С кем наши Герои воюют в Арцахе? Групировка Такфири (часть1). Минутка Истории - RadioVan.fm

Онлайн

С кем наши Герои воюют в Арцахе? Групировка Такфири (часть1). Минутка Истории

2020-10-06 19:29 , Минутка истории, 1035

С кем наши Герои воюют в Арцахе? Групировка Такфири (часть1). Минутка Истории

Такфиризм (араб. تكفير‎, такфир + изм) — радикальная исламистская идеология египетского происхождения, основой которой является обвинение в неверии (куфр) мусульман. Именно это является главным отличием такфиризма от других исламистских течений.

Большинство мусульман-террористов являются приверженцами такфиризма, но среди такфиристов есть и те, кто избегают насильственных действий. В русскоязычной литературе приверженцев такфиризма называют такфиристы, такфириты или такфировцы.

Термин «такфиристы», наряду с другими прозвищами («насибиты», «омейяды», «ваххабиты»), используется шиитами, которые участвуют в гражданской войне в Сирии, в отношении противостоящих им суннитов.


Среди ранних мусульманских школ вопрос о внешних признаках перехода человека из ислама в неверие породил различные, иногда даже противоречащие друг другу мнения. Впервые проблема такфира была поднята хариджитами во время правления халифа Али ибн Абу Талиба. Когда Али решил достичь примирения с противоборствующей стороной посредством третейского суда, часть сторонников халифа объявила третейский суд противоречащим шариату, ибо судить, по их мнению, мог только Аллах.

Али ответил на это тем, что третейский суд никак не противоречит божественным законам, ибо суд осуществляют судьи из числа людей на основании законов Бога. После этого часть сторонников Али объявила его и верных ему людей «неверными» и покинула халифа, тем самым положив начало секте хариджитов . Известно, что первая такфиристская организация «ат-Такфир ва-ль-Хиджра» из-за схожести с этим течением была прозвана СМИ «хариджитами XX века».

Истоки такфиризма лежат в египетских политических тюрьмах и в интерпретациях сочинений идеолога «Братьев-мусульман» Сайида Кутба. После второй волны насилия в отношении членов «Братьев-мусульман» в 1960-х годах, некоторые молодые члены организации стали придерживаться более радикального понимания книг Сайида Кутба, в особенности после его казни в 1966 году. Лидеры «Братьев-мусульман» выступили против такфиристских интерпретаций слов Кутба и даже сумели «вернуть» некоторых такфиристов и их лидеров, но эти меры оказались не совсем успешными.

В значительной степени такфиризм и джихадизм являются продуктом репрессивного авторитаризма в Египте и ряда неудач египетского режима в деле направления политической оппозиции в стране в мирное русло, начиная с 1952 года. Позднее эти идеологии были экспортированы в остальные арабские страны, а затем и в другие части мира.

Известно, что Сайид Кутб в определённой мере повлиял на Усаму бен Ладена, но последний не воспринял идеологию Кутба полностью. Несмотря на то, что западные и мусульманские критики пытаются повесить на Бен Ладена ярлык такфиризма, по мнению бывшего агента ЦРУ Майкла Шойера, он последовательно отвергал такфиристскую философию. Подтверждением этому является тот факт, что такфиристы три раза пытались убить Усаму бен Ладена. Находясь в Судане, Усама бен Ладен разорвал все связи с алжирской «Вооружённой исламской группой» из-за их такфиризма.

Такфиризм-джихадизм является одной из многих идеологий, конкурирующих за гегемонию в исламском революционном движении. Его распространителями являются такие группировки, как Аль-Каида, Кавказский эмират, Союз Исламского Джихада, Исламское движение Узбекистана, Джамаат Исламийя и Лашкаре-Тайба, которые образуют глобальный джихадистский революционный альянс. Также такфиризм является идеологией сомалийской группировки Харакат аш-Шабаб.

Идеология

В отличие от джихадизма, такфиризм может быть насильственным или ненасильственным. Ненасильственные такфиристы стараются проводить свою жизнь в изолированных местностях, как это делали члены джамаата «ат-Такфир ва-ль-Хиджра» в пустынях Египта в начале 1970-х годов.

Сторонники насильственных методов могут выбирать в качестве жертв даже женщин и детей, как это делала Вооружённая исламская группа в Алжире.

Такфиристы считают, что убийство «отступников» от ислама узаконено. Демократия является неприемлемой для такфиристов, даже участие в выборах и голосование в глазах такфиристов может стать «доказательством» для вынесения такфира.

Журналист Клод Салхани проводит аналогию между такфиристами и коммунистами 1940—1990-х годов: в частности, бескомпромиссность к оппонентам и всеобъемлющий контроль всех сфер частной жизни; основное отличие заключается в идеологии. Такфиристов также можно сравнить с Красными кхмерами, которые убивали людей для «очищения» Камбоджи или террористами, устроивших взрыв в Оклахома-Сити. Большинство мусульман, занимающихся терроризмом, являются именно такфиристами.

Такфиристы больше заботятся о свержении «отступнических» режимов на Ближнем Востоке.. Провальную попытку установить власть Талибана в Афганистане они воспринимают как маленькую неудачу на пути предопределённой Богом революции.

Такфиристы верят, что они находятся в экзистенциальной борьбе с Западом. Как и Красные кхмеры в Камбодже, «Сияющий путь» в Перу или Культурная революция в Китае, такфиристы считают, что от влияния Запада можно избавиться путём уничтожения западных «символов», в том числе и интеллигенции, получившей западное образование.

Такфиризм считается еретическим нововведением (бида) в исламе. В 2005 году по инициативе иорданского короля Абдаллы II больше пяти сотен богословов и мусульманских политических лидеров из ОИС и ЛАГ подписали «Амманское послание», которое объявило такфиризм «незаконным». По словам известного американского колумниста Майкла Джерсона, «такфиризм является не выражением ислама, а его извращением».

Большинство такфиристов современности, «переродившиеся» в подростковом или юношеском возрасте, мало что знают о религии, но в то же время называют себя «настоящими мусульманами», которые должны бороться с врагами для защиты своих друзей и веры. Как и христианский фундаментализм, породивший белый супремасизм, салафитский ислам стал источником для такфиризма. Однако это не означает, что салафизм сам по себе является причиной такфиризма. Основной жертвой такфиристов являются сами салафиты. Скотт Атран, антрополог, специализирующийся на теме терроризма, считает, что самыми эффективными противниками насильственного джихада такфиристов являются строгие салафитские школы Индонезии, Египта, Саудовской Аравии и Йемена.

Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. Если рассматривать социально-экономические причины, то основной причиной можно считать низкий уровень жизни в стране.

Экономические.

Терроризм сегодня - это бизнес, способный приносить своим организаторам немалый доход, который может быть сравним с доходами от нефтебизнеса. Торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли. Религиозные. В настоящее время существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие.

Самым распространенным из них является ваххабизм (радикальное течение ислама). В большинстве случаев террористы лишь прикрывают свои истинные намерения религиозными лозунгами. Духовные. Важными духовными причинами возникновения терроризма являются: искажение правовых и общечеловеческих ценностей.

Терроризм предполагает использование насильственных, в первую очередь вооруженных, действий, однако его социальное влияние было бы ошибочным объяснять чисто физическим эффектом (количеством жертв).

Гораздо существеннее эффект эмоциональ-но-психологический, который проявляется в запугивании населения. Это именно тот механизм, через который террористы пытаются воздействовать на население, на сознание масс и даже на власть. Страх – вот то оружие, через которое идет подавление личности обывателя. Иными словами, террористические акты всегда совершаются в целях саморекламы, с намерением вызвать шок, страх у населения и властей.

Исследования показывают, что, несмотря на наличие некоторых сходных психологических характеристик, говорить о существовании комплексного портрета террориста нет оснований. Можно выделить как минимум два ярко выраженных психологических типа, часто встречающихся среди террористов.

Первые отличаются высоким интеллектом, уверенностью в себе, высокой самооценкой, стремлением к самоутверждению, а вторые – неуверенные в себе, неудачники со слабым «Я» и низкой самооценкой.

Но как для первых, так и для вторых характерна высокая агрессивность, стремление самоутвердиться, фанатизм.

Второй психологический тип – идеальный строительный материал для любой террористической группировки, в которой этот слабый индивид обретает поддержку, чувство полезности, уверенности в своих силах, чувство МЫ.

Для террористов характерен высокий уровень агрессивности, отказ от общечеловеческих ценностей. Также становится ясно, что группировка неистовых и бескомпромиссных единомышленников состоит собственно из одиноких и психологически слабых людей, которые могут чувствовать себя сильными только в общем реве, только в толпе. Толпы состоят из людей внушаемых, податливых и изменчивых. Их существование – это вера, сходная с религией. Но у террористов этой религией является идеология противопоставлений. Видение мира «мы – они», деление его на мусульман и «неверных» проявляется в крайней нетерпимости ко всякого рода инакомыслию. Террористы – это религиозные фанатики, якобы обладающие высшей и единственной истиной.

— Терроризм... всегда ставит перед собой одну единственную цель. В чем она заключается?

— В убийстве невинных людей.

— Неверно. Смерть является всего лишь побочным продуктом терроризма.

— Чтобы продемонстрировать силу.

— Нет. Более яркого проявления слабости, чем террор, в мире не существует.

— Чтобы вызвать страх.

— Именно... Цель терроризма — вызвать страх и ужас. Эти чувства подтачивают силы врага изнутри... вызывают волнения в массах. Терроризм есть проявление ярости. Терроризм — политическое оружие. Когда люди видят, что их правительство бессильно, они утрачивают веру в своих лидеров.

Дэн Браун

Материал подготовила: Марина Галоян

Лента

Рекомендуем посмотреть