Очередной Салон — и очередной отказ: картины Моне не приняли. Пытаясь хоть как-то поправить дела, Моне и Камилла решают официально зарегистрировать брак, чтобы получить полагающееся ей скромное приданое — 1200 франков. Они расписались 28 июня 1870 года в мэрии, в присутствии одного лишь Гюстава Курбе. Оберегая Камиллу от возможных проблем, супруги заключили договор, согласно которому мадам Моне не являлась ответчицей по долгам ее мужа. Какой была Камилла, супруга Моне? Свидетельства отыскать трудно, можно лишь по описаниям событий жизни художника понимать, как она любила его и насколько была стоически терпеливой, живя с ним. Сам же Моне еще накануне родов Камиллы писал о ней Базилю: «Она очень мила, добродушна и даже рассудительна, но это-то и огорчает меня больше всего!».
Клод Моне. Камилла сидит на побережье в Трувиле, 1870г
События на мировой арене тем временем не способствовали спокойной оседлой жизни. Наполеон III объявил войну Пруссии. Спасаясь от очередных кредиторов и возможного призыва в армию, Моне пересек Ла-Манш и обосновался в Лондоне. Вскоре приехала Камилла с Жаном, но, главное — здесь Моне познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, парижским торговцем картинами, отец которого преуспел в этом деле, прославив на весь мир Коро и Делакруа. Война не благоволила торговле, и Дюран-Рюэль открыл галерею на лондонской Нью-Бонд-стрит. Картины Моне ему очень понравились — равно как и сам художник, и Дюран-Рюэль с радостью предложил Моне написать несколько работ для его новой галереи.
Клод Моне. Лондонский порт, 1871г
Клод Моне. Гайд-парк, Лондон, 1871г
Британский парламент, британские сады, газоны, туманы, Камилла — все это в сфере внимания неутомимого художника. Его картина «Размышление», для которой позировала жена, была представлена на Международной выставке изобразительных искусств в Кенсингтоне. Известие о кончине отца — а, следовательно, о возможном наследстве — нисколько не взволновало Моне. Дюран-Рюэль платил исправно, и художник с семьей отправился в Голландию, где написал 25 полотен, в том числе — знаменитую серию с ветряными мельницами.
Клод Моне. Размышление. Мадам Моне на диване, 1871г
По возвращении в Париж семейство Моне, благодаря Дюран-Рюэлю, ставшему официальным агентом художника, провело два года в достатке: в отчетах галериста фигурировала цифра покупок почти на 22 тысячи франков. Продавать свои картины напрямую покупателю Моне не возбранялось, и он продавал: его доход от личных продаж составил еще 36 тысяч франков. К этому добавились наследства, полученные после кончины отцов Моне и Камиллы. Семья Моне первый раз за последние годы вздохнула спокойно: у них была еда крыша над головой, служанка и няня, у Камиллы — красивые платья, она по-прежнему оставалась любимой моделью своего мужа. Обосновавшись в Аржантее, Моне вновь погрузился в работу: он без устали писал портреты жены и прекрасные местные пейзажи.
Эдуар Мане. Семья Моне в своем саду в Аржантее, 1874г
Клод Моне. Камилла и Жан Моне в саду в Аржантее, 1873г
Клод Моне. Камилла Моне у окна, Аржантей, 1873г
Клод Моне. Камилла Моне в саду, 1873г
Наступил 1874-й год. Экономика Франции терпела один удар за другим. Выставка импрессионистов в Салоне Надара наделала много шума, но картины не продавались. Цены и долги росли, деньги заканчивались, Дюран-Рюэль почти прекратил закупки… Камилла, ведущая счета семьи, была в ужасе: впадая в состояние эйфории, Моне был щедр и расточителен, он совершенно не думал о завтрашнем дне. Впрочем, в мае Дюран-Руэль познакомил Моне с господином Эрнестом Ошеде, богатым коммерсантом и любителем искусства, который желал приобрести нашумевшую картину «Впечатление. Восход солнца» — и купил ее за 800 франков.
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца, 1872г
Второй Салон Надара окончился большим скандалом: пришлось вызывать полицию, чтобы разошедшаяся публика не повредила представленные картины Моне, Ренуара, Берты Моризо, Сислея, Писсарро, Дега и их соратников. Продажи были скудными, и Моне вновь оказался вез гроша за душой… «Несносных импрессионистов» никак не хотели признавать, а страницы газет пестрели критическими статьями. Журналист «Ревю политик и литтерер» Шарль Биго писал о картине Моне «Японка»: «Г-н Моне решил прикончить зрителя одним-единственным пистолетным выстрелом, и это ему удалось! Г-н Моне не счел нужным выписывать лицо женщины, ибо он из тех, кто презирает лепную форму, зато он наградил свою модель самыми выразительными трупными оттенками…»
Клод Моне. La Japonaise. Камилла в японском кимоно, 1875г
Позировала для картины Камилла, и, к слову, год спустя это полотно было продано за 2 тысячи франков.
В 1876 году Моне начал сотрудничество с Эрнестом Ошеде. Камилла с сыном оставалась в Аржантее, а художник регулярно ездил в Монжерон, в замок Роттенбург, доставшийся Ошеде в наследство от покойного отца его супруги Алисы, урожденной Ренго. Эстет, игрок, коллекционер искусства, щедрый по натуре человек, Эрнест Ошеде вел жизнь, полную удовольствий. Однако настал момент — и он вынужден был продать свою коллекцию картин. Год спустя Ошеде не смог устоять перед «Восходом солнца» Моне, буквально «оторвав» от себя требуемые 800 франков. Несмотря на угрозу банкротства, он по-прежнему приглашал художников погостить в свой замок, и как раз перед Моне там гостил Эдуар Мане, его друг и временами соперник.
Клод Моне. Пруд в Монжероне, 1876г
Получив заказ на несколько панно для интерьеров замка, Моне приехал в Монжерон. Хозяйке замка, Алисе Ошеде, к тому времени исполнилось 32 года. Мать пятерых детей, Алиса была женщиной властной, громкой и яркой. Несмотря на некую суровость, которую излучало ее лицо со слегка приподнятым правым уголком губы, она была отнюдь не красавицей, но очень энергичной и интересной личностью. И пока ее муж Эрнест зимой 1876 года пытался поправить торговые дела, а Камилла Моне мерзла в Париже, у Клода и Алисы случился роман. Через девять месяцев на свет появился крошка Жан-Пьер. Алиса родила сына в поезде, по дороге к одной из своих сестер, живущих в Биаррице…
Клод Моне. Алиса Ошеде в саду, 1881г
Продолжение следует…
По материалам arthive.