Подобно гнезду аиста, откуда вся окружающая местность видна как на ладони, Шуши гордо восседает на плато, расположенном на вершине крутой горы.
Первое сведение о городе-крепости Шуши сообщает арабский географ Якут ал-Амави (1178-1229 гг.). Ссылаясь на знаменитого арабского историографа Ибн ал-Асири (1160-1230 гг.), в своем «Географическом словаре» пишет:
«Каркар – город в Арране, близ Байлакана, построенный Ануширваном». Байлакан являлся одним из древних городов Аррана (северо-восточная часть Армении), находится в провинции Арцаха – Муханк.
О Байлакане упоминает также греческий географ Страбон. Известно, что персидский царь Ануширван (VI в.), чьи владения охватывали и восточную половину Армении (впоследствии деления с Византией), с целью укрепления севера империи, перестроил несколько крепостей. Ему присваивается и укрепление Дербента, установление железных ворот.
Крепость Шуши
Свидетельства знаменитых арабских авторов лишь подтверждают, что именно VI в. был перестроен город-крепость Каркар (армянское слово, что обозначает «камень на камень», или «крепость на камне»).
Крепостные стены
Сохранение после перестройки армянского названия крепости также доказывает, что и до времен Ануширвана крепость Каркар была и здравствовала, защищая северо-восточные границы Армении. А река Каркар свое имя получила от знаменитой крепости и свято его сохранила до наших дней.
Крепость, часто оказываясь в гуще исторических событий, как и область, несколько раз меняла имени: Каркар-Шикакар-Караглух-Шуши…, как бы стараясь приспособиться к различным ситуациям.
В позднем средневековье эта крепость упоминалась как Караглух, Кар, сигнах Караглух, крепость Шош, сигнах Шош и принадлежала владыкам Варанды — Мелик-Шахназарянам.
Армянский ашуг в Шуши
Следующее сведение о крепости сообщает известный историограф северо-восточных областей Армении Мовсес Каланкатваци, описывая битву 821 года в крепости Шикакар (рыжий камень) между арабами и войском арцахского князя из рода Багратидов Сагл (Сахл) Смбатян, где он и одержал победу над арабским войском.
Крепость Шуши
Армянский историограф ХIII в. Киракос Гандзакеци в своей «Истории Армении» описывая длительную поездку Великого князья Арцаха Асан Джалаляна в 1256 г. в столицу монгольской империи Кара-Корум, к Мангухану, сообщает, что князь просил обратно свои крепости Джраберд, Аканаберд и Каркар.
Следующую достоверную информацию о крепости в 1428 г. в своей памятной записи Евангелия, переписанный в церкви Сурб Аствацацин, нам оставил переписчик Тер-Мануел, впервые упоминая о названии Шуши. Шушинское Евангелие хранится в Ереванском книгохранилище древних рукописей Матенадаран им. Св. Месропа Маштоца.
Крепость Шуши
Спустя 150 лет, в 1575 году, в Шуше было создано еще одно Евангелие, о чем упоминается в памятной записи рукописной книги. Это доказывает, что культурная жизнь в Каркар-Шуши, даже в тяжелые годы в стране, не прекращался.
В первой четверти ХVIII в. армянский военачальник Аван, укрепляя крепостные стены Шуши, создает очень сильный укрепрайон – сгнах. В те времена в Арцах-Карабахе было образовано военизированное государство – с э целью самообороны от нашествий войск Османской империи.
Впоследствии в Карабахе, во времена Надир шаха, было образовано полунезависимое государство армянских князей-меликов – Хамса.
Развалины дворца карабахских ханов в Шуши
В 1752 г. в Шуши утверждается некий перс Фанах Али, главарь разбойничьей группы преследуемый Надир-шахом, впоследствии получивший от последующего иранского правителя статус хана.
С высокогорного плато шушинские купцы организуют и руководят всеобъемлющую торговлю между странами Востока и Запада, Юга и Севера. Вскоре Шуши становится одним из крупных городов Кавказа, значительным культурным центром армян.
В начале ХIХ в., после присоединения Нагорного Карабаха к России по русско-персидскому мирному договору 1813 года, подписанного в карабахском местечке Гюлистан (Шаумяновский район НКР, до начала карабахской войны абсолютное большинство населения села составляли армяне, в ходе летнего наступления 1992 года азербайджанских войск село перешло под контроль азербайджанцев, и всё население которого было вынуждено покинуть его. В настоящее время из-за близкого расположения к линии соприкосновения в селе никто не живёт) в Шуши устанавливается русская власть.
Северо-западная часть крепости. Рис. Клерже по зарисовке В. Верещагина. Опубликовано в Le Tour du monde (1869)
В Шуши, с ликвидацией в 1822г. ханства, утверждается Арцахская епархия Армянской апостольской церкви. С 1847 г. получив статус города и, находясь в стратегически важном месте центрального Закавказья, Шуши усиленно рос и к 60-ым годам позапрошлого века превратился в один из значительных городов всего Закавказья.
В условиях благоприятной социально-экономической и политической жизни, Шуши интенсивно застраивался по собственному генеральному плану. Только в XIX в. здесь были осуществлены три генеральных проекта, благодаря которым разрезанное плато, со сложным рельефом, покрылось сетью улиц, пересекающихся с севера на юг и с востока на запад.
Из книги «Путешествие в Армению» Месропа Тахиадяна узнаем, что там на месте деревянных церквей были построены прекрасные архитектурные комплексы из камня, двух и трехэтажные светлые особняки, постоялые дворы, многочисленные магазины, общественные и культурно-просветительские центры.
Серебряный ключ от крепости
В 1837 г. был составлен второй генплан, который в связи с непредвиденными темпами развития уже в 1853 г. был пересмотрен и скорректирован. Создание систем оборонительных сооружений сочеталось с высоким ростом гражданского строительства.
Вид города Шуши. Рисунок В. Верещагина, 1865
Следующий этап развития города связан со строительством железной дороги Тифлис-Баку (1883 г.) и, в особенности станции Евлах, через которую Шуши сообщалось с промышленными центрами Российской империи. Немаловажную роль сыграло также проложение там шоссейных дорог, в том числе и из Аскерана, Амараса (в 1820-х годах) и Гориса (в 1870-х годах).
Уже к концу века Шуши стал одним из деловых и культурных городов Закавказья. Здесь насчитывалось 10 учебных заведений, 485 магазинов, 5 типографий, театры, больница, 2 библиотеки, действовали многочисленные мастерские, мельницы, гостиницы, постоялые дворы.
Все гражданские и общественные здания, церкви были построены согласно традициям армянской архитектуры, многое было из тех соседних селений, откуда в Шуши мигрировали зодчие и мастера по камню. В шушинских сооружениях национальный колорит проявляется четко и убедительно.
Страница армянского «Евангелия» 1428 года, переписанного, согласно колофону рукописи, «в деревне Шуши области Амарас»
В результате интенсивной застройки в XIX в. прежнее ханское логово стало культурным и административным центром края, приумножая многовековую армянскую архитектурную традицию.
Словом, XIX в. был блестящим периодом в становлении города. Разделение города на кварталы, по всей видимости, было условным. Из армянских крупных кварталов наиболее известен Ереванян дрнер (ереванские ворота).
Ереванские ворота, начало XX в.
Северо-западная часть города, свисающая над ущельем Айкадзор, именовалась Верив, или Каму ахаци (верхний, или ветряных мельниц). Ниже, к кладбищу, располагались кварталы Гумлуг и Меликенц, а с юго-востока – Хин ангстарани (древнее кладбище).
Примечательны своим месторасположением кварталы Баганц огери-таг, Джрабертоц, Мегрецоц, Дараэнерян дзор, Мичин-таг, Неркин-таг и Агулецоц-таг, где находился собор Агулеяоц.
Однако украшением Шуши был центральный квартал Казанчецоц, окруженный вышеназванными, а с востока – Туркац (турецким – обратите внимание!) кварталом. Центральный квартал пересекали три большие мощеные улицы.
На Театральной улице находило армянский театр Хакдамирянца, на улице Агулецоц были церкви Агулецоц и Казанчецоц, а на улице Почти (почтовой) - почта, телеграф и банк.
Центральная часть Шуши. На переднем плане театр Хандамирянца
Кроме этого, в центральном квартале находилось более 400 жилых домов, сотни магазинов, мастерских ремесленников, в также множество производственных и общественных зданий.
Хор Григора Мирзаяна Сюни в Шуши
Армянская часть города характеризуется регулярной планировкой и взаимоперпендикулярной сетью улиц.
Ко второй половине XIX в. как это видно из третьего генерального плана, составленного в 1853 г., в западной части города уже образовалось несколько площадей, окруженных монументальными сооружениями, среди которых выделялись пять купольных церквей.
Четвертый генеральный план Шуши был составлен в 1912 г. архитектором города Арменаком Кондахсазяном.
Однако его претворению в жизнь помешала Первая мировая воина и спровоцированные турками-азербайджанцами в Карабахе межнациональные столкновения.
В 1920 г. армянская часть крепости Шуши вновь подвергся поджогу и резне, теперь уже со стороны властей Азербайджана, в состав которого был отдан по известным договорам весь Арцах (Нагорный Карабах). Армянская часть с 35-тысячным населением была полностью уничтожена.
В начале Арцахской войны в 1990 г. крепость Шуши была превращена азербайджанцами в огневую точку, откуда Степанакерт был подвергнут непрерывным бомбежкам.
9 мая 1992 г. крепость была освобождена Армией Арцаха.
Герб города Шуши
По материалам vstrokax.net.