Сегодня Армянская Апостольская Церковь отмечает один из пяти главных праздников – Успение Пресвятой Богородицы или как его еще называют – праздник освящения винограда. Сам праздник посвящен воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее телесного вознесения на небеса. Этот праздник и в католической церкви имеет статус торжества, и в отличие от Армянской церкви, отмечается днем раньше.
На Востоке и на Западе он имеет различные названия. Греки называли его «Koimesis» — «Погружение в сон» (от церковно-славянского — успение). На Западе закрепилось латинское название «Assumption» — «взятие», «принятие» - «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу».
По случаю этого праздника сегодня мы решили рассказать историю создания самого известного шедевра мировой живописи на эту тему. «Ассунта (Вознесение Богоматери)» – грандиозная алтарная картина высотой около семи и шириной около трех с половиной метров, выполненная Тицианом для венецианской церкви Санта Мария деи Фрари более 500 лет назад. После исполнения «Ассунты» Тициан был признан первым художником Венецианской республики.
Позже, впервые увидев картину, писатель Оскар Уайльд назовет ее лучшей картиной в Италии, с чем нетрудно согласиться.
Тициан Вечеллио. Ассунта: Вознесение Девы Марии, 1518г
История создания
Огромный алтарь был заказан Тициану отцом Джермано, настоятелем церкви Фрари в год победы Венецианской республики святого Марка над полчищами императора Максимилиана. В 1509-м германцы оккупировали все материковые владения Венеции, и лишь к 1516-му году республика смогла вернуть их все под свой контроль, освободив последний из занятых германцами городов – Верону.
Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Дата основания – 1250г
Известно, что Тициан не очень хотел браться за это работу, и аванс за неё был вручен ему церковью почти насильно. Проведённый в ХХ веке радиологический анализ показал, что красочный слой картины очень тонок: вероятно, отец Джеромано был настолько скуп, что Тициану, который обычно писал размашистыми и щедрыми мазками, в этом случае приходилось экономить даже на красочных пигментах.
Празднества по случаю освящения «Ассунты» летописцы Венеции освещают как самое торжественное событие в жизни города в XVI веке. В величественном и радостном образе Богоматери, устремлённой к небу, видели олицетворении самой Венеции, победившей германцев и с ликованием отмечающей свой триумф.
Ассунта Тициана в Соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари
Композиция картины
Картина композиционно разделена на три яруса: нижний (земной), средний (пространство восхождения) и верхний (небесный). По мере удаления от земли меняется цветовая гамма, фон из серо-бежевого становится золотым. В великолепной живописи преобладают градации коричневого, зелёного, красного и золотистого цветов.
Тициан Вечеллио. Ассунта: Вознесение Девы Марии. Фрагмент: лицо Марии
В нижней части сгрудились апостолы, чьи без малого трехметровые фигуры охвачены небывалым волнением. Их возведенные к небу глаза выражают скорбь, почти отчаяние от расставания с Пресвятой Девой, а воздетые к небу руки – эмоциональный протест. Необычайно острый накал чувств, переданный Тицианом в фигурах апостолов, был настолько нов в живописи, что эпатировал многих современников: некоторые утверждали, что вместо святых апостолов художник изобразил «ссорящихся заговорщиков».
Тициан Вечеллио. Ассунта: Вознесение Девы Марии. Фрагмент: апостолы
В средней части картины Дева Мария в сопровождении множества херувимов воспаряет к своему Небесному Отцу. Она исполнена неподдельной величественности, радостной торжественности и совсем не напоминает робких и кротких Мадонн, написанных Тицианом ранее. Бог-Отец с двумя ангелами венчают верхний, «небесный», ярус «Ассунты».
Тициан Вечеллио. Ассунта: Вознесение Девы Марии. Фрагмент: Бог-Отец
Значение «Ассунты»
«Вознесение Богоматери» не просто одна из вершин творчества Тициана. «Ассунта» - поистине новое слово в венецианской живописи, никогда ранее не поднимавшейся до таких высот героической патетики и гражданского звучания: творчество Карпаччо, братьев Беллини и в особенности Джорджоне носило куда более камерный характер.
Впервые в станковой живописи Тициан дает подобный образец героического стиля с монументальной укрупненностью форм, сопоставимой по мощи только с фресками Микеланджело для Сикстинский капеллы.
В 1818 году картину переместили в галерею Академии, где она находилась в течение века, и затем была возвращена во Фрари в 1919 году.
Памятник Тициану в Соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари
«Ассунта» производит огромное впечатление благодаря убедительности и реальности сюжета. В ней совершенно отсутствует ландшафт, более того, вообще нет никакого указания на место действия, за исключением узкой полоски земли, на которой стоят персонажи. Каждая фигура, вся пространственная и цветовая композиция, освещение картины подчинены одной задаче — изобразить вознесение Марии.