История любви, породившая шедевры: Эндрю и Бетси Уайеты – «Она превратила меня в художника, заставила меня более ясно видеть, чего я хотел…» - RadioVan.fm

Онлайн

История любви, породившая шедевры: Эндрю и Бетси Уайеты – «Она превратила меня в художника, заставила меня более ясно видеть, чего я хотел…»

2020-06-04 21:13 , История любви, породившая шедевры, 4081

История любви, породившая шедевры: Эндрю и Бетси Уайеты – «Она превратила меня в художника, заставила меня более ясно видеть, чего я хотел…»

Они были одной из самых влиятельных пар в истории американского искусства XX века. Их брак продлился семь десятков лет и может считаться образцом супружеской жизни. Однако в отношениях Эндрю и Бетси Уайетов были моменты, которые так и остались загадкой для современников.

Дочь Маги

«…Это моя жена Бетси. Я долго работал над [этой картиной] и знал, что это не то. Тогда я входил в попечительский совет Смитсоновского института — очень престижно. Но Бетси это не понравилось, она говорила, что из-за всех этих советов страдает моя работа. Однажды утром я уехал в Вашингтон, и Бетси разозлилась, просто пришла в ярость. Я всё время думал о том, как румянец высоко поднимается по её щекам. Я понял, что уловил её. Цвет этих щёк под угольно-чёрными волосами и эта шляпа придают портрету остроту реальности […] Это больше, чем просто изображение красивой женщины. Кровь закипает».

Так художник Эндрю Уайет писал о портрете «Дочь Маги», созданном 1966 году. Он изобразил свою любимую жену в три четверти, стоящей прямо. Она держится с достоинством и отводит взгляд от зрителя. На её голове старинная шляпа для верховой езды с завязками, свободно свисающими по сторонам лица — они практически служат рамой для картины. Она одета в коричневое платье со стоячим воротником, которое почти сливается с чуть более светлым фоном. На её щеках играет слабый румянец, а на губах — едва уловимая улыбка. Её прекрасные глаза подчёркнуты невидимым источником света слева.

Эндрю Уайет. Дочь Маги, 1966г

Бетси Уайет в течение семи десятков лет была соратником, бизнес-менеджером и музой своего мужа Эндрю, а также главным архивистом его работ. Она познакомила супруга с героиней его самой знаменитой картины «Мир Кристины» (1948), позировала для фигуры, ползущей по полю к дому, и дала работе её название. Вряд ли Эндрю Уайет достиг бы своего положения, известности и славы, если бы однажды не встретил Бетси Мерл Джеймс, чьей матерью была Элизабет «Мага» Джеймс (вот почему портрет называется «Дочь Маги»).

Сын Ньюэлла

Эндрю Уайет родился в 1917 году в городе Чеддс-Форд, штат Пенсильвания. Его отцом был Ньюэлл Конверс (Н. К.) Уайет — один из величайших иллюстраторов Америки. Эндрю был самым младшим ребёнком в семье, и три его сестры и брат также блистали талантами. Самую старшую, Генриетту, часто называют одной из самых значительных художниц XX века. Вторая дочь, Кэролайн, также пошла по стопам отца, а младшая Энн стала одарённым музыкантом. Натаниэль, старший брат Эндрю, был инженером-механиком и изобретателем.

Будучи иллюстратором, Ньюэлл Конверс Уайет прилично зарабатывал, и семья жила в достатке. Эндрю не отличался крепким здоровьем — одна болезнь сменяла другую — и ему приходилось много времени проводить дома, брать у отца уроки рисования. Между ними была заметная разница: Уайет-старший был крупным человеком и обладал безграничным запасом энергии, чем резко контрастировал со своим слабым и хрупким сыном. Позже Эндрю Уайет вспоминал своё детство: «Па держал меня почти в тюрьме. Просто привязал к себе в своём мире и никого туда не пускал. Меня практически заставили сидеть в Шервудском лесу с Девой Мэриан и разбойниками [Робина Гуда]…».

Ньюэлл Конверс Уайет. Автопортрет с палитрой, 1909г

Н. К. Уайет прославился, сделав рисунки к знаменитому «Острову сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона — ещё до того, как Эндрю стал подростком. За этим последовали другие известные романы, такие как «Последний из могикан» Джеймса Фенимора Купера и «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. Под руководством родителя Эндрю освоил акварель, вдохновился сельскими пейзажами и впитал художественные традиции семьи Уайет. Вскоре юноша увлёкся историей искусства и полюбил не только работы мастеров Возрождения, но и американских художников, таких как Уинслоу Хомер.

Эндрю Уайет. Остров Литтл Колдуэлл, 1940г

Эндрю Уайет. Чарли Эрвин, 1937г

Эндрю Уайет. Долина Брендивайн, 1940г

В 1937 году в возрасте 20-ти лет Эндрю удостоился своей первой персональной выставки акварелей в Macbeth Gallery в Нью-Йорке. Она имела оглушительный успех, и все представленные работы были проданы. Теперь Уайет-младший сам был уверен, что карьера художника — это то, о чём он мечтал. Впрочем, ранний триумф не успокоил его, как многих талантливых людей. Молодой человек был чрезвычайно самокритичен и ко многим работам относился с раздражением, считая их слишком поверхностными.

Когда Эндрю встретил Бетси

Эндрю и Бетси Уайеты в Чаддс Форд, ок. 1940г

Эндрю Уайет познакомился с 17-летней Бетси Мерл Джеймс 12 июля 1939 года, в день, когда ему исполнилось 22 года. Девушка была младшей из трёх дочерей художника Мерла Джеймса, который работал в газете «Буффало Курьер-Экспресс». В 1930-х годах семья выезжала на лето к друзьям на Бёрд-Пойнт, мыс в штате Мэн. Там их соседями были фермер Альваро Ольсон, который выращивал чернику, и его отчасти парализованная сестра Кристина, в детстве пострадавшая от полиомиелита. Бетси дружила с Кристиной, и в первую же встречу с Эндрю отвезла юношу к ней.

Эндрю Уайет. Мир Кристины, 1948г

Как ни странно, тогда на Эндрю Уайета наибольшее впечатление произвела не Кристина, а её жилище — побитый ветрами трёхэтажный дом из обшивочных досок с крутыми крышами, стоящий на прибрежном мысе. Однако позже Кристина и Эндрю подружились, и на протяжении последующих 30-ти лет её дом и она сама стали героями многих его картин, включая три прекрасных портрета — «Кристина Ольсон» (1947), «Мисс Ольсон» (1952) и «Анна-Кристина» (1967). Женщина даже позволила ему превратить одну из комнат в их фермерском доме в студию.

Эндрю Уайет. Кристина Ольсон, 1947г

Эндрю Уайет. Анна-Кристина, 1967г

Через год после первой встречи Эндрю и Бетси поженились и поселились в старой сельской школе, стоящей на земле Уайетов. У Бетси был сильный характер, и она оказала на мужа почти такое же влияние, как его отец. В первые дни брака она посчитала, что ей нужно бороться с Ньюэллом Конверсом за внимание супруга. Впоследствии Бетси рассказала Ричарду Мериману, биографу Эндрю Уайета, о своей битве с тестем: «Я участвовала в заговоре с целью свергнуть короля-узурпатора с трона. И я это сделала. Я посадила на трон Эндрю…»

Эндрю Уайет. По течению, 1982г

После гибели свёкра Бетси составила и отредактировала книгу «Уайеты. Письма Н. К. Уайета, 1901−1945 годы», которая побудила искусствоведов к переоценке его карьеры.

В 1943 году у Эндрю и Бетси родился первый ребёнок, Николас. Второй сын, Джейми, появился на свет три года спустя и со временем сам стал известным художником. Через 18 лет после женитьбы супруги купили старую мельницу XVIII века на берегу реки Брендивайн в Пенсильвании.

Эндрю Уайет. Николас, 1955г

Джейми Уайет. Портрет отца художника Эндрю Уайета, 1969г

Бетси, обладавшая острым умом и талантом к дизайну, принялась восстанавливать её, превратив в дом и студию. Её постоянно тянуло к побережью штата Мэн, где они с Эндрю провели часть своего детства, и за десятилетия они купили три острова — Южный, Аллен и Беннер.

Эндрю и Бетси, 1960-ые

Для Бетси они стали чистым холстом, где она смогла реализовать свой творческий потенциал и страсть к сохранению исторической архитектуры Новой Англии. Её тщательно подобранные интерьеры изображены на многих картинах и акварелях Эндрю Уайета.

Члены семьи Уайетов в 1969 году. Эндрю и Бетси – крайние слева

Тайна Хельги

Трудно сказать, чем руководствовался Эндрю Уайет, выбирая натурщиков для своих картин. Искусствовед Ванда Корн называет его «метафорическим реалистом», подразумевая, что он предпочитал людей, напоминавших ему некие аспекты жизни или фрагменты истории, которыми интересовался. Сам Уайет говорил: «Разница между мной и многими художниками заключается в том, что я должен лично контактировать с моими моделями… Я должен влюбиться. Поразиться. Это случилось, когда я увидел Хельгу».

Эндрю Уайет. Косы (из серии «Хельга»), 1979г

Художник познакомился с Хельгой Тесторф, когда она работала медсестрой у Карла Кёрнера, соседа, которого Уайет писал десятилетиями. Он предложил ей позировать ему в 1971 году, и за следующие 14 лет написал 45 картин и сделал 200 рисунков, на которых она предстала как одетой, так и обнажённой. Сеансы были тайной даже для их супругов, как и работы художника. Эндрю Уайет говорил, что Хельга привлекла его «всеми своими немецкими качествами, решительной походкой, полуприлегающим пальто и заплетёнными светлыми волосами».

Эндрю Уайет. Прусачка (из серии «Хельга»), 1974г

В августе 1986 года существование работ было обнародовано, и в арт-мире разразилась настоящая буря. Бетси утверждала, что узнала о них за год до этого от мужа, который раскрыл секрет, когда боялся умереть от гриппа. И когда журналисты поинтересовались, что это за картины, миссис Уайет сделала серьёзную паузу, а затем произнесла волшебное слово «любовь».

Сразу два ведущих американских издания — Time и Newsweek — решили поместить историю Эндрю Уайета и Хельги Тесторф на свои обложки. Такой чести не удостаивался ещё ни один художник, включая Пикассо. Но репортёров, которых отправили готовить статьи, ждало разочарование. Они потратили немало усилий на поиски Хельги, но когда нашли, новоявленная «американская Мона Лиза» отказалась давать интервью. «Я пруссачка, я не говорю о секретах!», — заявила она и скрылась за спинами разъярённого мужа, враждебно настроенных детей (их у четы Тесторф было четверо) и парочки доберманов.

Обложка журнала Time, посвящённая истории Энди Уайета и Хельги Тесторф

Никто не нашёл никаких свидетельств о том, что между Уайетом и Хельгой когда-либо был роман. Если картины и были о Любви, как туманно намекнула Бетси, то любовь эта была слишком обобщённой. Мало того, позже подтвердилось подозрение, что жена художника знала о портретах Хельги и даже владела несколькими.

Эндрю и Бетси Уайеты, 1982г

Будучи администратором Эндрю, она вряд ли могла упустить из виду четверть тысячи работ на протяжении трети совместной жизни. После того, как буря улеглась, новый владелец картин с Хельгой подарил Бетси часть из них. Именно жена Уайета дала название «Любовники» той, которая сейчас считается самой известной в серии.

Эндрю Уайет. Любовники, 1981г

Хельга до самой смерти Уайета оставалась с ним, служа медсестрой, массажисткой и помощницей. В 2007 году художника спросили, будет ли она приглашена на празднование его 90-летия. Он ответил: «Да, конечно. Теперь она часть семьи. Я знаю, это шокирует всех вокруг, и мне это нравится».

Эндрю Уайет. Убежище, 1964г

По завещанию Хельга унаследовала фермерский дом в штате Мэн, который принадлежал Ньюэллу Конверсу, и до сих пор выращивает там чернику и делает варенье.

Её муж умер в 2015 году, а саму женщину часто можно встретить в «фирменных» нарядах её любимых белого и золотого цветов на открытии выставок в Музее искусств Брэндивайн-Ривер.

Виктория Уайет, внучка художника, и Хельга Тесторф на открытии выставки, 2017г

Режиссёр и её актёр

В 1966 году Эндрю Уайет сказал своему биографу Ричарду Мериману: «Бетси гальванизировала меня тогда, когда я нуждался в этом. Она превратила меня в художника, которым я бы не стал в противном случае… она заставила меня более ясно видеть, чего я хотел».

Бетси была и самым преданным куратором Эндрю, организовывая его выставки и проводя бесконечные дни за составлением каталога его работ. Однажды она сказала тому же Ричарду Мериману: «Я словно режиссёр, и у меня величайший актёр в мире».

Эндрю и Бетси Уайеты, 1983г

После смерти Эндрю Уайета в 2009 году Бетси подарила его студию Музею искусств Брэндивайн-Ривер, который был организован и открыт при её участии. Сейчас она является национальным историческим памятником и открыта для публики в зависимости от сезона. Сама Бетси Джеймс Уайет тихо скончалась 21 апреля 2020 года на 99-м году жизни. Она похоронена рядом с мужем в усадьбе Ольсонов.

Самые известные работы Эндрю Уайета

Автопортрет. Снежный холм, 1989г

Флаг битвы, 1987г

Морские сапоги, 1976г

Истоптанные сорняки, 1951г

Ветер с моря, 1947г

Несущиеся по воздуху, 1996г

Источник – artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть