История одного шедевра: что зашифровал Питер Брейгель Старший в своей «Вавилонской башне» и какова мораль, заложенная им в картине? - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: что зашифровал Питер Брейгель Старший в своей «Вавилонской башне» и какова мораль, заложенная им в картине?

2020-07-17 22:24 , История Одного Шедевра, 712

История одного шедевра: что зашифровал Питер Брейгель Старший в своей «Вавилонской башне» и какова мораль, заложенная им в картине?

Питер Брейгель Старший - гений своей эпохи, к творчеству которого вновь и вновь хочется возвращаться как к источнику визуального отражения библейских, исторических и политических событий. Его уникальные картины, полны тайн и загадок, символики и аллегорий. Они высоко ценились современниками художника, а в наши дни его работы и вовсе - бесценное достояние. Недавно мы рассказывали о тайнах уникального полотна Брейгеля «Пейзаж с падением Икара». Сегодня же в нашей публикации еще один шедевр, поражающий своим грандиозным размахом, а также интересной сюжетной линией, художественной идеей, композиционным решением и неординарной манерой исполнения. Это - легендарная «Вавилонская башня», созданная мастером в 1563 году. Известно, что Брейгель писал картины на этот сюжет не менее трёх раз. Сохранились две из них: «большая» «Вавилонская башня» хранится в Вене, а «малая» – в Роттердаме.

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня, 1563г

Брейгель в своих работах всегда выражал критику и власть имущим, и церкви. Будучи неравнодушным очевидцем бурного экономического расцвета своей страны и той напряженнейшей борьбы, которую она вела против испанской короны и церковного гнета, художник категорически отказывался писать портреты и обнаженную натуру, несмотря на заманчивые дорогостоящие заказы. Его главными героями всегда были безликие простые люди голландских провинций, что по тем временам было вызовом существующим устоям и в художественной среде, и в обществе.

Сюжет картины

Согласно библейскому преданию, потомки Ноя, которые выжили во время всемирного потопа, — были представлены одним народом, говорившим на одном языке. С востока они пришли на землю Сеннаар, что в долинах рек Тигр и Евфрат и решили построить город под названием Вавилон, символом которого должна была стать башня, возведенная до небес. Замысел людей должен был символизировать единство человечества: «сделаем себе знамение, дабы не рассеяться по лицу всей земли».

Бог, увидев строящийся город и возводимую в небеса башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». Поскольку он не мог допустить такой дерзости от людей, то решил положить конец их деянию. В скором времени строительство города и башни заметно замедлилось, а позже и вовсе приостановилось. Главная причина крылась в том, что Всевышний, смешал их языки, чтобы строители перестали понимать друг друга. Непонимание и заставило расселиться людей по всему миру. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление разноязычия после Всемирного потопа.

До находки в начале ХХ века развалин Вавилонской башни её изображали в виде спирали, а позже - в виде зиккуратов

Многие тут же зададутся вопросом: так существовала ли в действительности Вавилонская башня, или это библейский вымысел? Разумеется, Вавилонская башня реально существовала. Благодаря раскопкам, было установлено ее местоположение и примерное устройство. Башня не имела определенной структуры, а представляла собой настоящий архитектурный хаос из лестниц, окон и комнат.

Символ эпохи

Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня, 1565г

До 16 столетия тема Вавилонской башни практически не привлекала внимания западноевропейских художников. Однако позже ситуация изменилась в корне. Эта тема затронула многих нидерландских мастеров, в частности Питера Брейгеля Старшего. Одной из причин был экономический расцвет Голландии и рост городов за счет переселения в них иностранцев и сельских жителей.

Питер Брейгель Старший. Праздник вина в День святого Мартина II, 1568г

Так, к примеру, Антверпен, который изобразил на своем полотне Брейгель, был наводнен иностранцами. Приморские города стремительно росли, они были переполнены приезжими торговцами и проповедниками разных конфессий. Только за первую половину 16 века население города удвоилось, и по сути город являл собой ту самую разноязыкую Вавилонскую башню. Ко всему прочему городское население уже не было объединено одной церковью: католики, протестанты, лютеране и баптисты - все жили вперемешку. Суета, незащищенность и тревога охватили несчастных жителей Нидерландов. И как тут было не вспомнить о библейской истории про легендарную Вавилонскую башню, которая в ту эпоху стала одой из самых популярных образов в искусстве.

Именно по этой причине легенда о библейской башне привлекла внимание нидерландского художника Питера Брейгеля, который посвятил ей три своих работы. Сохранились две из них: «большая» «Вавилонская башня», хранящаяся в Вене, и «малая» – в Роттердаме. Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не дошла до нашего времени.

Эти живописные произведения Брейгеля являются, пожалуй, самым ярким визуальным воплощением той далекой эпохи и в плане политики, и религии, и бытия.

Картина в деталях

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. Фрагмент

Любопытно, что несмотря на распространённость сюжета, никому из художников до Питера Брейгеля не удавалось столь достоверно передать грандиозные размеры постройки. Его «Вавилонская башня» поражает не только размахом, но и фундаментальным знанием инженерного дела, скрупулезной проработкой мельчайших деталей и элементов. В этой работе наилучшим образом проявился уникальный метод Брейгеля, соединяющий сложно совместимое – панорамную живопись и миниатюру.

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. Фрагмент. (Верхняя часть башни, которой не суждено быть достроенной)

При внимательном аналитическом рассмотрении полотна Брейгеля можно увидеть, как композиционно художник расположил строительные участки и работы, проходящие на них: на переднем плане — строительство ведется вручную, выше — используются длинные жерди для перемещения каменных плит, еще выше — подъемные приспособления и более мощные краны. По одной из версий историков: таким образом, Брейгель показал развитие строительной техники по эпохам.

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. Фрагмент. (Развитие строительной техники по эпохам)

Башня возводится строителями весьма неравномерно. Нижние ее этажи уже заселены – в окнах и дверных проемах можно разглядеть ее жителей. Подняв взгляд выше, видим, что наиболее активно строительство идет на средних ярусах, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Поэтому у зрителя создается впечатление, что люди, отчаявшись возвести башню высотою до небес, решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности. Таким образом, художник хотел подчеркнуть, что башне суждено строиться вечно.

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. Фрагмент

По задумке Брейгеля эта несогласованность в действиях, придающая башне сюрреалистический вид, говорит о том, что кара господня уже настигла мастеров: разделение языков свершилось, и они начали строить каждый по своему представлению. По итогу разобщенность приведет к тому, что строительство вряд ли будет доведено до завершения и кажущаяся прочной башня вот-вот рухнет и погребет под своими обломками загордившихся людей.

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. Фрагмент

Главный персонаж

На переднем плане в левом нижнем углу картины мы видим традиционно брейгелевскую жанровую сценку: библейский царь Нимрод со свитой, по заказу которого возводилась башня, посещает стройку.

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. Фрагмент

Чванливый владыка приехал проинспектировать ход строительства и нагнать страху на трудяг. Судя по тому как перед ним упали на колени каменотесы, это ему удалось. К слову, библейский персонаж очень уж похож на вельможу из XVI века, и не случайно. Живописец всеми средствами намекает на Карла V, отличавшегося в бытность Брейгеля особым деспотизмом.

Брейгель-пророк

Создавая это полотно, Брейгель в который раз выступил пророком. В образе Вавилонской башни художник отразил свое представление о судьбе монаршего дома Габсбургов. Заглянув в историю, вспомним, что при Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов.

Хуан Пантоха де ла Крус.Карл V

Никто из европейских монархов, ни до, ни после, не имел так много титулов. Одних только королевских корон у Карла было формально более десятка — он одновременно был королём Леона, Кастилии, Валенсии, Арагона, Галисии, Севильи, Мальорки, Гранады, Наварры, Сицилии, Неаполя, Венгрии, Хорватии и прочее, а также королём Германии, Италии и Бургундии и титулярным королём Иерусалима.

Тициан, Портрет Карла V, с его собакой, 1532-33гг

Однако в 1556 году Карл отрекся от короны в пользу сына Филиппа, сложив с себя все титулы и испанскую корону. А сам удалился в монастырь. И это огромное государство, подобное Вавилонской башне под собственным весом начало распадаться.

Мораль, заложенная гением

Так, испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации. И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного».

Подытоживая вышесказанное, сам собой напрашивается вывод: Башня - это сама История человечества. Она подобна дереву, возраст которого определяют по годовым кольцам, каждый ее этаж является итогом определенной эпохи в развитии общества. И любопытный момент: пока мы строим новые этажи, приходится постоянно ремонтировать, переделывать или обновлять старые, которые подтачивает и разрушает неумолимое время.

Лента

Рекомендуем посмотреть