История одного шедевра: апокалиптическая гравюра Дюрера «Четыре всадника» - среди хаоса и ужаса конца света все же есть проблеск надежды - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: апокалиптическая гравюра Дюрера «Четыре всадника» - среди хаоса и ужаса конца света все же есть проблеск надежды

2020-09-13 21:45 , История Одного Шедевра, 131

История одного шедевра: апокалиптическая гравюра Дюрера «Четыре всадника» - среди хаоса и ужаса конца света все же есть проблеск надежды

Альбрехт Дюрер - живописец и гравер, которого обычно считают величайшим немецким художником эпохи Возрождения. Его творчество богато религиозными произведениями, многочисленными портретами и автопортретами, и, конечно, гравюрами на меди и дереве. Интересна гравюра «Четыре всадника Апокалипсиса», в котором среди изображенного хаоса и ужаса конца света есть авторский проблеск надежды.

О художнике

Дюрер был немецким мастером Возрождения, человеком, объявленным венецианскими художниками эпохи Возрождения лучшим художником королевства в 1506 году.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет в одежде, отделанной мехом, 1500г

Он родился вторым сыном венгерского ювелира Альбрехта Дюрера Старшего, который поселился в Нюрнберге в 1455 году, и Барбары Хольпер. Дюрер начал свое обучение рисовальщика в ювелирной мастерской своего отца. Не по годам развитые способности и исключительный талант доказывает великолепный автопортрет, написанный в 13-летнем возрасте, а также «Мадонна, коронованная двумя ангелами» (выполнена в 14 лет).

Альбрехт Дюрер. Мадонна, коронованная ангелами

В 1486 году отец Дюрера организовал практику сына у художника-ксилографа Михаэля Вольгемута, портрет которого Дюрер напишет в 1516 году. В 1490 году Дюрер завершил свою самую раннюю известную картину - портрет своего отца, который знаменует знакомый характерный стиль зрелого мастера.

Альбрехт Дюрер. Альбрехт Дюрер Старший, 1490г

Талант, амбиции, острый и широкий интеллект Дюрера снискали ему внимание и дружбу со стороны наиболее выдающихся деятелей немецкого общества. Он стал официальным придворным художником императора Священной Римской империи Максимилиана I и его преемника Карла V, для которых Дюрер разработал ряд художественных проектов. В частности, для ратуши Нюрнберга художник написал два панно с изображением четырех апостолов с текстами Мартина Лютера, которые отдают дань уважения лютеранству.

Будучи поклонником своего соотечественника Мартина Шонгауэра, Дюрер произвел революцию в гравюре, возвысив его до уровня самостоятельного вида искусства. Он расширил ее тональный и драматический диапазон и придал образам новую концептуальную основу. К 30 годам Дюрер завершил три из своих самых известных серий гравюр на религиозные темы: «Апокалипсис», «Большие страсти» и «Жизнь Богородицы».

Внушительные результаты в гравюре привели к тому, что сам Максимилиан назначил Дюреру пожизненную пенсию — 100 гульденов в год, — выплачиваемую из сумм, ежегодно вносимых Нюрнбергом в императорскую казну.

В искусстве гравюры раскрывается талантливая душа Дюрера, богатая образами и тайными накопленными сокровищами сердца. Дюрер – глубокомысленнейший и величайший поэт-художник, которого только могла знать история искусства.

История шедевра

Есть в творчестве Дюрера фантастическая серия гравюр на дереве 1498 года. «Апокалипсис» Дюрера был издан в виде книги с 15 полностраничными иллюстрациями, каждая из которых обращена к странице текста. Третья гравюра из «Апокалипсиса» под названием «Четыре всадника» представляет собой драматически переработанную версию отрывка из книги Откровение (6: 1–8), частью которой является знаковая работа - «Четыре всадника Апокалипсиса». Приближающийся конец XV века породил слухи о приближающемся конце света. Поэтому все природные и климатические явления в виде комет, затмений, наводнений и эпидемий – были непременно связаны в умах народа с концом света. Сцены Апокалипсиса в «Четырех всадниках» лишь усилили преобладающее эсхатологическое настроение.

Альбрехт Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса. 1497—1498гг

На мощной гравюре Альбрехта Дюрера конца XV века изображены четыре всадника апокалипсиса (смерть, голод, война и чума). Концепция апокалипсиса проходит через писания иудаизма, христианства и ислама. В этой сцене прослеживается главный посыл - наказание Бога за грехи человечества. Многие в преддверии 15 века жили под впечатлением, что этот приговор вступил в силу. Именно поэтому, пользуясь настроением в обществе, Дюрер в период с в 1496 по 1498 годы создал 15 «апокалиптических» гравюр, которые пользовались большой популярностью. На гравюре изображены:

- Первый – лучник – это Победитель. Его победу символизирует белый цвет лошади. Однако завоевание приносит не мир, а тиранию человечества. Ужасные последствия этого греха преобладали в каждом поколении после Эдемского сада, и их можно увидеть во всех сферах общества (от правительственных кругов до семьи).

- Всадник, занесший над головой меч, символизирует Войну. Писание говорит нам, что вторая лошадь ярко-красная. Это цвет кровопролития. Всадник владеет могучим мечом. Тирания, видимая в первом всаднике, ведет к крупномасштабной жажде господства, приносящей зло войны. Интересно, что Дюрер представляет первых двух всадников в турецких шляпах, поскольку турки были опасными вражескими захватчиками того времени.

- Третий их спутник, Голод, держит в руках весы. Дюрер помещает третьего всадника и его черного коня в центр гравюры. Он размахивает весами для измерения объема еды, как если бы это было оружие. Гравюра также демонстрирует экономический дисбаланс, вызванный жадностью человека.

- Четвертый всадник – это Смерть. Четвертый всадник истощен. Он загребает свою добычу вилами. Лошадь здесь имеет бледный, ужасный цвет. «Его всадника звали Смерть».

- Чудовище, ползущее за ними, олицетворяет собой ад, где будут мучиться после смерти все грешники.

В Библии эти всадники являются по очереди. Поэтому художники, иллюстрировавшие ее раньше, всегда изображали их порознь. Дюрер впервые объединил их в одной композиции.

Не очень приятный сюжет. Но Дюрер дарит людям надежду! Все небо сияет Евангелием! Есть на гравюре знак присутствия Бога. Лучи от Его нимба можно увидеть в верхнем левом углу. Ангел Господень парит над всей сценой. Левая рука практически касается меча – и это символ того, что хотя разрушение велико и размашисто, но Бог все видит. Десница ангела благословляет. Зло греха будет продолжаться до скончания веков, но Бог не оставит Своих детей.

Глядя на работу «Четыре всадника» не трудно представить тот фурор и ужас, который вызывала гравюра у современников Дюрера. В 1500 году все жили в ожидании конца света. «Четыре всадника Апокалипсиса» и сейчас поражают воображение. Кажется, что всадники вот-вот сойдут с гравюры в реальный мир и начнут сеять хаос, разрушение и гибель. Но главное – это символ надежды Дюрера.

Лента

Рекомендуем посмотреть