История одного шедевра: Иерониму Босху в деталях своей загадочной картины «Фокусник» удалось продемонстрировать все человеческие пороки - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: Иерониму Босху в деталях своей загадочной картины «Фокусник» удалось продемонстрировать все человеческие пороки

2020-08-25 21:50 , История Одного Шедевра, 4688

История одного шедевра: Иерониму Босху в деталях своей загадочной картины «Фокусник» удалось продемонстрировать все человеческие пороки

Сова - спутница тьмы, обезьяна - хитрость, лягушки - атрибуты дьяволов. Эти и другие аллегорические символы скрыл на своей загадочной картине, высмеивающей духовенство. Это «Фокусник» Иеронима Босха, одного из самых неординарных художников XV века.

На сегодняшний день насчитывается 25 работ, точно принадлежащих кисти Босха. Имя художника неразрывно связано с изображением демонов и летучих рыб, паукообразных гремлинов и ужасных животных. А вот фигуры на этой картине кажутся даже позитивно-смешными - это «Фокусник».

Иероним Босх. Фокусник, период с 1475 – 1502гг

Исследователи творчества Иеронима Босха отзываются о картине, как о довольно примитивном рисунке и решении фона в виде стены, что может говорить о том, что это одна из первых его картин. Однако в этой работе уже прослеживаются характерные и определяющие черты творчества художника — высмеивание и выставление напоказ человеческих пороков в виде сатирических сцен.

Оригинальная картина «Фокусник» фламандского художника Иеронима Босха, к сожалению, не сохранилась. Существует пять версий этой работы и одна гравюра.

В графической работе, представленной как явная копия Босха, написано: «есть в мире много воров, которые делают фокусы и показывают людям необычные вещи на столе; не доверяй им, потому что когда тебя освободят от кошелька, ты пожалеешь об этом».

Самая близкая к оригиналу картина является частью коллекции Муниципального музея в Сен-Жермен-ан-Лайе, которая хранится в сейфе и выставляется на исключительно ограниченной основе. 1 декабря 1978 года эта картина была похищена из музея и возвращена 2 февраля 1979 года.

Композиция картины простая: посередине стол с чашками, шарами и волшебной палочкой. Также лягушка, которая, кажется, выпрыгнула изо рта героя, согнувшегося над столом. Вторая лягушка готова вот-вот выпрыгнуть из героя. В левой части находится группа людей - зрителей. Справа - фокусник со своими прирученными животными.

Иероним Босх. Фокусник. Фрагмент

Картина является примером вечной сатиры, напоминающей о том, как слепая вера и глупость уничтожают людей. Заклинатель, в частности, символизирует собой ересь и результаты человеческого невежества. Он, очевидно, обладает гипнотическими способностями и выполняет заклинательные действия с чашками и шарами, а также заставляет свою маленькую собаку прыгать через обруч. В то время как фокусник отвлекает толпу, карманник-слепой крадет у зрителя с лягушкой во рту кошелек.

Тем временем ребенок наблюдает, как лягушки выходят изо рта жертвы с любопытным, почти довольным выражением лица. Как будто он понимает, что происходит, и смеется над доверчивым взрослым. Не сразу можно разглядеть у левого края стола лягушку, над которой, в изумлении, наклонился один из зрителей. Ребенок увлечен всей этой ситуацией, а мужчина с лягушкой во рту служит примером фламандской пословицы: «Тот, кто позволяет себя одурачить фокусами, теряет свои деньги и становится посмешищем для детей».

Маг только что убедил его и остальную публику, что она волшебным образом выпрыгнула прямо изо рта мужчины. Таким образом, полностью завладев вниманием толпы, шарлатан дает возможность своему сообщнику опустошить карманы зрителей.

Сюжет этой сцены имеет две интерпретации. С одной стороны, это предупреждение о мошенниках и упрек тех невежд, которые верят хитрым жуликам. Другие прослеживают в фокусе с лягушкой обращение к церковному обряду экзорцизма (изгнание дьявола). С этой точки зрения «Фокусник» - это не просто юмористическая сцена, а издевательство над духовенством. Как фальшивый волшебник дурачит головы зрителей, так и фальшивое духовенство отпускает грехи за деньги. Эта версия поддерживается платьем мага, напоминающим сутану кардинала, а наряд вора - доминиканский монах.

Животные и птицы используются в картине, чтобы символизировать человеческие пороки. На талии фокусника свисает маленькая корзинка, в которой находится не то обезьянка, не то сова.

Рассмотрим оба символических значения. Сова, одна из любимых птиц Босха, является частой гостьей его полотен. Сова всегда была неоднозначной: с одной стороны, она символизировала мудрость, с другой - птицу тьмы, спутницу ведьм во время их ночных полетов. Обезьяна на символическом языке означала хитрость и зависть.

Лягушки и жабы означали одинаково положительные и отрицательные качества. Фигура с головой лягушки почиталась в Древнем Египте как богиня возрождающейся жизни. Также лягушка имеет глубокую связь со злом в средневековой культуре и грехом в Библии. Лягушки используются в описании ада Босха, где они ползают над грешниками и кусают их. Для некоторых европейских отцов церкви лягушка и жаба были отвратительными существами: квакающий зов животных и место обитания грязи и прудов они связывали с дьяволами и еретиками.

Есть на картине и аист, который, как известно, пожирает лягушек. И он изображён над вором, пытающимся украсть кошелек, как бы поддерживая образ, усиливая его и заставляя нас задуматься - а не напарник ли вора фокусник?

Таким образом, Иерониму Босху в своей загадочной картине «Фокусник» удалось создать комичный сюжет и мастерски продемонстрировать пороки общества того времени: невежество, глупость, фальшивое духовенство и лживость.

Лента

Рекомендуем посмотреть