Говард Филлипс Лавкрафт – американский писатель и журналист, работавший в жанре ужасов. Он писал на стыке мистики, хоррора, фэнтези и научной фантастики, так причудливо смешивая и соединяя эти жанры. Его первые произведения, однако, не пользовались особой популярностью и печатались только в бульварной прессе. Лишь после смерти Лавкрафта его уникальное творчество оказало колоссальное влияние на литературу хорроров и породило название нового поджанра — «лавкрафтовские ужасы».
Большую часть своей жизни писатель провел на родине — в городе Провиденс штата Род-Айленд. Здесь в обычных домах и скрытых закоулках, как считал Лавкрафт, скрывалось «древнее непостижимое зло», вдохновлявшее его на новые литературные произведения:
«Моя жизнь проходит не среди людей, но среди видов — мои частные привязанности не личные, а топографические и архитектурные… Я лишь впаду в догматизм, говоря, что должен быть именно в Новой Англии — в той или иной форме. Провиденс является частью меня — и я есть Провиденс…», - писал он в 1926 году в письме в своем письме к Л. Ф. Кларк.
Дом Лавкрафта в Провиденсе
Действительно, в его произведениях всегда делается акцент на месте действия, а от каждой из его историй буквально волосы встают дыбом. По случаю 130-летия со дня рождения родоначальника хоррора, в сегодняшней публикации собраны места из реального мира, в которые писатель поместил свои повествования.
Дом Флер-де-Лис в Провиденсе, штат Род-Айленд
В произведении «Зов Ктулху» Лавкрафт «поселил» своего героя Генри Уилкокса в реальный дом Флер-де-Лис (Fleur-De-Lys Studio), построенный художником Сиднеем Берли в качестве арт-студии в 1885 году. Здание имеет один из самых эклектичных фасадов в Новой Англии. Структура с вырезанными на ней барельефами, совершенно не вписывается в традиционные здания колониального типа.
Так описывал строение Лавкрафт в своей книге:
«Уилкокс все еще проживал в одиночестве во Флер-де-Лис Билдинг на Томас-стрит, в здании, представлявшем собой уродливую викторианскую имитацию архитектуры семнадцатого века, выставлявшую собой оштукатуренный фасад среди очаровательных домиков колониального стиля в тени самой изумительной георгианской церкви в Америке».
Захоронение на холме Коппс Хилл в Бостоне, штат Массачусетс
В рассказе Лавкрафта «Модель для Пикмана» действие разворачивается в Бостоне, который издавна славился своей мрачной историей. Автор в точности описывает старинное кладбище Copp’s Hill. Его покосившиеся асимметричные надгробья как нельзя лучше подходили повествованию.
По сюжету человек по имени Тербер посещает художника Ричарда Аптона Пикмана и рассматривает его ужасающие картины со леденящими душу сценами с кладбища. Вот как описывает эту сцену рассказчик:
«Не имеет смысла рассказывать, что было на них изображено, потому что никакие слова не в силах описать невыносимый адский ужас, немыслимую мерзость и нравственный смрад, исходившие от обычных мазков […] Фон, как правило, составляли старинные кладбища с церквами, лесные чащи, морские утесы, кирпичные подземные ходы, обшитые деревянными панелями комнаты или обыкновенные подвалы. Чаще всего встречалось кладбище на Коппс-хилл, которое, по всей видимости, располагалось недалеко от дома Пикмана».
Дом Джонатана Корвина, одного из судей над «ведьмами из Салема», Салем, штат Массачусетс
В рассказе «Сны в Ведьмином доме» Лавкрафт повествует об Уолтере Джилмене, молодом человеке, попавшем под влияние могущественной ведьмы Кеции Мэйсон, которой удалось избежать суда и казни. Эта история была навеяна широко известным судом над салемскими ведьмами в 1692 году. О тех событиях сейчас напоминает дом Джонатана Корвина, одного из судей «ведьмовского процесса». Это серое здание является образцом американской архитектуры начала XVII века, отражающем образ жизни его пуританских жителей.
Брэдфордский колледж в Хаверхилле, штат Массачусетс
Брэдфордский колледж на открытке 1905 года
Вымышленный Мискатоникский университет упоминается сразу в нескольких произведениях Говарда Лавкрафта: «Данвичский ужас», «Хребты безумия», «За гранью времен». Университет становится средоточием тайных, оккультных знаний и местом, где можно встретить самых необычных людей, таких как Герберт Уэст, «Реаниматор». Здесь же хранился экземпляр Некрономикона («Книга мертвых»).
Прототипом для «лавкрафтовского» учебного заведения послужили сразу несколько заведений Новой Англии, в частности Брэдфордский колледж.
Руины Нан-Мадол в Микронезии
Все в том же рассказе «Зов Ктулху» Говард Лавкрафт упоминает еще об одном реальном месте. По сюжету, моряки причалили в неизвестному острову-городу Р’льеху. Геометрия острова была очень странной. Описывая его, автор наверняка вдохновлялся мегалитическими руинами Нан-Мадола – древнего города. Каменные структуры своим странным расположением заставляют жителей архипелага думать, что город строился не без вмешательства черной магии.