30 лет назад, а точнее 13 июля 1990 г. состоялась премьера фильма «Призрак» («Привидение») с Патриком Суэйзи, Деми Мур и Вупи Голдберг в главных ролях. Этот фильм имел невероятный успех не только в американском, но и в мировом прокате, и был признан одной из лучших мелодрам конца ХХ века. Хотя стоит отметить, что изначально в успех этого проекта мало кто верил.
Режиссер Джерри Цукер до этого снимал преимущественно комедии и никогда не работал со спецэффектами, без которых в фильме о призраке было не обойтись.
Джерри Цукер на съемочном площадке
Самого режиссера эта идея тоже не вдохновляла. Позже он признавался: «Я читал и перечитывал сценарий, пытаясь сократить количество сцен с эффектами. Каждый раз я спрашивал себя: «Может ли фильм существовать без этого кадра?» Если да, то я его вырезал. Или менял на такой же, но без эффекта. Например, в сценарии был кадр, в котором Сэм входит в комнату для сеансов сквозь дверь. Я просто открыл ее, чтобы не пришлось делать этого эффекта».
Автором сценария стал Брюс Джоэл Рубин, выпускник Школы кино Нью-Йоркского университета. Сюжет подсказал ему случай из собственной жизни: в молодости он увлекался запрещенными препаратами и однажды едва не лишился жизни. Этот момент он запомнил навсегда – ему казалось, будто душа вышла из тела, и «там» было так хорошо, что ему не хотелось возвращаться. Но его возвращения очень ждала любимая жена, и когда он очнулся, понял, что должен рассказать эту историю людям.
Но ещё до того, как придумать сюжет, Рубин решил, что повествование в ленте будет вестись от лица привидения, а в центре истории окажется человек, который не верит в сверхъестественное. Позже Рубин признался, что найти нужное направление ему помог шекспировский «Гамлет»:
«Изначально я думал, что главный герой будет самоубийцей, но потом увидел постановку Гамлета. Во второй сцене является призрак его отца и говорит: «Отомсти за мою смерть». Когда я это увидел, что-то во мне воскликнуло: «Да! Это именно тот двигатель сюжета, который нужен мне в фильме». Мне понравилась сама идея: умерший человек пытается выяснить, кто и почему его убил».
Но на осуществление этого замысла ушли годы – сценарий многим казался наивной сказкой, и на всех киностудиях Брюс получал отказы. Когда наконец работа над проектом началась, появилась новая проблема: сценарист был возмущен выбором режиссера, ведь человеку, всю жизнь снимавшему комедии, поручили создание фильма, сочетавшего разные жанры – мелодраму, мистический триллер, фэнтези. Сценарист опасался, что его замысел такой режиссер превратит в фарс с шутками в каждом кадре. Но после того, как режиссер и сценарист встретились и обсудили идею проекта, они нашли общий язык, а позже даже стали друзьями.
Тем не менее выбрать актера на главную роль они не могли очень долго. Сценарист в образе Сэма изначально видел только звезду «Грязных танцев» Патрика Суэйзи – он не был с ним знаком, но однажды посмотрел его телеинтервью, где актер не смог сдержать слез, рассказывая о рано ушедшем отце. Тогда Брюс Джоэл Рубин подумал: именно таким должен быть его герой – мужественным, но при этом искренним и чувствительным.
Но режиссер был категорически против кандидатуры актера с имиджем «парня из народа». Эту роль предлагали Тому Хэнксу, Тому Крузу, Харрисону Форду, Николасу Кейджу, Микки Рурку, Дэвиду Духовны, Алеку Болдуину, Джонни Деппу, но все они отказались от предложения – роль призрака казалась им несерьезной. Продюсеры считали удачной идею снять в главных ролях настоящую супружескую пару – Брюса Уиллиса и Деми Мур, но актер сомневался в успехе этого проекта и тоже отказался, о чем позже сожалел. В итоге сценарист настоял на своем выборе и роль все же досталась Патрику Суэйзи.
На главную женскую роль претенденток было меньше. Пробы проходила Николь Кидман, но выбор пал на Деми Мур, которая, в отличие от своего супруга, сразу же дала свое согласие на участие в проекте. Говорят, главным аргументом в пользу ее утверждения на эту роль сыграло ее умение расплакаться в кадре в нужный момент. Правда, во время ее появления на съемочной площадке случился казус: на пробы она приходила с длинными волосами, а перед началом съемок вдруг решила сделать экстремально короткую стрижку, никого не поставив в известность. Увидев ее, режиссер был взбешен, но потом понял, что именно такой внешний облик актрисы – идеальное попадание в образ ее героини, нежной и хрупкой, но при этом сильной духом.
Как это ни странно, любовные сцены стали непростым актерским испытанием для Патрика Суэйзи и Деми Мур. Они испытывали друг к другу исключительно дружеские чувства и поначалу в образе влюбленной пары выглядели очень неубедительно. Чтобы вжиться в роль, актер представлял на месте партнерши свою жену, с которой прожил всю жизнь. А в самой эмоциональной и трогательной сцене фильма, где Сэм, выполнив свою миссию на земле, навсегда прощается с любимой женщиной, Патрик Суэйзи думал о своем отце, с потерей которого так и не мог смириться. Именно поэтому в его глазах тогда и стояли слезы.
Самому Патрику Суэйзи наиболее чувственным показался эпизод с гончарным кругом. Позже он говорил, что это была самая страстная и волнующая сцена, в которой ему когда-либо приходилось сниматься: «Нам очень нравилось, что это не та любовная сцена, где нужно было бы набрасываться друг на друга, это был эпизод, показывающий глубокую взаимосвязь между двумя людьми».
В этом эпизоде звучит песня «Unchained Melody», написанная в 1955 году американскими композиторами Алексом Нортом и Хаем Заретом, в исполнении группы The Righteous Brothers, которая приобрела впоследствии новую популярность. The Righteous Brothers перезаписали композицию, и новая версия (как и первая) также попала в чарты. Это был первый случай в истории музыки, когда две версии трека в исполнении одной группы одновременно находились в хит-парадах.
Залогом успеха фильма стал не только выбор пары главных героев, но и участие в съемках Вупи Голдберг. В роли аферистки-медиума режиссер видел Опру Уинфри, но Патрик Суэйзи убедил его пригласить Вупи Голдберг, которая в те времена выступала в жанре стендапа и была непревзойденной в комедийном амплуа.
Этот выбор оказался не только удачным попаданием в образ, но и принес фильму один из «Оскаров» – «Призрак» номинировался в нескольких категориях и получил две премии за «лучший оригинальный сценарий» и за «лучшую актрису второго плана». Вупи Голдберг также стала обладательницей «Золотого глобуса» и «Сатурна», а Деми Мур превратилась в одну из самых востребованных и высокооплачиваемых звезд Голливуда.
Съёмки «Призрака» начались в июле 1989 года. По причине ограниченных на тот момент технических возможностей они проходили не так гладко, как хотелось бы.
Кинематографистам неоднократно приходилось прибегать к различным ухищрениям, чтобы более или менее убедительно показать присутствие призрака среди живых людей.
Ночную сцену погони снимали в холодную погоду. Тепло одели всех актёров, за исключением Патрика Суэйзи — он играл привидение, которое не чувствует холода. Кроме того, актёру пришлось жевать лёд, чтобы камера не запечатлела его дыхание.
Непросто было показать и то, как призраки поглощают часть предметов, сквозь которые проходят. Джерри Цукер даже затруднялся объяснить команде, как он представляет себе эти сцены. В итоге режиссёр проиллюстрировал свою идею, окунув салфетку в кофе.
Кинематографистам приходилось постоянно искать нестандартные решения. Например, чтобы воспроизвести звуки, издаваемые «тёмными тенями», использовали замедленные детские крики.
Картина получила преимущественно положительные оценки критиков. Джанет Мэслин из The New York Times отмечала, что до «Привидения» авторы голливудских проектов особо не погружались в тему загробного мира, а здесь показали, как призрак взаимодействует с миром живых и старается помочь близким. Мэслин подчёркивала, что описанная в «Привидении» история получилась искренней, несмотря на то что в реальность происходящего на экране очень сложно поверить.
Питер Брэдшоу из The Guardian отмечал, что Джерри Цукер в «Призраке» показал себя «искусным мастером, который знает, как рассказать историю и сделать это со всей серьёзностью, вместе с тем добавляя юмор там, где нужно».
фильм был высоко оценён массовым зрителем и имел невероятную популярность в широком прокате. При бюджете $22 млн он заработал более $500 млн и стал самым кассовым в 1990 году.
«Призрак» (заодно с «Красоткой», которая также вышла в 1990 году), вдохнул жизнь в романтические фильмы — в то время голливудские студии редко обращали внимание на этот жанр и предпочитали ему боевики. После «Привидения» на экраны вышли «Телохранитель», «Джерри Магуайер» и «Титаник», также ставшие хитами.