Гениальный Бобби Макферрин и его композиция Don’t Worry, Be Happy, взорвавшая музыкальный мир - RadioVan.fm

Онлайн

Гениальный Бобби Макферрин и его композиция Don’t Worry, Be Happy, взорвавшая музыкальный мир  

2020-06-02 20:50 , История Одного Шедевра, 4348

Гениальный Бобби Макферрин и его композиция Don’t Worry, Be Happy, взорвавшая музыкальный мир

Don’t worry, don’t worry
Don’t do it, be happy
Put a smile on your face
Don’t bring everybody down like this
Don’t worry, it will soon pass, whatever it is
Don’t worry, be happy

Гениальному вокалисту не нужен аккомпанемент, чтобы записать песню, способную занять верхние строчки хит-парадов. Бобби Макферрин доказал это более чем убедительно, спев Don’t Worry, Be Happy. Конечно, это далеко не самая сильная композиция из числа тех, что он исполняет, но именно она сделала его знаменитым. Но перед тем, как перейти к истории ее создания, ближе познакомимся с ее автором.

Бобби Макферрин - музыкант, творчество которого потрясает своей многогранностью. Он уникальный певец, дирижер и музыкант мирового уровня, охвативший в своих альбомах несколько миров музыки и национальной культуры. Его по праву можно назвать «человек - оркестр»: мастерски владея удивительным гуттаперчевым голосом с диапазоном в четыре октавы и обладая даром имитации, Макферрин может изобразить всё что угодно: рёв мотора, детский лепет, звуки вибрафона, флейты или дудука. Стиль его пения абсолютно уникальный, оригинальный и самодостаточный, однако, певец никогда не поёт в полный голос, тем не менее, тихо напевая и насвистывая, он со временем «насвистел» десять премий «Грэмми» и огромную любовь публики во всех уголках земного шара. При первом появлении на сцене зрители встречают его такими овациями, какие мало кто из исполнителей получает даже после концертов, ведь музыкант покоряет публику не только виртуозностью своего исполнения, но и теплой радужной атмосферой, которую он создаёт в зале. Бобби Макферин настолько талантлив, что един во многих лицах: он не только непревзойдённый разноплановый вокалист-импровизатор, но также дирижёр с мировым именем и композитор, работающий во многих музыкальных направлениях.

Краткая биография

Бобби появился на свет в нью-йорском Манхэттене 11 марта 1950 года. Его родители были талантливыми музыкантами, профессиональными вокалистами. Отец Бобби - Роберт Макферрин, одним из первых афроамериканцев, который удостоился чести солировать в увенчанном славой Метрополитен-опера. Мама мальчика - Сара Купер, пела не только в оперных спектаклях, но и в бродвейских мюзиклах, а после того, как в 1958 году семья Макферрин переехала в Голливуд, она стала почетным профессором музыки в колледже калифорнийского Фуллертона.

Уже с раннего детства Бобби, росший в музыкальной среде, активно приобщался к искусству. В доме постоянно звучали произведения не только великих классиков: Бетховена, Моцарта, Рахманинова, Верди, но и джазовые композиции талантливого Каунта Бейси. Первым музыкальным инструментом, который облюбовал Бобби, был кларнет, но в 14 лет он отдал предпочтение фортепиано. Мальчик настолько был увлечён музыкой, что уже в школе создал свою первую группу под названием «Bobby Mack Quartet».

После школы Макферрин-младший продолжил своё образование в Калифорнийском университете, а также по классу фортепиано учился в колледжах Сакраменто и Серритоса.

Свою карьеру пианиста Бобби начал в музыкальном коллективе гастролирующего ледового шоу «Ice Follies». Далее была работа в клубах и различных инструментальных коллективах, например, в рок-группе, исполняющей кавер-версии известных композиций, затем в ансамбле, который аккомпанировал танцевальному коллективу, выступающему в кабаре. Не получая особого удовольствия от такой творческой деятельности, Бобби в 1977 году принимает решение кардинально всё изменить и попробовать себя на вокальном поприще. Уже на следующий год, обосновавшись в Новом Орлеане, он дебютировал в качестве певца в местном музыкальном коллективе под названием «Astral Project».Концертными площадками ансамбля являлись отели и бары.

Бобби Макферрин и Astral-Project в 1999 году

Некоторое время спустя, в жизни Макферрина происходит череда значимых встреч с людьми, которые в судьбе музыканта сыграли важную роль. По благоприятному стечению обстоятельств, Бобби знакомится со знаменитым джазовым вокалистом Джоном Хендриксом, который, услышав выступление молодого певца, предложил ему совершить совместное с «Hendricks Family» гастрольное турне по стране. Общение с легендарным музыкантом оказало благотворное влияние на дальнейшее творчество Бобби. Затем, в 1979 году Макферрину посчастливилось встретить Линду Голндстайн, впоследствии «на все времена» ставшей для него другом, менеджером и иногда даже продюсером.

Бобби Макферрин и Линда Голдстейн на Grammy Awards

Следующим знаковым событием для певца стало знакомство в Сан-Франциско с увенчанным славой комическим артистом Биллом Косби, который в 1980 году помог Макферрину выступить на джазовом фестивале, организованном журналом «Плейбой». Публика настолько восторженно приняла вокально-фортепианные импровизации молодого дебютанта, что в следующем году это вдохновило Бобби на участие в «Kool Jazz Festival», проходившем в Нью-Йорке, а позднее в 1982 году записать свой первый альбом, которому музыкант дал своё имя - «Bobby McFerrin».

Постоянно находясь в поисках чего-то необычного и интересного, Бобби решает попробовать исполнять музыкальные композиции без сопровождения – акапельно. Свой новый стиль исполнения певец впервые продемонстрировал в Европе в 1983 году. Концерты с импровизированной программой малоизвестного европейским меломанам Бобби Макферрина, проходили с таким ошеломляющим успехом, что журналисты Германии дали ему имя – «волшебный голос». Окрыленный результатами своего турне, певец выпускает второй свой альбом под названием «Голос», в который вошли акапельные композиции, записанные во время гастрольной поездки. Далее, в 1985 году выходит третий альбом Макферрина, однако записанный уже традиционно с аккомпанементом, и композиция «Another Night in Tunisia», за которую Бобби одновременно в двух номинациях получает свою первую «Грэмми». Впоследствии этой высокой музыкальной награды были удостоены ещё три сингла: «What Is This Thing Called Love?», «Round Midnight», «Brothers» и альбом для детей «Elephant`s Child».

Популярность Макферрина быстро набирала обороты, его голос можно было услышать в популярном телевизионном шоу Билла Косби, в саундтреках к кинофильмам и детским мультфильмам, а также в рекламных роликах. Билли покорялись самые лучшие мировые концертные залы, в том числе знаменитый Карнеги-холл, но поистине всеобщую мировую славу певец получил благодаря простой веселой песенке, которая самопроизвольно родилась в 1988 году в результате работы над очередным альбомом «Simple Pleasures». «Don’t Worry, Be Happy» - так Макферрин назвал композицию, которая впоследствии стала феноменальным хитом, по всему миру занявшим в поп-чартах первые строчки и получившим «Грэмми» в трех номинациях.

Бобби Макферрин в 1988 году

Не останавливаясь на достигнутом и постоянно находясь в творческом поиске, Бобби в 1990 году создает ансамбль «Voicestra», состоящий из десяти исполнителей, поющих акапелла. Вокальная группа участвовала в записи студийного альбома под названием «Medicine Music», в который вошли оригинальные произведения, основанные на импровизации. В это же время стремление к совершенствованию приводит музыканта к мысли заняться изучением дирижерского искусства. Первоначальный курс он проходит у таких выдающихся мастеров, как Густав Майер и Сейдзи Одзава, и уже вскоре пробует себя на новом поприще. В свой сорок пятый день рождения, в г. Сан-Франциско Бобби впервые дирижирует оркестром.

Впоследствии как дирижёр он выступал с симфоническими коллективами Чикаго, Монреаля, Нью-Йорка, Сиэтла, Кливленда, Торонто, Лос-Анджелеса, Лейпцига, Филадельфии, Лондона, Мюнхена, Роттердама и Вены. Симфонические концерты серьёзной классической музыки дирижёра Бобби Макферрина всегда проходили очень интересно и неординарно.

С выдающимся виолончелистом Йо-Йо Ма, в дальнейшем ставшим для Макферрина хорошим другом, певец в 1992 году записал альбом «Hush», в который вошли произведения выдающихся классиков, современных авторов и композиции самого Макферрина.

С Чик Кориа, одним из лучших джазовых пианистов, у Бобби сложился замечательный творческий ансамбль. Вместе они записали два студийных альбома: один с джазовой музыкой, другой с оригинальной интерпретацией концертов В.А. Моцарта для фортепиано, а впоследствии эти талантливые музыканты вместе побывали с гастролями во многих странах мира.

Бобби с Чик Кориа

В 1994 году Бобби предложили стать художественным руководителем камерного оркестра г. Сент-Пол. Творческим результатом такой деятельности стал альбом классической музыки «Paper Music», в котором прозвучали произведения выдающихся композиторов В.А. Моцарта, И.С. Баха, П.И. Чайковского, Ф. Мендельсона и И. Стравинского. В конце 90-х Макферрин, отдавая «дань» своему отцу, который в фильме 1959 года «Порги и Бесс» озвучивал актёра Сидни Пуатье, совершает гастрольное турне с концертной версией по мотивам одноимённой оперы Дж. Гершвина. В 2000-е годы Бобби продолжает активно гастролировать. Он дает около ста концертов в год на родине и за рубежом, выступая как вокалист – импровизатор, и как дирижёр, который приобрёл мировую известность. В 2008 году в знаменитом Карнеги-холл состоялось премьерное представление импровизационной оперы Макферрина под названием «Боббл», сюжетной основой которой стала легенда о Вавилонской башне. Опера Бобби Макферрина в своём роде уникальное произведение, которое не имеет ни либретто, ни вокальных партий. Каждый раз автор и 17 исполнителей, поющих в разных вокальных техниках: от оперы и народной музыки с элементами горлового пения, до джаза, регги и битбоксинга в процессе совместной импровизации рождают новое произведение.

В нынешнее время Бобби продолжает реализовывать свои уникальные творческие замыслы, а также много внимания уделяет детям, записывая музыку для них и озвучивая мультипликационные фильмы.

История создания Don’t Worry, Be Happy

Мне кажется, в этих четырёх словах заключена довольно ясная философия. Бобби Макферрин

Don’t Worry, Be Happy взорвала музыкальный мир. Она была выпущена в 1988 году и быстро завоевала признание слушателей на всех континентах, став к тому же первой акапельной композицией, поднявшейся на высшую строчку в чарте Billboard Hot 100, которую удерживала две недели. В британском чарте UK Singles Chart песня продержалась 5 недель и достигла второй строчки. На церемонии Грэмми 1989 года «Don’t Worry Be Happy» была названа «Песней года» (Song of the Year), «Записью года» (Record of the Year), а Бобби Макферрин победил в номинации «Лучшее мужское вокальное поп-исполнение». «Don’t Worry, Be Happy» занимает 31-ю позицию в рейтинге лучших песен 1980-х годов (VH1’s 100 Greatest One Hit Wonders of the 80s).

Ни одной песне, исполненной без инструментов, не удавалось достичь таких вершин. Вы скажете, что слышите музыку в песне? Да, она есть, но все звуки Бобби МакФеррин издавал сам, не используя вспомогательные предметы. Запись песни сделана таким образом, что под вокал Макферрина подложена «инструментальная» часть — разные звуки, издаваемые им же. В результате создается эффект инструментального сопровождения, хотя на самом деле во время исполнения песни не звучит ни один музыкальный инструмент.

Обложка сингла Бобби Макферрина Don't Worry, Be Happy

Кто бы знал, что история весёлой песенки Don't Worry Be Happy, которая принесла Макферину широкое мировое признание, началась весьма заурядно. Как рассказывал сам Бобби, однажды в 1988 году, когда он гостил у джаз-бэнда Tuck & Patti в Сан-Франциско он увидел постер с портретом индийского духовного учителя, провозгласившего себя аватаром века – Богом в человеческом обличье. Внизу плаката под изображением гуру было подписано изречение: «Don’t worry, be happy» (Не волнуйся, будь счастлив).

Индийский мистик и философ Мехер Баба (1894—1969гг) часто телеграфировал фразу «Не беспокойся, будь весел», когда обращался к своим последователям на Западе. Позднее, в 1960-х годах, это высказывание печатали на эзотерических игральных картах и постерах.

Мехер Баба

Эти слова назойливо крутились в голове музыканта, и он стал насвистывать мелодию, которая очень хорошо к ним подходила. Затем автор быстро сочинил слова семи куплетов, связанные ключевым рефреном, а к ним и музыку.

Как позже говорил Бобби, выражение показалось ему «весьма ясной философской доктриной в четырех словах». Вдохновленный выразительностью и простотой этой фразы, МакФеррин написал песню, ставшую впоследствии знаменитой, сделав высказывание Don’t Worry, Be Happy ее ключевыми словами.

Изначально песня появилась как саундтрек к фильму «Коктейль», вышедшему на экраны в 1988 году. Первый выпущенный сингл особого впечатления на меломанов не произвел и в чартах занял лишь 88-ю строчку, но в том же году композиция вошла в альбом «Simple Pleasure» (Простые удовольствия) и взлетела так, что приземлилась сразу на первых позициях хит-парадов, где оставалась довольно долгое время. В результате песенка была отмечена целым букетом «Грэмми»: «лучший мужской поп вокал», «запись года» и «песня года», а альбом «Simple Pleasure» стал мультиплатиновым и в карьере Макферрина самым коммерчески успешным.

Интересные факты

◆ Чтобы наполнить песню Don’t Worry, Be Happy определённым колоритом, Макферин исполнил её с ямайским акцентом, поэтому очень многие считали, что песню записал и исполнил самый известный исполнитель в стиле регги – ямайский музыкант Боб Марли. Но ни то, ни другое невозможно теоретически. Марли умер в 1981 году, а песня появилась лишь в 1988.

◆ Don’t Worry, Be Happy так молниеносно набрала обороты и стала суперхитом, что сразу обросла неимоверно ироничными слухами, например, Макферрин, исполнив композицию, обладающую весьма позитивным настроем, не выдержал «испытания славой» и покончил свою жизнь самоубийством.

◆ Don’t Worry, Be Happy обладала настолько позитивным настроем, что претенденту на пост американского президента от республиканской партии Джорджу Бушу-старшему посоветовали использовать её в избирательной компании. Песню взяли, не спросив разрешения у крайне возмущенного автора, который к тому же отдавал свои политические предпочтения демократам. В результате Бушу-старшему пришлось отказаться от такой затеи, но и Макферрин вскоре тоже перестал исполнять «нетипичную», как он говорил, для его творчества песню, которая, тем не менее, сделала его всемирно знаменитым.

◆ В русском языке есть примета: «Не свисти - денег не будет», но с Бобби Макферрином данная примета не сработала. Музыкант «насвистел» так, что заработал столько денег, которых хватило для осуществления всех его творческих идей, например, создать акапельный коллектив «Voicestra» и гастролировать с ним по всему миру.

◆ Интересно, что в дальнейшем Бобби не стал развивать свой неожиданный успех на поп-сцене и продолжал заниматься джазом, а затем и вовсе стал дирижером и выступал со многими известными оркестрами.

P. S.

Бобби Макферрин – это музыкант, к которому можно применить все суперлативы: легендарный, неподражаемый, знаменитый, виртуозный. Каждое его выступление эксцентрично и уникально, так как Макферрин, обладающий невероятной способностью к фантазии и спонтанности, всегда выходит за пределы установленных стереотипов, но, тем не менее, преданно хранит музыкальное наследие прошлого.

В публикации использованы материалы soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть