Рихард Вагнер – великий немецкий композитор, чьё реформаторское творчество оказало значительное влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства. Выдающийся маэстро оставил потомкам богатое наследие, включающее четырнадцать замечательных опер и множество других сочинений в самых разных музыкальных жанрах. Однако среди творений Вагнера есть одно произведение, которое, пожалуй, хорошо известно не только страстным любителям классической музыки. Речь идёт о «Полёте валькирий». Его популярность в нынешнее время настолько высока, что очаровывающую, завораживающую и даже немного пугающую музыку этого гениального сочинения Вагнера наверняка хоть раз в жизни слышал каждый человек. Изначально «Полёт валькирий» был задуман композитором не как самостоятельная композиция, а как вступление к третьему акту оперы «Валькирия», входящей в знаменитую тетралогию «Кольцо Нибелунга».
Иллюстрация Артура Рэкема к «Полёту Валькирий»
История создания
Поскольку «Полёт валькирий» является вступлением к последнему действию оперы «Валькирия», то, вне всякого сомнения, что истории их создания тесно взаимосвязаны.
В середине тридцатых годов, после окончания обучения в Лейпцигском университете, Рихард Вагнер, стремясь постигнуть основы философского понимания бытия, помимо усиленного занятия композиторским творчеством, начинает углублённо изучать древние германские мифы и легенды. В этих истоках народной мудрости он старается найти ответы на множество возникающих у него вопросов, вероятно поэтому именно древние сказания легли в основу его выдающихся опер, написанных в сороковые годы: «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин». Не останавливаясь на достигнутом, композитор постоянно продумывал сюжеты своих будущих произведений, так в 1848 году у него возник грандиозный план создания оперного цикла из четырёх произведений под общим названием «Кольцо Нибелунга», в число которых должна была войти опера «Валькирия».
Рихард Вагнер
Однако все творческие планы Рихарда вскоре нарушились из-за революционных событий: маэстро принимал в них самое активное участие. Повстанцы, воевавшие с властями за свои демократические идеи, были повержены. Начавшиеся затем облавы полиции, которая искала мятежников, включая заочно осуждённого Вагнера, заставили композитора срочно покинуть родину. Благодаря помощи преданного друга Ференца Листа ему удалось скрыться в соседней Швейцарии и обосноваться в Цюрихе. В жизни композитора начался сложный десятилетний период. Материальное положение Вагнера в то время было катастрофичным. Издатели отказывались печатать произведения композитора, а театры ставить его оперы. Однако, несмотря на все трудности Рихард не упал духом и, чтобы отвлечься от жизненных невзгод, он приступил к созданию либретто для ранее задуманной тетралогии.
После того как в декабре 1852 года была закончена вся текстовая основа «Кольца нибелунга» он сразу же взялся за создание первой оперы цикла - «Золото Рейна». Два года маэстро работал над партитурой этого произведения, но как только завершил её в 1854 году, тут же начал писать следующее своё сочинение – оперу «Валькирия». Необходимо заметить, что основной лейтмотив знаменитого «Полёта валькирий», входящего в эту музыкальную драму, Вагнеру пришёл в голову задолго до того, как он написал первую ноту в партитуре оперы. Это произошло в июле 1851 года, затем уже в процессе работы над «Валькирией» композитор сделал предварительный набросок пролога, а оркестровал его в феврале 1856 года, когда завершал работу над всей оперой.
Иллюстрация Артура Рэкема к «Полёту Валькирий»
Вернувшись в Германию после амнистии, Вагнеру вновь пришлось очень нелегко. Чтобы заработать на существование, он часто выступал в качестве дирижёра. При этом композитор для ознакомления публики со своими новыми оперными сочинениями, написанными в эмиграции, некоторые отрывки из них преобразовывал в концертные номера. С «Полётом валькирий» ему пришлось немного потрудиться, особенно с эпизодом, где участвует октет женских голосов. Премьерное исполнение этого произведения состоялось на авторском концерте в декабре 1862 года в венском театре «Ан дер Вин». Успех был оглушительным. Усиленный до сотни музыкантов оркестр с такой величественной проникновенностью исполнил «Полёт», что вызвал у слушателей бурный восторг. Буквально через несколько дней по убедительной просьбе публики удивительное творение Вагнера решили исполнить ещё раз. Произведение впервые было издано в Лейпциге, но впоследствии композитор, запретив отдельное исполнение «Полёта валькирий», даже предъявлял претензии вновь основанному в Майнце издательству «Schott Music», которое без дозволения автора напечатало его вновь. Наложенное вето на сочинение маэстро снял лишь в 1876 году, после того как в театре Байройта состоялась премьера всей тетралогии «Кольцо Нибелунга».
Содержание «Полёта валькирий»
«Полет валькирий» является прологом к третьему - последнему действию второй части тетралогии «Кольцо Нибелунга» - оперы «Валькирия.
Чезаре Виацци. Полет Валькирий
Эта производящая сильное впечатление на слушателей оркестровая прелюдия, предваряет и далее сопровождает грандиозную и достойную восхищения сцену, в которой четыре фантастические амазонки летают по небу на крылатых конях и приветствуют друг друга призывным кличем «Хо-йо-то-хо!». Вскоре к ним присоединяются ещё четыре воинственные девы, затем все восемь сестёр опускаются на горное плато, чтобы подождать там валькирию по имени Брунгильда.
Брунгильда
Для «Полёта валькирий» - этой воинственной и в то же время возвышенной и торжественной музыки, отображающей картину стремительной воздушной скачки, композитор выбрал тональность си минор и довольно редко встречающийся размер 9/8.
Произведение стремительными пассажами тридцать вторых нот из затакта открывают струнные инструменты, но тут же эстафета передаётся деревянным духовым, которые подражая вихревому воздушному потоку, изображают в музыке свист шквалистого ветра и создают ощущение свободного полёта. Тут вся тематическая линия построена так, что каждая следующая фраза будто бы отталкивается от предыдущей. Затем уже в пятом такте композиции, на фоне тремолирующих деревянных, четыре валторны и три фагота начинают исполнять мотив, который изобразительно передаёт ритм лихой скачки. А далее в тринадцатом такте на первый план выходит неустрашимая тема валькирий, героически звучащая в исполнении звучного хора медных духовых инструментов. Впоследствии её интенсивное развитие приводит к кульминации, после которой, перекликаясь между собой, альты и скрипки исполняют иной лейтмотив, отображающий воинственную перекличку воинствующих дев. После него в тематический материал произведения вновь возвращается основная тема валькирий. Теперь хор медных духовых инструментов становиться более насыщенным. Особую яркость музыке придаёт звучание труб и тромбонов, а в заключительной кульминации к ним присоединяются туба, контрабасы и ударные. Тремолирующий фон деревянных духовых разрастается всё больше и охватывает теперь обширный диапазон. В результате в заключительных тактах произведения слушатель попадает в настоящую звуковую лавину.
Интересные факты
◆ Валькирия – это слово переводится как «выбирающая убитых». В древнегерманской мифологии она является дочерью верховного правителя, которая на крылатом коне парит над полем битвы и выбирает, кто из воинов должен остаться живым, а кто − умереть.
Иллюстрация Артура Рэкема к «Полёту Валькирий»
◆ Рихард Вагнер никогда никому не доверял писать либретто к своим оперным спектаклям. Он это делал всегда сам.
◆ Премьерное исполнение оперы «Валькирия», фрагментом которой является «Полёт валькирий», по особому распоряжению баварского короля Людвига II состоялось в Мюнхене в июне 1870 года. Поскольку Вагнер сильно противился разрозненному исполнению частей тетралогии «Кольцо Нибелунга», то на премьере он не присутствовал.
◆ Рихард Вагнер в своих музыкальных спектаклях всегда большое внимание уделял происходящей на сцене зрелищности. Так, в опере «Валькирии» он замыслил настоящих коней вороной масти, на которых должны скакать воинственные девы. Например, для премьерной постановки в Вене - столице Австро-Венгрии, по особому высочайшему распоряжению, лошади были предоставлены из собственной конюшни императора Франца Иосифа I. Поскольку коней нужной масти там не оказалось, то их пришлось перекрашивать в чёрный цвет.
Иллюстрация Артура Рэкема к «Полёту Валькирий»
◆ «Полёт Валькирий» любят использовать для озвучивания номеров цирковых представлений. Стоит заметить, что это стало происходить уже при жизни автора произведения.
◆ В России «Полёт Валькирий» впервые услышали в 1863 году, когда по приглашению Петербургского филармонического общества Вагнер должен был дирижировать тремя концертами, один из которых состоял только из произведений композитора. Однако во время пребывания в России за Вагнером как за революционером была установлена полицейская слежка.
◆ Возросшая популярность Вагнера в начале XX века сильно пострадала в тридцатые годы, после того как нацисты объявили его композитором Третьего рейха, а Адольф Гитлер высказывал о своём сильном впечатлении от прослушиваний произведений гениального немецкого маэстро. В связи с этим после завершения Второй мировой войны, несмотря на отсутствие запретов, восторженное отношение к творчеству Вагнера не поощрялось.
◆ Музыка «Полёта валькирий» во время Второй мировой войны довольно часто использовалась в немецких и японских новостных военных фильмах. Помимо этого, она очень запоминающее звучит в киноленте режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня», во время атаки американских вертолётов на вьетнамскую деревню.
P. S.
Среди множества музыкальных сочинений, написанных Вагнером, «Полёт валькирий» по праву считается одним из лучших его творений. Более восхитительной и захватывающей музыки, так выразительно отображающей воинственные воздушные маневры, пока никто из композиторов не придумал. Это произведение, которое сегодня называют шедевром на все времена, завораживает так, что его хочется слушать и слушать.
Заглавная иллюстрация: Уильям Мод. Полёт Валькирий, 1890г
В публикации использованы материалы soundtimes.