Наследие голландского художника Яна Вермеера невелико, но каждая его картина (их по разным данным 35–60) – настоящий шедевр искусства. После Рембрандта Ян Вермеер (также известный как Вермеер из Делфта) считается вторым по величине голландским художником XVII века. Он был признан при жизни в Делфте и Гааге, но его скромная слава сменилась мраком забвения после смерти. Все изменилось в XIX веке, когда он был заново открыт Густавом Фридрихом Ваагеном и Теофильом Торе–Бюргером.
Мужчина на картине «У сводни» — предполагаемый автопортрет 24-летнего Вермеера
Особенность всех картин Вермеера – мастерски изображенные воздух и свет (неспроста его называют «волшебником света»). За это качество писатель Марсель Пруст в начале XX в. высоко оценил творчество голландца. Излюбленный сюжет – женщина, занятая каким–то делом, при этом истинный смысл полотна раскрывается через детали. Художник всегда стремился к скрытому символизму и достиг в этом удивительного мастерства. Вермеер – один из немногих художников, который в начале своего творческого пути щедро использовал в технике работы ультрамарин для достижения необходимого художественного эффекта – непомерно дорогой пигмент в XVII веке. Кроме того, Вермеер был одним из первых художников, кто использовал в своей работе камеру–обскуру.
«Женщина, держащая весы» – идеальный образец гармонии, ритма и скрытого содержательного смысла. Ранее эта картина называлась «Женщина, взвешивающая жемчуг», однако, при микроскопической высокотехнологичной экспертизе было доказано, что на весах ничего нет. Картина была написана примерно в 1662-63 году. В эти годы Ян Вермеер занимал должность декана гильдии Святого Луки в Делфте, которая считалась очень почетной. Это позволило ему продавать свои произведения искусства в Делфте, обучать искусству и действовать как арт–дилер.
Ян Вермеер. Женщина, держащая весы, 1663г
Позировала мастеру его жена – Катарина Болнес, в браке с которой у Вермеера родились одиннадцать детей. Несмотря на свое протестантское происхождение, он женился на католичке. Модель одета по моде голландской буржуазии XVII века, в синий пиджак с дорогой меховой отделкой и в традиционный головной убор того времени. Художник изобразил этот платок таким образом, что он создает эффект «нимба». Женщина, по всей вероятности, беременна. Она безмятежно стоит за столом в углу комнаты, держа в правой руке весы, а левой – облокотясь на угол стола. Весы находятся в равновесии, что говорит о ее внутреннем покое.
Ян Вермеер. Женщина, держащая весы. Фрагмент
Предметы, лежащие на столе, образуют богатый коннотациями натюрморт. Мерцающее синее полотно (где и использован редкий в те времена ультрамарин), три шкатулки, две нити жемчуга и золотая цепочка. Шкатулки с монетами и украшениями являются олицетворением материальных благ и тщеславия. И в целом картинку можно было бы назвать гармоничной, одухотворенной, если бы не излюбленный прием Вермеера – скрытый замысел.
Ян Вермеер. Женщина, держащая весы. Фрагмент
Позади женщины, на задней стене комнаты, находится большая картина Страшного Суда в черной раме. Визуальное сопоставление женщины с весами и Страшного Суда подкреплено аллегорией: судить – значит взвешивать. Верующие, готовясь к Суду, оценивают свою совесть и взвешивают свои грехи и благодеяния. Это подчеркнуто светом – он ласкает спокойное, сосредоточенное и гармоничное лицо женщины, её руки с весами, а также сцену на картине за спиной женщины. Свет в картинах Вермеера создает ощущение безмятежности и покоя. А картину на стене дополняет и зеркало – предмет, с помощью которого человек оценивает свои достоинства и недостатки в материальном мире. Перед женщиной земные сокровища, позади нее – символ вечных последствий ее действий на земле. Бурный сюжет в стиле барокко на картине контрастирует с невозмутимым спокойствием самой героини картины – квинтэссенция видения Вермеера. Драматическая апокалиптическая диалектика VS женская рассудительность, баланс и легкость.
Ян Вермеер. Женщина, держащая весы. Фрагмент
И ещё одна деталь, жемчуг тут не просто украшение. Во времена Вермеера он воспринимался как символ человеческой души. В этой простой сцене перед нами раскрывается куда более сложная тема. Какую мысль хотел донести до нас художник своим полотном? Вести свою жизнь с умеренностью. Картина в картине раскрывает важную подсказку: последний суд Христа повторяется собственными действиями женщины. Контраст между ценными предметами на столе, Страшным судом и весами, символами самого Суда, призван напомнить зрителю о важности сопротивления искушению земных богатств и умеренной жизни.
По материалам Artifex.