Как ни странно, но, в отличие от живописцев или писателей, вклад в мировое искусство французских композиторов оказался весьма скромен. Тем не менее уникальный талант одного из них стал символом 20 века и дал импульс творческому развитию многих музыкантов новой эпохи. Имя этого крупнейшего реформатора классической музыки - Морис Равель. Представитель импрессионизма, одарённый композитор, значительно обогативший европейскую музыку и повлиявший на последующее поколение композиторов, своим творчеством внёс неоценимый вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Краткая биография
7 марта 1875 года в маленьком городке Сибур на берегу Атлантики родился Морис Равель. Отец его был швейцарцем, мать принадлежала к нации басков, которые издревле проживали в этом регионе – на юго-западной границе Франции с Испанией. Морис удивительным образом вобрал в себя черты культуры обоих родителей. Отец работал инженером путей сообщения, но в домашней обстановке был музыкантом, отменно владея не только техническими знаниями, но и флейтой, и трубой. Благодаря матери, мальчик рос среди мелодий баскского фольклора, отголоски которых впоследствии слышались во многих его произведениях.
Однако сам Равель, вероятно, считал себя в большей степени парижанином, нежели сибурцем – ведь именно в столицу его семья переехала, когда ему было всего несколько месяцев от роду. С семи лет мальчик занимается музыкой, а в 14 поступает в Парижскую консерваторию. Согласно биографии Равеля, через 6 лет он становится её выпускником по классу фортепиано. Стремление получить композиторский диплом вылилось в долгие годы драматических событий. В 1895 году его исключают из консерватории, спустя два года – восстанавливают. Одаренного студента берет под свою опеку знаменитый композитор Габриэль Форе, под влиянием которого талант Равеля начинает раскрываться. Другой известный композитор, Андре Жедальж, дает Марису частные уроки контрапункта. Однако уникальный стиль музыки и независимость суждений Мориса не находят понимания в консерватории, включая и ее директора, Теодора Дюбуа. И в 1900 Равель повторно отчисляется из альма-матер, сохранив за собой право посещать занятия Форе как вольнослушатель.
Четырежды с 1901 по 1905 год Равель предпринимал попытки стать стипендиатом престижнейшей Римской премии, получатели которой на два года за счет государства отправлялись на стажировку в итальянскую столицу. Но, если трижды произведения Равеля оставались в тени иных, ныне почти неизвестных, то в последний раз его кандидатуру даже не стали рассматривать, сославшись на формальный предлог. Такова была реакция официальных музыкальных кругов Франции на «антимузыкальное» творчество стремительно набиравшего популярность композитора. В прессе поднялась кампания против консерваторского произвола в отношении Равеля, и принятое руководством Римской премии решение стоило Дюбуа директорского кресла. Пройдет еще 15 лет, Равелю будет предложено членство и в Ордене Почетного легиона, и во Французском институте – от обоих символов национального признания он откажется.
К началу Первой мировой войны Равель – один из самых известных французских композиторов, его произведения имеют успех, его имя, наравне с именем Клода Дебюсси, становится символом прогрессивного творчества нового столетия. Известие о начале войны повергло его в шок, но он счел своим долгом записаться в армию, несмотря даже на то, что из-за субтильной комплекции получил медотвод.
Более трех лет один из самых заметных талантов 20 века служил водителем грузовика при различных полках. Состояние здоровья в 1918 году заставило его покинуть войска – за несколько лет он успел пережить и операцию на кишечнике, и обморожение ног, и смерть любимой матери.
Послевоенное сотрудничество с Сергеем Дягилевым и концерты в США существенно поправили финансовое положение композитора, позволив скрыться от назойливого внимания в новоприобретенном доме в городке Монфор-Л’амори близ Парижа. В 1933 году Равель, попав в автокатастрофу, получив травму головы. Тяжелое неврологическое заболевание не позволило ему продолжать работу. За последние четыре года своей жизни композитор не написал ни строчки. 28 декабря 1937 года после операции на мозге он скончался.
Творчество Мориса Равеля
Нет ничего удивительного в том, что пианист Равель большую часть своих сочинений написал для этого инструмента. Оркестровых работ у него едва наберется дюжина, две оперы, три балета и считанные произведения с солирующими струнными. Первое из сохранившихся сочинений Мориса Равеля датировано 1888 годом, последнее – 1933, годом начала болезни. При этом число его опусов – 85, то есть в среднем из-под пера композитора выходило не более двух работ в год. Вероятно, его вдохновение было настолько же избирательно, насколько он сам – требователен к себе. Каждое произведение тщательно продумывалось и детально доводилось до совершенства – подобный перфекционизм объясняет столь умеренный список сочинений.
В 1895 году Равель впервые публикует свою работу, «Старинный менуэт». В то же время он начинает писать на испанские темы – первой стала «Хабанера» для двух фортепиано, написанная для исполнения совместно с Р. Виньесом. Благодаря занятиям с Форе стиль молодого композитора становится все более глубоким и зрелым. В 1898 году он пишет свое первое оркестровое произведение - увертюру «Шехеразада», с которой год спустя дебютирует как дирижер на концерте в Национальном музыкальном обществе Франции.
Равель не был в чистом виде авангардистом или музыкальным «хулиганом», большинство его произведений созданы по классическим канонам. Однако после второго изгнания из консерватории он стал сооснователем «Апачей» или «Хулиганов», как именовала себя группа единомышленников, включающая музыкантов, поэтов и художников. Помимо Равеля, в нее входили и И. Стравинский, и М. де Фалья, и Р. Виньес. Пятерым членам «Апачей» Равель посвятил пятичастную сонату «Отражения», на премьере в 1906 году ее исполнял Р. Виньес, которому посвящена вторая ее часть, «Печальные птицы».
Морис Равель и Игорь Стравинский
Одной из оригинальных работ композитора стал цикл песен для голоса и фортепиано «Естественные истории», написанный в 1906 году на сатирические стихи о животных Ж. Ренара. Невинное произведение сразу же обросло скандалом – газетные критики обрушились на него с обвинениями в плагиате одной из работ К. Дебюсси. Композитор оставался невозмутим, заканчивая работу над оркестровкой «Испанской рапсодии» из «Хабанеры», которая на премьере имела большой успех и быстро вошла в репертуар лучших оркестров мира.
Из биографии Равеля мы узнаём, что в 1909 состоялись его первые зарубежные гастроли как пианиста – в Лондоне, эти концерты принесли композитору отличные рецензии и упрочили его положение на международном музыкальном Олимпе. По возвращении в Париж, Равель совместно с несколькими своими сокурсниками учреждает Независимое музыкальное общество, целью которого было развитие новой французской музыки. Президентом этой организации становится Форе. 20 апреля 1910 года состоялся первый концерт под эгидой общества, на котором Равель исполнил пьесы цикла «Матушка Гусыня».
19 мая 1911 года в парижском театре Опера-Комик состоялась премьера оперы Равеля «Испанский час» по пьесе М. Фран-Ноэна. Этого события композитор ждал три года, поскольку, заказанная в 1907 для американских гастролей, опера не пришлась по вкусу администрации театра. «Испанский час», хоть и следует лучшим традициям итальянской оперы-буффа, но создавался под впечатлением от другой оперы – «Женитьбы» М.П. Мусоргского. Причем композитор использовал и идею Мусоргского об отсутствии самостоятельного либретто – текстом оперы является авторский текст пьесы. Публика встретила премьеру прохладно, но с течением времени опера стала более востребованной.
В 1908 году Равель написал фортепианный цикл «Гаспар из тьмы». До его появления самой технически сложной пьесой для пианиста был «Исламей» М.А. Балакирева. Но Равель поставил перед собой цель создать еще более сложную партитуру и ему это вполне удалось.
Если в опере композитор особенно не преуспел, то второй жанр музыкального театра, балет, принес ему немало приятных минут успеха. Все три своих балета Равель выпустил в свет в 1912 году. «Матушка Гусыня» была показана в Париже и Лондоне, получив отличную критику. Прелестная «Аделаида, или Язык цветов» в своей первооснове имел фортепианный цикл «Благородные и сентиментальные вальсы», созданный в 1908 году. Балерина Н. Труханова была очарована этой музыкой и предложила Равелю переработать ее в балет. 22 апреля состоялась парижская премьера, за дирижерским пультом стоял автор. Сейчас сложно в это поверить, но «Аделаида…» стала гораздо более успешной постановкой, нежели третья работа композитора на балетной сцене. 8 июня творческая команда Дягилева выпустила «Дафниса и Хлою». Постановку осуществил М. Фокин, главные партии исполнили Т. Карсавина и В. Нижинский.
Во время Первой мировой была написана фортепианная сюита «Гробница Куперена», а после и без того неторопливый темп написания музыки замедлился до одной работы в год. В 1920 году Равель сыграл в кругу друзей только что написанный «Вальс». Дягилев, присутствовавший на вечере, заявил, что композитор написал шедевр, но не балет. Равель не стал с этим спорить, но и сотрудничество с антрепренёром больше не продолжал. А «Вальс» стал хореографической поэмой для оркестра и вторым по популярности произведением композитора.
В том же 1920 композитор приступает к созданию своей второй оперы – на сюжет детских сказок, предложенный писательницей Колетт. Оперой произведение стало не сразу – вначале планировалось написать балет. «Дитя и волшебство» в 1925 году с успехом поставил оперный театр Монте-Карло. В 1926 году в Париже впервые были исполнены «Мадагаскарские песни» на слова Э. Парни. В них настолько органично сочетаются слова и музыка, декламация и напевность, голос и оркестр, что они по праву принадлежат к числу лучших камерных произведений композитора.
На закате своей творческой жизни Равель пишет «Болеро» по заказу танцовщицы Иды Рубинштейн для собственного бенефиса. Балетмейстером стала Бронислава Нижинская, сестра знаменитого танцовщика. 22 ноября 1928 года мир впервые услышал одну из самых знаковых мелодий 20 века, вошедшую в репертуар всех крупных симфонических оркестров, знакомую даже далеким от классической музыки людям. Это уникальное по своему построению произведение, состоящее из цепочки повторяющихся мелодий, исполненных различными солирующими инструментами, в числе которых такие редкости, как кларнет-пикколо, гобой д’амур и саксофон.
После фантастического «Болеро» Морис Равель написал два концерта для фортепиано с оркестром. Первый концерт был тепло принят публикой во всей Европе, турне по которой Равель предпринял в 1932 году. Второй, названный «Концерт для левой руки», был написан в 1930 году для австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, который на войне лишился правой руки.
Интересные факты
◆ Биография Равеля гласит, что на самом деле композитор не очень любил играть на фортепиано. Его друг, один из самых выдающихся пианистов своего времени, Рикардо Виньес, заметил, что Морис любил музыку гораздо больше, чем фортепиано.
◆ Любимым композитором Равеля был Моцарт.
◆ Во время Всемирной выставки, проходившей во французской столице в 1895 году, композитор посетил концерт русской музыки и высоко оценил творчество его дирижера, Н.А. Римского-Корсакова.
◆ Равель посетил все 29 спектаклей «Пеллиаса и Мелизанды» К. Дебюсси, прошедших в премьерный сезон.
◆ За первые 24 года своего существования «Испанский час» был исполнен в Париже всего 6 раз.
◆ Морис Равель – одна из немногих знаменитостей, личная жизнь которой осталась абсолютной тайной. Он не имел детей, никогда не состоял в браке, в истории не осталось следов об именах его партнеров или любовниц.
P. S.
Звания почетного доктора Оксфордского университета, почетного члена Королевского филармонического общества Великобритании, высшая государственная награда Бельгии - Орден Леопольда I – знаки признания заслуг Мориса Равеля перед мировой культурой. И десятилетия неприятия его творчества на собственной родине. Таковой оказалась двуликая слава этого удивительного маэстро, радушного хозяина и одинокого затворника с так и не раскрытыми сердечными тайнами.
В публикации использованы материалы soundtimes.