Древние христианские сокровища Арцаха: Амарас, Дадиванк, Гандзасар - RadioVan.fm

Онлайн

Древние христианские сокровища Арцаха: Амарас, Дадиванк, Гандзасар

2020-10-03 00:15 , Минутка истории, 2874

Древние христианские сокровища Арцаха: Амарас, Дадиванк, Гандзасар

Среди самых древних монастырей Арцаха выделяются Дадиванк и Амарас. Монастырь Амарас был основан еще в IV веке, а в V веке автор армянского алфавита Месроп Маштоц здесь же основал самую первую в Нагорном Карабахе школу. Еще один прекрасный памятник армянской архитектуры – монастырь XII века Гандзасар, название которого переводится как «гора сокровищ». В нашем сегодняшнем обзоре – древние христианские соковища Арцаха.

Монастырь Амарас

В своем шеститомном труде «История Армении» средневековый ученый Фавстос Бузанд подробно рассказывает о том, как после обращения царя Трдата III и армянского народа в христианство Григорий Просветитель исходил вдоль и поперек все армянские земли, разрушая старые языческие храмы и строя первые церкви. Добрался креститель и до Арцаха, заложив первый камень в основание будущего Амараса.

Следующая крупная веха в истории Амараса связана с именем внука святого Григория Просветителя, Григориса. Еще в юности он был рукоположен в епископский сан своим дядей, католикосом Аристакесом I, который отправил Григориса проповедовать христианство в Грузию и Албанию, где тот и погиб мученической смертью. Верные молодому епископу ученики привезли тело Григориса в Амарас, где он и был погребен в 338 году в новой церкви, названной его именем. Известие о том, что в Амарасе находится могила внука Григория Просветителя, было распространилось, и очень скоро арцахская обитель превратилась в настоящее место паломничества.

Церковь Сурб Григорис

С Амарасом также связано такое важнейшее событие, как строительство самой первой армянской школы. Именно сюда прямиком из Эдессы, где он и создал армянскую письменность, направился Месроп Маштоц. В 405 году рядом с маленькой часовней, построенной еще при Григории Просветителе, и главной амарасской церковью, возникшей над могилой Григориса, была построена школа, в которой Месроп Маштоц со своими учениками обучали всех желающих грамоте. В Амарас рекой потекли люди, деньги и слава.

Руины первой армянской школы Месропа Маштоца

Дальнейшая судьба монастыря оказалась, увы, не столь блестящей. В IX веке Амарас разграбили арабы, в XIII – захватили монголы, а еще век спустя до него добрался сам Тамерлан. Последний сравнял Амарас практически с землей и вывез из монастыря последние остатки роскоши и богатств. Через год после этого погрома основанная еще Маштоцем школа вновь открыла свои двери, но разрушенные церкви так и не были до конца восстановлены.

Интересно, что в XIX веке Амарас был на некоторое время превращен в таможенный пункт на русско-персидской границе. Пожалуй, именно в это время монастырю был нанесен наибольший ущерб. В 1858 году на деньги, собранные богатыми шушинскими армянами, была отреставрирована старая часовня и могила Григориса, а на месте разрушенной монастырской церкви воздвигнута новая.

Дадиванк

Имя монастыря Дадиванк на севере Нагорного Карабаха неразрывно связано с историей о святом мученике Дади, ученике апостола Фаддея.

Старая легенда гласит, что на том месте, где сейчас стоит церковь Сурб Аствацацин, в I веке был жестоко убит святой Дади, один из первых последователей Христа. В Карабах его отправил проповедовать христианство апостол Фаддей. Однако Дади вскоре схватили по приказанию хаченского князя Абгара и предали мученической смерти. В память о невинной жертве возникший у могилы святого монастырь получил название Дадиванк, хотя в других источниках его нередко упоминают как Аракелоц, что в переводе с армянского означает «апостольский».

Монастырь Дадиванк

Временем наивысшего расцвета Дадиванка стал XIII век. В 1214 году супруга князя Вахтанга Тагаворазна Арзу-хатун повелела начать в Дадиванке масштабное строительство. В частности, в этот период были возведены купольная Соборная церковь с ее выдающимися фресками, изображающими Христа с двенадцатью апостолами, большая трапезная и книгохранилище. В Дадиванке теперь располагалась резиденция арцахского епископа, и монастырь стал активно расширять свои владения. В 1241 году была построена часовня Сурб Григор, которую стали использовать в качестве своей фамильной усыпальницы все те же князья Хачена, чей суровый предок повелел казнить святого Дади.

В XVIII веке для монастыря настали суровые времена. Сперва на Дадиванк напал персидский хан, а затем сюда пришли еще более беспощадные враги – голод и чума. Монастырское село стало пустеть, и сама обитель оказалась заброшена на долгие годы.

Монастырь Дадиванк

Возродить монастырь попытался в 1910 году тифлиский армянин по имени Левон-Тер Аветикян. Он даже сумел собрать деньги на реставрацию церкви Сурб Аствацацин, но тут, увы, грянула Октябрьская революция, и планы по спасению Дадиванка так и не осуществились. Масштабная реставрация была проведена здесь только в 2004-2005 году, но и ей не удалось вернуть монастырю его заслуженное былое величие. Это впрочем и не важно – Дадиванк поражает обстоятельством не места, но времени. Сюда приезжаешь искать покой.

Гандзасар

Название Гандзасару дала гора, на которой в 1238 году по приказу князя Арцаха Xасан-Джалала Долы былa построена церковь св. Иоанна Крестителя – Сурб Ованес Мкртич.

В переводе с армянского «гандз» – означает «сокровище», а «сар» – «гора». Но, говорят, название горы сокровищ Гандзасар получил не за серебряные месторождения. По преданию, именно здесь похоронена голова святого Иоанна Крестителя. Здесь также находится могила самого Хасан-Джалал Долы, князя, по приказу которого на месте старой церкви был воздвигнут величественный монастырь, который считается настоящей хрестоматией армянской канонической архитектуры. Дола был зверски убит иноверцами, под пытками пытавшимися заставить его принять ислам. В итоге тело князя разрубили на мелкие части и именно так передали сыну Атабеку. А похоронили Хасана Джалала Блогочестивого в Гандзасаре, причем место для могилы еще при жизни он выбрал сам: это родовая усыпальница Хасан-Джалалянов, надгробие находится у самого входа. Так, каждый кто входит в помещение, непременно должен пройти по плите – «во искупление земных грехов» князя.

Чудес, связанных с горой сокровищ, много. Говорят еще, что во время военных действий в 1990-е в стенах храма укрылись армянские бойцы. И, несмотря на бомбежку, снаряды как будто летели мимо Гандзасара. А тот единственный, что попал в окружающую храм стену, не взорвался. Место это до сих пор показывают туристам.

По материалам barev.today.

Лента

Рекомендуем посмотреть