Ее главные козыри – красота и чувственность. И их было бы достаточно для того, чтобы построить кинокарьеру – в конце концов, десятки и сотни актрис умудряются и на этом продержаться десятилетие-другое в лучах славы. Но эта француженка стремится вовсе не к овациям публики – или, по крайней мере, не только к ним. Потому, возможно, Эммануэль Беар и стала во Франции фигурой культовой.
Если кому-то из французских девчонок семидесятых мир кино и казался экзотикой, то Эммануэль Беар к их числу не принадлежала: оба ее родителя не понаслышке знали о работе перед камерой. Отец – Ги Беар – был певцом, поэтом и композитором, завоевавшим во Франции довольно большую популярность. Мать Эммануэль, Женевьева Галеа, была манекенщицей и актрисой – красивой и эффектной женщиной. Она недолго прожила с Ги Беаром, после чего создала семью с новым мужчиной, и Эммануэль росла вместе с четырьмя сводными братьями. Детство ее проходило на юге Франции, неподалеку от Сен-Тропе, каникулы она проводила с отцом в Париже. Но жить в тихом городке, где ничего не происходит, казалось Эммануэль слишком скучным, и в четырнадцать лет она переехала в столицу, к отцу.
Эммануэль Беар с отцом
В Париже она окунулась в жизнь артистов и музыкантов, и не исключено, что именно во время таких встреч возникло стремление посвятить жизнь искусству кино. Правда, сама Беар рассказывала, что определяющим моментом в ее будущей карьере стал тот день, когда она посмотрела фильм «Мадо» с участием Роми Шнайдер.
Со школой у Эммануэль не складывалось, ее поиски себя приводили к конфликтам с администрацией, и Ги Беар решил отправить дочь на некоторое время в Канаду, к родственникам, где, к тому же, она имела возможность усовершенствовать свой английский. Там, на американском континенте, и состоялись первые шаги в профессии – в том числе благодаря удачным знакомствам; в числе тех, кто оценил возможности начинающей актрисы, был режиссер Роберт Олтман. Беар принимала участие и в съемках для модных журналов. Во время работы над фильмом «Любовь тайком» она познакомилась с Даниэлем Отеем, который станет ее спутником на ближайшие десять лет.
Даниэль Отей и Эммануэль Беар
Тем не менее первую серьезную роль в фильме Беар получила только в 23 года, снявшись у Клода Берри в картине «Манон с источника». Эта работа принесла Эмманюэль премию «Сезар» за лучшую женскую роль второго плана, а также громкую славу.
Кадр из фильма «Манон с источника»
Талант и красота актрисы делали ее перспективной кандидатурой на главные роли – как и тот имидж, что создала себе Эммануэль: чувственный и провокационный. Она то и дело появляется в картинах в обнаженном виде – по крайней мере, получать одобрение критиков это не мешает.
Главная встреча, определившая карьеру Беар, пришлась на 1992 год. Она снялась у режиссера Клода Соте в фильме «Сердце зимой» в роли Камиллы. Именно Соте, по признанию Эммануэль, раскрыл ее как актрису, обеспечил настоящий взлет ее карьере; позже Соте позовет Беар в другой свой фильм – «Нелли и месье Арно».
Кадр из фильма «Сердце зимой»
Очередным знаменитым фильмом в карьере Беар стала картина «Французская женщина», где она в очередной раз снялась вместе с мужем, Даниэлем Отеем. В 1995 году это детище режиссера Режиса Варнье, помимо прочих наград, удостоилось и главного приза Московского международного кинофестиваля, а сама Беар – приза за лучшую женскую роль.
Кадр из фильма «Французская женщина»
Любая красивая и успешная французская актриса получает рано или поздно шансы попытать счастья в Голливуде; Эммануэль Беар была очень красива, а во Франции она была уже очень популярна. Потому американский кинобизнес обеспечил ей роль сразу же в блокбастере. В 1996 году вышел фильм «Миссия невыполнима», после которого Эммануэль покорила и американцев.
Кадр из фильма «Миссия невыполнима»
Кроме признания ее в числе самых сексуальных актрис планеты, Беар получила и новые предложения о сотрудничестве. Но к идее стать французской актрисой в Голливуде она отнеслась прохладно – и вернулась обратно во Францию, делать авторское кино, совершенствовать свое актерское мастерство, наслаждаться Парижем.
К тому же, и родина запросто обеспечивала Беар возможность появляться в фильмах мирового масштаба. В 2002 году Франсуа Озон снял музыкальную комедию «Восемь женщин» - получившую невероятное признание далеко за пределами Франции. И да, Эммануэль Беар внесла в этот успех немалую лепту.
Кадр из фильма «Восемь женщин»
Она могла бы выстроить свою жизнь вокруг этой своей особенности – эффектной притягательной внешности, и все равно добилась бы успеха и известности. Но жизнь Беар куда многограннее. Ей интересно не только киноискусство – в котором она любит эксперименты, бунтарей – таких, как Озон. Кроме своей профессии, она уже давно посвящает время общественным проектам – прежде всего защите прав беженцев и эмигрантов, Беар – активист движения, направленного на борьбу с глобальным потеплением. Сегодня Эммануэль – посол доброй воли организации «ЮНИСЕФ».
Она исполняет и одну из самых важных ролей в своей жизни – роль матери. Кроме дочери Нелли от брака с Отеем, у нее есть сын Йоханн, родившийся в 1996 году. Его отец - режиссер Давид Моро. В 2008 году актриса вышла замуж за актера и режиссера Микаэля Коэна, и пара усыновила мальчика из Эфиопии по имени Сурифель. Этот брак продлился три года и закончился разводом.
В настоящее время Эммануэль Беар замужем за Фредериком Шодье. Фильмов с ее участием за последнее десятилетие вышло немного – к выбору ролей актриса подходит очень требовательно.
Интересные факты
◆ Одним из важных в жизни Эммануэль людей стала ее бабушка, которая принимала непосредственное участие в воспитании девочки и чьи взгляды и суждения сформировали Беар как личность. Бабушка учила свою внучку науке «женственности»: постоянно играя с братьями, Эммануэль и сама становилась похожей на мальчишку. Она ненавидела «женские штучки». Вообще говоря, если прочитать или послушать интервью, которые дает Беар, возникает странное чувство: ведь в своей обычной жизни эта актриса – совсем не тот человек, каким должна была бы быть звезда кино.
◆ Эммануэль скорее интроверт – во всяком случае, в тех масштабах, в которых это приличествует французам; встретиться за чашкой кофе с двумя-тремя приятелями, посидеть за домашним ужином с семьей или друзьями – не больше. Не слишком уверенно она себя чувствует и в собственном теле – если на экране зритель видит раскрепощенность и дерзость, то это благодаря таланту актрисы и ее способности перевоплощаться в своего персонажа.
◆ Еще в молодости Беар перенесла неудачную пластическую операцию на губах, последствия которой так и не удалось до конца исправить. Но не только губы напоминают ей о собственном несовершенстве. Актриса с детства комплексовала из-за веснушек и «странной» формы носа, а привлекательными считала лишь свои брови. Удивительно, но одна из самых красивых женщин планеты совершенно не признает себя такой.
◆ Темные очки – постоянный аксессуар Эмманюэль Беар на улицах Парижа, они не помогают сохранить инкогнито – актрису все равно узнают – но зато «прячут» ее глаза, защищают ее собственный взгляд от внимания посторонних людей.
Правила жизни Эммануэль Беар
◆ Обычно, когда тебе говорят, что ты красива, это означает, что твое внутреннее состояние и твоя внешность пребывают в гармонии.
◆ Я считаю, что принца ждать не нужно, идеала нет, лучше искать человека, который поможет вам расти над собой и развиваться.
◆ Любовь – это вообще тяжелая работа, которая должна вестись прежде всего над собой.
◆ Мой учитель Клод Соте всегда мне говорил: «Успех – это 2% таланта и 98% труда». Этим принципом я руководствуюсь всю свою жизнь. Он научил меня не думать об успехе, а просто стараться создавать то, что сам любишь, и хорошо делать свое дело.
◆ Для меня чтение – словно путешествие. Я воспринимаю персонажей как живых людей. Приятно путешествовать в эти воображаемые миры и чувствовать себя тем или иным героем. Мне всегда были близки Гете, Достоевский, Золя, Хемингуэй, я в восторге от «Фрагментов речи влюбленного» Ролана Барта.
◆ Я люблю свою работу за то, что она предоставляет мне возможность увидеть мир. Но помимо настоящих путешествий я могу видеть разные страны и людей в картинах в моих любимых режиссеров – Педро Альмодовара, Вуди Аллена, Эмира Кустурицы, Андре Тешине и, конечно, Чжана Имоу.
◆ Когда передо мной стоит вопрос – соглашаться на роль или нет, я выпиваю с режиссером по кружке пива. Пара минут вместе – и я уже знаю, хочу я с ним работать или нет. Если заказываю себе еще пива – значит, хочу. Еще два пива – значит, точно буду сниматься.