История одного шедевра: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» - самое загадочное полотно Иеронима Босха - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» - самое загадочное полотно Иеронима Босха

2020-09-10 22:35 , История Одного Шедевра, 2969

История одного шедевра: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» - самое загадочное полотно Иеронима Босха

Иероним Босх, безусловно, один из самых известных живописцев, полотна которого полны ужаса и предзнаменований. В этом плане особенно знаменательна его картина «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», которая полна аллегорических сцен и символов. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина находится в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.

Иероним Босх. Семь смертных грехов и четыре последние вещи, 1475—1480гг

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» - это картина, традиционно приписываемая Иерониму Босху, написана примерно в 1475—1480 годах. Иероним Босх был чрезвычайно талантливым, эксцентричным и религиозным художником в Нидерландах XV века. Тема его картин состояла в основном из богословских предупреждений, который художник мастерски передавал через аллегорические сцены и истории из Библии. Самым известным его покровителем был король Испании Филипп II, который, как это ни странно, был очень заинтересован в поучительных полотнах для своего народа. В то время и до конца XVIII века искусство отчасти служило эффективным инструментом для влияния на массы, особенно, если это были полотна придворного художника.

Филипп II был выдающимся коллекционером произведений искусства и значительно повлиял на сферу культуры и искусства в Испании. Знаменитый Музей Прадо теперь является домом для многих работ Босха и других коллекций короля.

Портрет Босха. Муниципальная библиотека, Аррас

О личной жизни Босха известно немногое, но его работы хорошо известны своими дерзкими, а иногда и ужасающими изображениями. Его фантастический стиль оказал огромное влияние на художников севера, а самым знаменитым последователем Босха является нидерландский художник эпохи Возрождения Питер Брейгель Старший.

Картина «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» была задумана как предмет интерьера для украшения спальни короля Филиппа II.

Работа представляет собой серию небольших сцен, изображающих простых людей, каждый из которых совершает один из смертных грехов под бдительным оком Христа (оно изображено в центре). Его присутствие напоминает грешнику о Страшном Суде, но они упрямо продолжают свои проступки.

Четыре маленьких круга – четыре последних вещи (то, с чем люди сталкиваются в конце земной жизни) – символизируют «Смерть грешника», «Страшный Суд», «Ад» и «Рай».

Смерть грешника

Страшный суд

Ад

Рай

Маленькие круги окружают больший, в котором изображены семь смертных грехов. Это гнев (внизу), затем по часовой стрелке зависть, жадность, обжорство, уныние, похоть и гордыня. Все символы отображают реальные сцены из жизни, а не аллегории.

Гнев. Двое мужчин дерутся у дверей таверны, женщина пытается их разнять.

Похоть. Две влюблённые пары наслаждаются в розовом шатре, а два шута развлекают их.

Уныние.

Чревоугодие. Тучный мужчина жадно поедает всё, что ставит на стол хозяйка, и не даёт поесть своему не менее тучному сыну. Его сосед жадно опустошает кувшин.

Алчность. Продажный судья притворяется, что сочувственно слушает дело, представленное одной стороной в судебном процессе, лукаво принимая взятку от другой стороны.

Зависть. Пожилая пара в дверях завистливо смотрит на богача с ручным ястребом на руке, его слуга несёт большой мешок на плечах. Дочь пожилой пары флиртует с мужчиной через окно, её взор направлен на его увесистый кошелёк на поясе. Собаки иллюстрируют фламандскую пословицу: «Две собаки и только одна кость, нет согласия».

Гордыня. Дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в чепце.

Центр большого круга представляет глаз Бога (и там же виден «зрачок», в котором можно разглядеть изображение Христа, выходящего из могилы). Ниже находится латинская надпись Cave Cave Deus Videt («Бойся, бойся, ибо Господь всё видит»).

Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, d[omi]n[u]s videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит».

Невозможно не согласиться – это очень интересное аллегорическое полотно. Только Босх мог создать картину с удивительной композицией, нравоучениями, тщательной детализацией и крайне интересными аллегорическими сюжетами. Все это составляет уникальный индивидуальный стиль выдающегося нидерландского живописца.

Лента

Рекомендуем посмотреть