История одного шедевра: картина «Музыкантши», которая скрывает тайны неизвестного живописца Средневековья - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: картина «Музыкантши», которая скрывает тайны неизвестного живописца Средневековья

2020-07-11 21:43 , История Одного Шедевра, 485

История одного шедевра: картина «Музыкантши», которая скрывает тайны неизвестного живописца Средневековья

«Музыкантши» - одна из наиболее известных работ Мастера женских полуфигур, которая скрывает скрытые тайны неизвестного живописца. Особенно любопытны изображенные ноты. Кто же этот таинственный Мастер полуфигур? И что написано на нотах?

«Музыкантши» - картина нидерландского художника XVI века, известного под условным именем Мастер женских полуфигур, из собрания Государственного Эрмитажа с авторскими повторениями из других музеев. Также картину называют «Три музицирующие девушки».

Неизвестный автор

Мастер женских полуфигур - это имя, данное художнику или группе художников мастерской, работавшей в XVI веке. Название было для того, чтобы идентифицировать создателей произведений 107 картин. Мастер, работавший на юге Нидерландов или в Антверпене, создавал женские фигуры в жанровых сценах, небольших религиозных и мифологических произведениях, пейзажах и портретах. Как часто бывает в таких случаях, безымянного художника в искусствоведческой литературе именуют какой-то характерной особенностью картин, которые ему атрибутируются (Мастер игральных карт), или сюжета, который он изображал (Флемальский мастер), или инициалов, которые он ставил вместо полного имени (Мастер Е.S.), и так далее. Указанный мастер получил такое именование, поскольку в большинстве случаев изображал молодых женщин в полуфигурном ракурсе.

Работы Мастера

Работы, приписываемые Мастеру женских полуфигур, вероятнее всего были творениями большой мастерской, специализирующейся на небольших полотнах с изображением аристократических барышень. Дамы на картинах участвуют в различных сюжетах, таких как чтение, письмо или игра на музыкальных инструментах. У всех женщин одинаковое сердцевидное лицо и одинаковый ракурс. Выражения и жесты женских фигур характеризуются грацией. Мастер ясно выражает в своих работах высокие художественные и нравственные гуманистические ценности Северного Ренессанса. Интерьер на картинах, как правило, имеет деревянные панели или нейтральный фон. Наиболее известными работами художника являются картины «Мадонна с младенцем» и «Музыкантши» (или «Три музицирующие девушки»).

Музыкантши. Около 1530 года

«Мадонна с младенцем» находится в собрании Эрмитажа. Не будь преувеличением назвать эту работу лучшей в творчестве неизвестного мастера. На картине изображен довольно стандартный для XVI века сюжет: Дева Мария с младенцем Иисусом. Дева Мария внимательно рассматривает книгу, а Иисус изучает виноградную лозу. Пейзаж на заднем плане напоминает работа Йоахима Патинира. Очень интересна символика полотна: виноград - символ христианства и причастия, а в руках Младенца - символ грядущей жертвенной смерти. Вишня является атрибутом благих намерений и обретения небесного рая. Соответственно вместе они символизируют смерть и воскресение Иисуса Христа.

Мадонна с младенцем, 1530-ые

Вторая наиболее известная работа Мастера - «Музыкантши» - одна из самых характерных работ Мастера женских полуфигур. Работа имеет несколько вариантов, из которых лучший находится в собрании Харрах (Замок Рорау близ Вены, Австрия).

Сюжет картины

На картине изображены три молодые девушки, дающие домашний концерт — сюжет, получивший большое распространение в нидерландской живописи с начала XVI века. Они находятся в комнате с резными деревянными панелями, у окна. В центре за столом сидит девушка, играющая на флейте, перед ней лежит раскрытая нотная книга и дальше ещё две закрытые книги, возле которых расположен двойной футляр для флейты. Справа за флейтисткой стоит девушка, играющая на лютне; слева — поющая девушка, которая держит в руках лист с нотной записью. На стене висит футляр от лютни.

Музицирующие девушки изящны и элегантны: образ девушек, их тонкие аристократические пальцы, дорогой наряд, соответствующий последней моде того времени и дополненные дорогими украшениями. Прелестно подобранная цветовая гамма гармонирует с сюжетом: палитра не броская, в основном бежево-коричневая, теплая уютная комната несколько разбавлена голубым светом, проникающим сквозь решетчатые окна.

Раскрытая нотная книга содержит арию на французском языке, музыка Клодена де Сермизи, стихи Клемана Маро, опубликованные в Париже в 1529 году. Текст гласит (последняя строка стихотворения на картине отсутствует и помещена в скобках для связности текста):

Jouissance vous donneray

Mon amy et vous maineray

Là où pretend votre espérance

Vivante ne vous laissaray

Encore quand morte seray

(L’esprit en aura souvenance.)

Я дам вам радость,

Мой друг, и поведу вас туда,

Куда стремится ваша надежда;

Пока я жива, я не покину вас,

Даже когда я умру,

(Душа моя сохранит о вас память

Да, стихи идеально гармонируют с тонким сюжетом и образом героинь. Советский и российский музыкант А. Е. Майкапар изучил нотную запись на картине и пришел к выводу, что певица слева исполняет партию сопрано, флейтистка в центре играет по теноровой партии, а лютнистка справа аккомпанирует по памяти, не глядя в ноты. Ее скромный и нежный взгляд направлен прямо на зрителя.

При исследовании картины в инфракрасных лучах под живописным слоем было выявлено изображение чернильницы, располагавшейся на краю стола левее нот. Пятно на месте чернильницы заметно и невооружённым глазом.

Картина написана после 1529 года либо самим Мастером женских полуфигур, либо кем-то из его учеников, когда было опубликовано стихотворение Маро, и не позже середины XVI века, поскольку работы Мастера женских полуфигур после этого времени неизвестны. История картины также неизвестна, она поступила в Эрмитаж между 1763 и 1773 годом из неустановленного источника.

В каталоге собрания императрицы Екатерины I 1773 года картина значилась как работа Ганса Гольбейна Младшего; в каталоге Эрмитажа 1863 года автором указан неизвестный художник фламандской школы. Также были предположения, что автором был Ян ван Хемессен. В каталоге 1902 года значится неизвестный художник нидерландской школы XVI века. И, наконец, начиная с каталога Эрмитажа 1916 года картина значится работой Мастера женских полуфигур. Настоящее имя Мастера до сих пор остается загадкой.

Картина «Музыкантши» является одной из самых характерных работ таинственного Мастера женских полуфигур. Изящные позы музицирующих женщин, грациозные движения тонких нежных пальцев, нарядные платья, сшитые по моде XVI века, драгоценные украшения, а также колорит — блестящие, несколько холодные краски, напоминающие эмаль, — всё это придаёт облику музицирующих изысканность и элегантность.

Лента

Рекомендуем посмотреть