История одного шедевра: скрытые символы «Аллегории живописи» - любимой картине Яна Вермеера - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: скрытые символы «Аллегории живописи» - любимой картине Яна Вермеера

2020-06-05 21:50 , История Одного Шедевра, 540

История одного шедевра: скрытые символы «Аллегории живописи» - любимой картине Яна Вермеера

В XVII веке автопортреты художников были обычным делом. Мастера часто писали собственные образы и отражали интерьеры своих мастерских. Не стал исключением и знаменитый Ян Вермеер - значимая фигура в голландском Золотом веке искусства. Однако, его автопортрет очень своеобразен и скрывает много интересного!

Автопортрет

Мужчина на картине «У сводни» — предполагаемый автопортрет 24-летнего Вермеера

«Аллегория живописи» (или «Мастерская художника») является знаменитой жанровой картиной художника Делфта Яна Вермеера, которая представляет собой масштабную аллегорию искусства живописи, а также автопортрет самого художника. Считается, что это самый крупный образец голландского реализма.

Ян Вермеер. Аллегория живописи (Мастерская художника), 1660-е

В «Аллегории живописи» художник показал себя со спины. И так как других подлинных портретов Вермеера не существует, мы так и не узнаем как выглядел один из лучших мастеров живописи в мире. Наверняка, художник не просто так скрыл свое лицо. Таким образом Вермеер акцентирует внимание непосредственно на своей студии, интерьере и сопутствующих элементах. А они, к слову сказать, крайне любопытны. Своей картиной Вермеер решил передать нам аллегорию своего ремесла.

Любимый интерьер Вермеера

Помещение представляет собой жилую комнату. Действительно, если не считать станка с холстом, кисти в правой руке и холста, мы бы не сразу догадались что эта комната - мастерская художника. Жилая студия гораздо более элегантна, чем обычная мастерская художника, с золотой люстрой, изысканной мебелью, дорогой мраморной плиткой и так далее. Безусловно, это собственное жилище художника - большой дом в Делфте, которое неоднократно изображал Вермеер на своих полотнах. Он переехал туда примерно в 1657 году, когда женился на Катарине Болнес. Вермеер продолжает сохранять любимые детали интерьера и на этой картине: сама комната очень напоминает комнаты на других полотнах. Все та же плитка, карты на стене, тканные полотна и пр. Украшением золотой люстры является двуглавый орел, официальный символ австрийской династии Габсбургов, бывших правителей Голландии.

Считается, что люстра представляет собой католицизм, а отсутствие свечей в ней - отсылка к его подавлению в протестантской среде. Остальная часть роскошной мебели и элементов студии символизирует материальное процветание. «Театральное» качество сюжета преднамеренно подчеркивается ярким занавесом, который раскрывается слева, будто демонстрируя сцену. За пределами приоткрытого занавеса находится ярко освещенная студия, в которой художник пишет портрет модели.

Героиня мастерской

Главный персонаж - конечно, женщина. На картине изображен момент, когда художник как раз собирается наносить на холст венок героини.

Венок, горн и книга - это атрибуты музы истории, Клио, одной из девяти персонификаций высочайших стандартов искусства и философии в греческой мифологии.

Карта - важная часть интерьера

В глубине комнаты на стене висит большая карта. Мастерски переданы рельефы, складки и даже несовершенства географического полотна. Кстати, на карте изображены территории старых Нидерландов. Точное изображение не должно удивлять, художник писал с натуры.

Экземпляр этой картины 1635 года удалось найти в Национальной библиотеке. Таким образом, географическая карта свидетельствует и о богатстве владельца, а также о патриотических чувствах художника. И судя по масштабу карты в соотношении с размером картины, для Вермеера было важно передать представление о себе как о художнике-голландце.

Подпись Вермеера на нижней кайме карты

Цветовая палитра и волшебный свет

Обратите внимание на яркие пятна на картине - желтый (книга) и синий (одеяние героини). Это самые любимые цвета Вермеера! Практически на всех полотнах можно увидеть желтые жакеты, книги и синие полотна, ковры, одежды. Кстати, как было доказано исследователями картин Вермеера, он использовал дорогущий по тем временам синий пигмент - ультрамарин, который был (и остается) одним из самых дорогих в мире цветных пигментов.

Работы Вермеера

Как художнику удалось профинансировать щедрое использование ультрамарина - особенно после кризисного 1672 года - остается загадкой. 1672 год в истории Нидерландов - это год несчастий. В этом году Республика Соединённых провинций была атакована Англией, Францией, Мюнстером и Кёльном. Интервенты разбили голландскую армию и завоевали большую часть республики.

Вернемся к комнате и обратим внимание на свет. Комната освещается слева через окно, которого зрителю не видно. Свет проникновенно падает на лицо героини, угол стола, часть стены и желтую книгу в руках девушки. Вермееровский свет заливает почти все картины художника, делая интерьеры невероятно спокойными и безмятежными. Неспроста художника назвали «волшебником света».

Натюрморт и главный замысел Вермеера

Предметы на столе, как это зачастую бывает у Вермеера, передают посылы художника. Тетрадь с эскизами - искусство живописи, гипсовый бюст - скульптура, книга передает нам ценность сюжета и смысла, ткани - важный декор для успеха картины. Ряд искусствоведов видят в этом натюрморте и более глубокий смысл, например, напоминание о гильдии Святого Луки. Это сообщество художников, скульпторов, ковровых мастеров, книгопечатников и пр. Таким образом, автопортрет Вермеера вполне можно считать аллегорией художественных ремесел.

Фактически, картину можно оценивать и как ответ Вермеера на извечный вопрос, который продолжает до сих пор обсуждаться художниками, скульпторами и писателями. Какую же роль играет художник в современном обществе? Является ли он мастером, равным плотникам, каменщикам и ювелирам или творческим мыслителям, поэтам, архитекторам, инженерам и философам? Ответ Вермеера сквозь призму его знаменитой картины заключается в том, что живопись равна любому другому искусству, поскольку она способна представлять все возможные визуальные идеи и предавать иллюзиям увиденное с помощью глубины и цвета.

Почему полотно считается исключительным в творчестве Вермеера?

«Аллегория живописи» - одна из немногих картин, которая оставалась во владении семьи Вермеера вплоть до смерти художника. И даже в кризисные годы экономических трудностей и безденежья семья старалась сохранить это полотно, что указывает на его особую ценность. В ноябре 1940 года полотно было приобретено Адольфом Гитлером у его владельца графа Яромира Чернина по цене 1,65 млн рейхсмарок (денежная единица Третьего рейха). После войны американские войска нашли сокровища Гитлера, которые и передали полотно австрийскому правительству.

В настоящее время картина Вермеера находится в Художественно-историческом музее в Вене. «Аллегория живописи» - самое большое по размерам полотно Вермеера (120 × 100 см) считается ко всему прочему и самой любимой работой художника.

Лента

Рекомендуем посмотреть