Фидаи – известное армянское ополчение, были мирными жителями Армении, которые добровольно покинули свои семьи, чтобы сформировать отряды самообороны. Сам термин фидаи (Ֆիդայի) происходит от арабского слово fedayeen: فدائيون fidā'īyūn, что буквально означает «те, кто идет на жертву».
Целью деятельности армянских фидаи являлись предотвращение преследований сельских жителей и подрыв политики Османской империи в отношении районов, населённых армянами. Местные добровольцы оказывали сопротивление туркам в ходе массовых убийств армян, Сасунской самообороны, Зейтунского восстания, обороны Вана и Ханасорского похода, происходивших в 1894—1897 годах. Они руководили армянским национально-освободительном движением, в котором принимали активное участие.
Своей конечной целью многие армянские фидаи ставили завоевание для своего народа автономии, а затем и полной независимости.
В сегодняшней нашей подборке рассказываем о трех легендарных армянских фидаи, чей вклад в борьбу за освобождение родины неоценим и дорог всем армянам.
Арабо – Степанос Аракел Мхитарян
Арабо – легендарный деятель армянского национально-освободительного движения, один из первых фидаи.
Родился в 1863 г. в селе Куртер области Брнашен (Сасун, провинция Битлис), в Западной Армении. Учился в школе при монастыре Аракелоц в Муше. Оставив церковное звание, он покинул монастырь. Поехал в Алеппо работать, на накопленные деньги купил оружие и вернулся на родину.
На родине создал маленькую группу, которая боролась с курдами — аширетами и турками, притесняющими армян. По началу в группе было всего 3 фидаина: Арабо, Мхо из Дергевана и Левон из Ализрнана. К ним присоединились Геворг Чавуш, Галшои Манук, Гомерци Овик, Бердаки Нерсо, Айронкци Адам и Карсеци Аге.
Они действовали быстро, внезапно и незаметно. Арабо всегда участвовал в боях. Современники говорили, что утром его можно было увидеть в городе Муш, а вечером на горе Маратук (Марутасар).
Он был защитником бедных вне зависимости от национальности. Имя Арабо стало знаменитым во всем Сасуне. Арабо и его боевые товарищи переодевались в курдов, конфисковывали у сельских турок оружие и вооружались им.
Арабо считал, что несправедливость и давление на беспомощных не должны оставаться безнаказанными, тем более, что османская власть, несмотря на преступления и всю их тяжесть всегда виноватыми считала христиан.
В английской газете «Голубая книга» была напечатана статья о том, как курды пытались украсть невесту во время армянской свадьбы. В итоге были убиты два курда и один армянин. За это были арестованы 17 армян.
Каждому дали по 15 лет лишения свободы. А курды вновь остались безнаказанными. Это пример свирепости аширетских курдов. На свадьбе присутствовал сам Арабо, он кинулся на преступников, убив двоих, остальные убежали.
Спустя некоторое время курды большими отрядами начали атаковать Варденис, но у Арабо и Маргар варжапета удалось организовать самооборону и отбросить атаки курдов. Увидев это, османская власть отправляет в Варденис свои войска и полицейских. Несмотря на то, что армяне не сопротивлялись, полицейские арестовали жителей, конфисковали оружие и отправили в Муш.
После этого курды атаковали село и украли имущество у жителей. Турецкие власти делали все, чтобы поймать Арабо. Они использовали этот случай для давления на армянские села, для насилия над армянами.
Под маской розыска Арабо полицейские ворвались в село Авагут, убили мужчин, изнасиловали женщин, убили детей, кинув под ноги лошадей, украли все имущество. Узнав об этом Арабо собирает друзей и начинает военные действие.
Слава Арабо распространилась далеко за пределы Сасуна, о нем узнали по всей Армении. Он придавал боевой дух армянам. Он убил армян-предателей, глав трех сел Вардениса, которые выдавали информацию туркам.
Он действовал в основном в Брнашене. Османская власть начала использовать курдских аширетов и их племена для борьбы с айдуками. Они разрешили курдам безнаказанно обворовывать армянские села.
Несмотря на то, что группа Арабо была вооружена охотничьими ружьями и саблями, их боялись и курды, и османская власть. Арабо принадлежат следующие слова:
«Надо дать армянам столько силы, чтобы их звезда светила так ярко и имела столько сил, чтобы прогнать этих пришлых до Шама».
Группа Арабо сражалась против насилия и уничтожения. Арабо словно магнит притягивал храбрых юношей. Он был идеалом для них.
В 1892 году его группа вошла в село Бердак. Он разделил гайдуков на группы и отправил по селам. Он и Мхо остались в Бердаке. Глава Ализрнана сообщил об этом турецким властям и ценой огромных потерь, те арестовали Арабо.
По дороге в тюрьму армяне собирались и приветствовали его. В Карине полицейские угрожали им: «Заткнитесь, и ваша очередь придет». Армяне же отвечали: «Можете увести прямо сейчас, мы такие же как он».
Спустя несколько дней предатель Крпо, глава Ализрнана, был убит за свое подлое дело. Его убил Геворг Чавуш. Арабо осудили на 15 лет заключения, однако он сбежал из тюрьмы.
Для того, чтобы турки за маской поисков Арабо не вошли и не разрушили армянские селы, Арабо уехал на Кавказ, дав поручение отцу Ованнесу распространить эту новость. И уехал из Тарона. По возвращению с Кавказа на родину, где он собрал группу, в долине Гялисор у села Хошгелди, а потом и Гел Араш начался неравный бой между группой Арабо и курдами. Группа Арабо нанесла огромные потери противнику, но в этом бою, к сожалению, пал и сам Арабо.
Завет Арабо:
«Айдук не хозяин своей жизни, его жизнь принадлежит освободительной борьбе. Айдук должен уметь смотреть в глаза смерти каждый день и должен быть готов умереть за свободу. Айдук не имеет иной жизни. Семья айдука — его боевые товарищи, его дом — пещеры и утёсы Сасуна».
Скульптура Арабо в Джермуке. Автор – Ованнес Мурадян
Махлуто — Смбат Бороян
Смбат Бороян – родился 27 августа 1881 года в квартале Сурб Марине в Муше. С юных лет, познав горечь турецкого ига, Смбат входит в организованную в Муше группу «Еркат», потом присоединяется к группе фидаи Андраника.
В 1904 году принимает активное участие в героических боях за Сасун, в 1906-1907 годах, в период иранской революции, становится одним из сподвижников Епрема Давтяна — соратника народного героя Сатархана.
В годы Первой мировой войны Смбат был командиром первой роты Первого Армянского добровольческого полка, которым командовал Андраник, участвовал в боях, в том числе в знаменитой битве за Дилман и захвате моста в Джульфе, сражался с турецкими войсками в Зангезуре, Арцахе, затем защищал границы Республики Армения.
После тяжелого ранения Смбат лечился в Ереване, потом уехал в Тавриз, женился и переехал сначала в Египет, потом в США, где снова встретился со своим любимым полководцем Андраником и возобновил старую дружбу.
В 1933 году Смбат переехал во Францию и развернул общественную деятельность в Марселе, где в те времена проживало около 28 тысяч армян. В Марселе Смбат пользовался большим авторитетом и популярностью. О нем публиковались многочисленные статьи и очерки.
В годы Второй мировой войны Смбат вместе с тысячами французов участвовал в борьбе с фашизмом, был одним из бойцов французского Сопротивления, близким соратником Мисака Манушяна, членом подпольной антифашистской организации.
Главной задачей зарубежных армян Смбат считал возвращение отнятой у них земли предков:
«Как у человека, и у меня были разочарования в недавнем прошлом, я много испытал горечи из-за людей, но послушайте, братья, в одном моя вера осталась нерушимой — это родина, край Армения, за которую я сражался.
Эта родина — сегодня реальность, и зовет вас и меня… Как вчера мы были вместе на наших родных горах, рядом с Андраником и другими, так и сегодня я с вами. И в этом преклонном возрасте, истощенный физически, душой и телом я молод более чем когда-либо. И первый караван, который отправится в 1947 году из Франции в родную страну, должен возглавить я… На родину, на родину, братья-изгнанники».
В начале октября громадный пароход «Россия» с тремя с половиной тысячами проживавших во Франции армян взял курс на Батуми. Прибывший из Франции караван армянских репатриантов нашел теплый прием на земле Матери-Родины.
Смбат получил в Ереване квартиру, устроился на работу, стал членом Всесоюзного добровольного общества содействия Советской Армии (ДОСААФ), его направили в санаторий Арзни для отдыха и лечения, ему была оказана необходимая материальная помощь. Несгибаемый народный герой Смбат Бароян после долгих скитаний нашел свой последний приют на Родине.
Похоронен во дворе монастыря Святой Гаянэ в Эчмиадзине рядом с могилой Хента, героя одноименного романа Раффи. Быть похороненным рядом с Хентом было желанием Смбата.
«За веру мою похороните меня в Святом Эчмиадзине, — пошутил как-то Смбат, — а за храбрость — рядом с Хентом, если сочтете возможным».
Могила Махлуто во дворе монастыря Святой Гаянэ в Эчмиадзине
Грайр Джохк – Арменак Казарян
Арменак Казарян (1866-1904гг) один из ведущих деятелей освободительного движения, который воплотил в себе храбрость династии Мамиконянов и верность династии Багратуни и их последователей.
Тщедушного телосложения, но сильный духом, он полностью посвятил свою жизнь делу обороны Тарона и освободительного движения. Арменак Казарян родился в селе Агаронк, губернии Хулб Сасуна 1866 году.
В детстве вместе с родителями он переселился в Хзлагач Муша. Его отец был священником и старался дать хорошее образование своему сыну. Молодой Арменак получил воспитание и образование в школе св. Карапета.
По окончании школы в 80-х годах у него уже сформировалось национальное самосознание. В тех годах жизнь в Тароне была полна революционных настроений. У всех на устах были имена Арабо, Маркар-Варжапета и других фидаи.
События 1889 года в Ивлигаре потрясли армян. Тарон кипел. И когда в начале 1890-х в Муш приехали гнчакский Мурад и М. Таматян, все было готово для революционных действий. Арменак, который до их приезда уже придерживался революционных мыслей, помогает им в деле образования ячейки партии “Гнчак” в Тароне.
Как революционный деятель, Арменак перемещаясь из села в село агитирует среди населения. Новые силы мобилизуются в дело революции, среди которых был и Геворк Чауш.
Готовится восстание с Сасуне 1894-го года. Не получив достойной поддержки со стороны правления партии «Гнчак», Арменак Казарян, уже известный как Джохк Грайр, разочаровывается и уезжает на Кавказ, оттуда в Румынию, унеся с собой печаль разрухи родины и гнев и возмущение в сторону правления партии «Гнчак».
Будучи знакомым с программой и деятельностью партии «Дашнакцутюн», он вступает в ее ряды и в 1895 году возвращается в Армению с 50 армянскими юношами (среди них были также Андраник и Ахбюр Сероб).
По решению бюро партии вместе с Татулом (Арам Арамян) и пятидесятью бойцами он вступил в Басен, куда были уже доставлены оружие и боеприпасы.
В его планы входило постепенное перемещение в Хнус и Тарон и постепенное опутывание революционными сетями вышеназванные районы.
В Басене Грайр и Арамян становятся душой революционного движения. В особенности Грайр, который был человеком покладистого характера, прошедший тяжелую жизнь, мог словами доступно объяснить крестьянам о пользе революционной деятельности.
Организованная оборона Грайром и Арамяном спасла некоторые районы от резни. Грайр остался в Басене до лета 1986. В июне 1896 года, после кратковременного визита в Карс, он был арестован и помещен в тюрьму г. Гарин.
Но его быстро выпустили и в 1901 году поняв, что правительство его не оставит в покое, уезжает в Ван и с Вардкесом разрабатывает программу деятельности освобождения Тарона и Васпуракана. В 1902 года Грайр занялся организаторскими делами Ахлотского района.
Далее он останавливается в Сасуне, где были военные силы во главе с Андраником. В Сасуне Грайр становится лидером движения и любимцем народа.
В 1904 году правительство Турции решило полностью уничтожить сопротивление бойцов, оборонявших Сасун, под предводительством Вагана, Мурада, Грайра.
Начались столкновения и одним из первых 12 апреля от вражеской пули скончался Грайр Джохк. Его смерть была большой потерей для народа Тарона. Его похоронили во дворе церкви, возле своего друга – Акбюра Сероба.
Продолжение следует…