Художница и фотограф Дора Маар сопровождала Пабло Пикассо в самые трудные времена. Война в Испании, Вторая мировая… Дора Маар «плакала» на картинах маэстро, становясь символом трагедий всех тех, чьи судьбы канули в кровавой мясорубке войны. Ей стоило бы печалиться и о собственной творческой судьбе: лишь недавно о «музе Пикассо» стали говорить как о самостоятельном художнике-новаторе.
Генриетта Теодора Маркович появилась на свет в 1907 году, в Париже (по другим данным — в Туре). Через три года ее отец, хорватский архитектор Иосип Маркович, увез дочь и жену в Аргентину, где семья прожила вплоть до 1926 года. После возвращения в Париж 19-летняя Дора с головой погрузилась в изучение искусств. Она посещала мастерскую художника Андре Лота, где в это же время учился Анри Картье-Брессон, позже, как и ее отец, занималась в Школе изящных искусств, училась в Академии Жюлиана… Живопись и фотография привлекали девушку в равной степени — и фотография победила.
В 1931 году Дора решительно сократила свою фамилию Маркович до несколько претенциозной и загадочной Маар. Вместе с молодым дизайнером Пьером Кефером она занималась коммерческими проектами, сделав себе имя на рекламном поприще, а свободное время посвящала уличной съемке и авангардному фото.
Дора Маар. Без названия (Рука-ракушка), 1934г
То, что сегодня делается за пять минут в графическом редакторе, 90 лет назад отнимало время и было неслыханно смело — Маар и Кефер умели удивлять заказчика, привнося в проекты бунтарский дух сюрреализма. На их рекламных фото корабли плыли по морю из длинных женских волос, а из флаконов с маслом выливались длинные волнистые локоны. В начале 1930-х это было сногсшибательно.
Реклама шампуня Petrole Hahn. 1934-35 г.г.
Умная, яркая и талантливая, Дора стала одной из звезд парижского фотоавангарда. Жгучая брюнетка с зелеными глазами, отливающими бронзой, она с радостью позировала для уже знаменитого фотографа Ман Рэя, дружила с Жаном Кокто и Андре Бретоном, а ее роман с писателем Жоржем Батаем оброс целым ворохом слухов эротического толка.
Помимо коммерческих работ, Дора много экспериментировала, создавая сложные сюрреалистические образы — такие, как «Симулятор» или «Двойной портрет в шляпе».
Дора Маар. Симулятор
Дора очень любила шляпки, которые дополняли ее образ, и предпочитала модели Эльзы Скиапарелли. Тонкие пальцы с красными длинными ногтями почти всегда сжимали длинный мундштук с тлеющей сигаретой. В 1932 году состоялась ее первая персональная выставка. А в 1936 году Дора Маар представила на выставке сюрреалистов свою работу «Папаша Убю» — и произвела фурор.
Дора Маар. Папаша Убю
«Папаша Убю» (изображение новорожденного броненосца) стал визитной карточкой сюрреализма. Фотомонтажи Маар воплощали то, что лидер сюрреалистов Андре Бретон назвал «головокружительным спуском внутрь себя… экскурсией восприятия посреди запретной территории».
Вскоре Дору Маар пригласили в Барселону, после — в Лондон, где она снимала сцены уличной жизни, а также работала в качестве фотографа на съемках фильма «Преступление месье Ланжа» Жана Ренуара. Именно здесь, на съемочной площадке, Дора Маар впервые увидела Пабло Пикассо. Художник, которому на тот момент исполнилось 54, не придал особого значения мимолетной встрече, а вот Дора… Дора была под впечатлением — непосредственный, обаятельный маэстро, овеянный славой, вокруг которого все начинало кипеть и бурлить, покорил ее сердце.
Ман Рэй. Портрет Доры Маар. 1930г
Журналист Жан-Поль Креспель писал о том, что Дора Маар придумала, как привлечь внимание Пикассо. Она знала, что художник часто посещал кафе Les Deux Magots. Креспель описывал ее «серьезное лицо, освещенное бледно-голубыми глазами, которые выглядели все бледнее из-за ее густых бровей…» Дора играла перочинным ножом, ударяя острием в стол между расставленными пальцами. «Иногда она промахивалась, и между розами на ее черных перчатках появлялась капля крови». Эту сюрреалистическую историю первого знакомства Доры Маар и Пабло Пикассо рассказывают очень часто. Некоторые утверждают, что перчатки были белыми, и Пикассо выпросил их у Доры, а потом хранил в специальной витрине. Иные рассказывают, что Пабло и Дору познакомил поэт Поль Элюар, безуспешно добивавшийся внимания прекрасной сюрреалистки с фотоаппаратом. Цвет глаз Доры тоже варьируется, не без того…
Дора Маар. «Двойной портрет в шляпе». 1936−37гг
Как говорил Пикассо, «искусство не целомудренно, а если оно целомудренно, то это не искусство» — и строго следовал этому принципу. Пабло и Дора вскоре стали любовниками. Маар фотографировала Пикассо у себя в студии на улице Асторг, но большинство кадров так никогда и не напечатала. А вот сюрреалистические фотоработы Доры стали источником вдохновения для Пикассо — он сам фотографировал свою Музу и на основе этих снимков создал работы в совершенно новой многослойной технике. Художник рисовал портреты на стекле, подкладывал под них фотопортреты, помещал между ними кружево или ткани.
Пабло Пикассо. «Дора Маар». Серебряно-желатиновая фотография со стеклянной пластинки. Национальный музей Пикассо, Париж
Продолжение следует…
По материалам arthive.