамирянц, о его супруге Баласан и сыновьях Аруте и Степане и всех казанчинцах...».
Даты строительства собора указаны в строительной надписи в верхней части южного портала:
«Благодатью и милостью всемогущего бога построен чудотворный святой собор на средства и пожертвования прихожан церкви Аменапркич Казанчецоц города Шуши, строительство которой было начато в 1868 г. при царствовании всемогущего самодержца императора всея Руси Александра II и при патриаршестве Георга IV, завершено в 1887 г. во время коронования сына Его Величества благословенного императора Александра III при католикосе Маркаре I. 20 сентября 1888 г.»
Церковь Казанчецоц считается одним из крупнейших культовых сооружений Арцаха. Стоящая в центре города Шуши, как одетый в белое ангел-хранитель, церковь Казанчецоц свидетельствует о силе армянского архитектурного искусства и строительном гении мастеров. Находящаяся невдалеке каменная трехъярусная колокольня является одним из прекрасных образцов армянского искусства ваяния. Надпись на ней свидетельствует, что колокольня возведена на десять лет ранее нынешней церкви. Это необычное обстоятельство предполагает, что здесь в XVIII в. находилась известная под этим же названием более ранняя церковь, на месте которой позднее был построен новый великолепный храм.
Колокольня расположена в нескольких метрах к западу от церкви, представляет собой трехэтажное сооружение. В верхних углах первого этажа были установлены четыре скульптуры, изображающие людей, «…которые с грозным видом дуют в трубы».
Однако, эти статуи были разрушены во время первой Арцахской войны, когда город находился под контролем азербайджанцев, и в настоящее время на их месте находятся воссозданные копии.
Одна из этих скульптур изображена на гербе Шуши. Прекрасным образцом каменной резьбы является орнаментированный пояс колокольни.
Казанчецоц подвергался страшным испытаниям. После Шушинской резни 1920 года собор перестал функционировать. В 1940-е годы его использовали как зернохранилище, в 1950-е — разрушили шатер и разобрали тесанные камни крыши, а также верхние части боковых стен. Из камней Казанчецоц в азербайджанском квартале Шуши построили несколько зданий. Барельефы на стенах храма, надгробные плиты с богатым убранством и крест колокольни превратили в тир — в них выпускали пули из ружей.
Казанчецоц после Шушинской резни, 1920-ые
В конце 1960-х годов на территории храма появились… тракторы и бульдозеры из районной сельхозтехники. В 1970-е годы вандализм достиг своего апогея: у оснований колонн, поддерживающих свод, подожгли автомобильные шины, заложили взрывчатку, стерли барельефы и надписи…
Во время Карабахской войны здесь находился азербайджанский склад ракет системы «Град». Более 2-х тысяч смертоносных снарядов почти доверху наполняли помещение церкви. Азербайджанцы были абсолютно уверены, что армяне ни при каких обстоятельствах не будут обстреливать свой храм.
Когда армянские воины вплотную подошли к городу, было решено взорвать храм, но наступление развивалось столь стремительно, что преступный замысел не удался: город был взят армянскими войсками штурмом 8-9 мая 1992 года. Операция получила название «Свадьба в горах».
Когда был освобожден город Шуши, над разрушенным куполом церкви Казанчецоц Сурб Аменапркич взвился трехцветный армянский флаг и в стенах церкви, под ее арками воскурились благовонные свечи.
Церковь была окончательно восстановлена в 1994-1998 гг., однако на ней все еще сохранились следы обстрелов.
16 октября 2008 г. по инициативе мецената Левона Айрапетяна в древнем Шуши и в историческом Гандзасаре было совершено одновременное венчание 700 пар: в церкви Казанчецоц Сурб Аменапркич – 500 пар, а в монастыре Гандзасар – 200 пар новобрачных.
Кто знает, каким еще историческим событиям станет свидетелем церковь Казанчецоц Сурб Аменапркич, но ясно, что белокаменная красавица армянского архитектурного искусства не только символ несгибаемой веры армянина, но и ныне символ гордого и бесстрашного защитника Арцаха.
Церковь Казанчецоц Сурб Аменапркич не только светоч нашей христианской веры, но и гордый воин нашей освободительной борьбы.
8 октября 2020 года церковь Казанчецоц в очередной раз стала мишенью врага: Азербайджан сверхточной ракетой нанес удар по символу Шуши. Глава епархии Арцаха Армянской Апостольской Церкви архиепископ Паргев Мартиросян в нанесении удара по церкви Казанчецоц в Шуши видит почерк «Исламского государства».