Удачно сочетая в своих работах готические традиции, господствовавшие в те времена в немецком искусстве, и основные принципы живописи Ренессанса, Лукас Кранах старший сумел создать особенный стиль. На его полотнах фигуры персонажей гармонично вписаны в пейзаж, за счет чего художнику удалось наиболее полно передать индивидуальные черты характера своих моделей. Несмотря на то, что многие заказчики мастера были представителями знати, художник изображал их без излишней идеализации, предпочитая показать тот богатый внутренний мир, который раскрывался перед ним в процессе работы.
Лукас Кранах Старший. Автопортрет, 1550г
В ранних картинах Лукаса Кранаха отчетливо заметно, что художник отдавал предпочтение нестандартным цветовым решениям. Этот прием в комбинации с асимметрией был довольно новаторским для того времени. Более зрелый период творчества представлен полотнами, где преобладает поэтическое начало, благодаря которому сюжеты, насыщенные мелкими деталями, приобретают флер сказочности и идиллии.
Лукас Кранах Старший. Источник молодости, 1546г
Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. Дату его рождения и фамилию отца, работавшего в Кронахе художником, исследователям установить не удается. Точных данных о детских годах художника тоже нет. Одни источники утверждают, что его отец неизвестен, а фамилия юного Кранаха была Зюндер. Согласно другим сведениям, Лукас появился на свет в семье художника Ганса Малера, жившего и работавшего в Верхней Франконии в городе Кронахе. Предполагают, что азам живописи Кранах обучался в мастерской своего отца. Его первые рисунки не сохранились, достоянием общественности стали произведения Лукаса, созданные художником в возрасте примерно 30 лет.
В начале 1490-х годов молодой Лукас Кранах, тогда еще никому не известный начинающий художник, отправился в путешествие по Германии. Затем была Палестина, а в 1501 году — Вена. В столице Австрии живописец провел два года, изучая творчество Альбрехта Дюрера. Именно здесь он написал свои первые дошедшие до наших времен произведения с узнаваемым автографом. В их числе — полотно «Адам и Ева», которому долгое время приписывалось авторство Дюрера: Кранах был настолько увлечен работами великого немца, что воспользовался одноименной композицией мастера для создания своего варианта.
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева, 1526г
Переезд в Виттенберг по приглашению Фридриха Мудрого в 1504 году принес Кранаху звание придворного живописца и известность: он пишет портреты придворных и другие картины, в числе которых «Распятие». Изобразив Спасителя вознесшимся на кресте над залитой кровью и весенним половодьем землей на фоне темных грозовых туч и сухих ветвей, художник сумел передать весь трагизм происходящего, который при этом оставляет надежду на спасение после смерти и прощение грехов.
Лукас Кранах Старший. Распятие с обращённым сотником Лонгиным, 1536г
Как художник, Лукас Кранах периода начала 1500-х годов демонстрирует удивительное мастерство, сочетая контрастные яркие краски и используя необычные для того времени приемы. Так, изображая Марию на полотне «Отдых на пути в Египет», он рисует ее просторные одеяния в виде раковины, словно оберегающей свою хозяйку. Спокойная поза Иосифа, который отдыхает, прислонившись к дереву, контрастирует с многочисленными фигурками суетливых ангелов, окруживших маленького Христа.
Отдых на пути в Египет Лукас Кранах Старший, 1504г
1508 год стал для Лукаса Кранаха Старшего поворотным: он посетил Нидерланды, а после возвращения в Виттенберг получил звание дворянина и должность главы крупной художественной мастерской. Под его началом трудились 10 молодых мастеров, которые помогали писать картины, иллюстрировать книги и продавать их. Со временем мастерская стал приносить немалый доход: Кранах разбогател настолько, что горожане стали считать его уважаемым человеком и неоднократно избирали на пост бургомистра Виттенберга. В этот период были созданы портрет Карла V, полотно «Венера и Амур», алтарь святой Екатерины.
Лукас Кранах Старший. Венера и Амур, 1509г
Огромным источником вдохновения стали для Лукаса Кранаха Старшего работы да Винчи, с которыми художник познакомился во время поездки в Мелехен в 1508 году. Лукас первым из живописцев Северной Европы осмелился изобразить богиню Венеру обнаженной — до этого в подобном виде на картинах могла появляться только Ева. Подобная смелость трактовки не встретила осуждения у публики: Кранах по-прежнему пользовался популярностью, принимая заказы на портреты, картины на античные и библейские темы, идиллические пейзажи.
Лукас Кранах Старший. Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого, 1529г
Полотна авторства художника Лукаса Кранаха украшали дворцы знати и дома богатых горожан. Обилие заказов позволило Лукасу привлечь к живописи своих сыновей: в мастерской именитого живописца работал его старший сын Ганс, а позже к нему присоединился и младший отпрыск — Лукас Кранах Младший, о котором расскажем отдельно.
Лукас Кранах Старший был не только живописцем и удачливым бюргером. Знакомство с Мартином Лютером сделало его убежденным сторонником Реформации и активным участником движения. Художник рисовал иллюстрации к протестантским памфлетам и портреты Лютера, а также выделил немалую сумму для издания Библии, переведенной Лютером на немецкий язык.
Лукас Кранах Старший. Диптих. Портрет Мартина Лютера и его супруги Катарины Бора, 1529г
Сегодня картины этого гениального художника украшают залы таких музеев, как Эрмитаж, Дрезденская галерея, Лейпцигский музей, галерея в Штутгарте, Старая пинакотека (Мюнхен) и пр. В 2015 году его картина «Уста истины» была продана на аукционе Сотбис за 9 млн 300 тыс фунтов стерлингов.
Лукас Кранах Старший. Уста истины, 1530г
По материалам arthive.