Искусствоведы десятилетиями ломали голову над тёмным фоном на картине «Хозяйка и служанка» Яна Вермеера. На этом полотне из нью-йоркской «Коллекции Фрика» представлена пронзительная психологическая сцена с двумя женщинами, обсуждающими только что полученное письмо. Некоторые эксперты указывали, что позади главных героев Вермеер регулярно писал карты, зеркала, гобелены и картины. Учёные предполагали, что автор не закончил картину, а простой коричнево-чёрный занавес на заднем плане изобразил другой художник, чтобы сделать работу более привлекательной для покупателей. Однако реальность оказалась совсем иной.
Подробное техническое исследование, проведённое Метрополитен-музеем и Институтом Дёрнера в Мюнхене, показало, что Вермееер сам написал занавес. Изначально фоном для персонажей служил гобелен или картина с четырьмя или более фигурами. Мало того, анализ показал, что едва видимая сегодня ткань была зелёной, а к нынешнему чёрно-коричневому виду её привела деградация пигментов.
Ян Вермеер, «Хозяйка и служанка» (1666−68 годы). Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Главный куратор «Коллекции Фрика» Ксавье Саломон предположил, что Вермеер закрасил оригинальный детальный фон, чтобы сосредоточить внимание зрителя на главном событий — появлении таинственного письма, которое горничная в голубом фартуке принесла элегантно одетой хозяйке. «Я думаю, что все эти маленькие фигурки на фоне занимали слишком много места, — сказал эксперт. — Очевидно, он решил, что они лишние».
Исследование показало, что первоначально Вермеер обозначил фигуры на фоне преимущественно чёрным и земляными цветами. Что характерно, увеличение картины открыло, что занавес был написан до того, как художник нанёс последние штрихи на переднем плане, такие как пряди светлых волос хозяйки.
Инфракрасная рефлектограмма раскрывает первоначальный замысел заднего плана «Хозяйки и служанки»
Для занавеса Вермеер выбрал зелёный цвет на основе меди, смешанной с индиго. Оба этих пигмента печально известны тем, что тускнеют и выцветают, и это свидетельствует, что когда-то занавес был насыщенного зелёного цвета.
Поразительно, но портьера, возможно, визуально дополняла ткань, покрывающую стол, за которым сидит хозяйка. Тестирование показало, что она тоже изначально была зелёной, а не насыщенно-синей, как сегодня. По словам исследователей, нижний слой краски на скатерти представляет собой нефритово-зелёную глазурь, образованную растворением солей меди в скипидаре. Сверху художник положил зелёный тон, смешав жёлтую и голубую краски. Первая выцвела, и осталась только вторая.
Микрофотография, сделанная по левой стороне скатерти. Красная стрелка указывает на небольшую область зелёного цвета, которая сохранилась, возможно, потому, что была защищена от света рамой картины
Увеличенный фрагмент картины, на котором видно, что светлые пряди волос хозяйки Вермеер написал уже поверх портьеры, скрывшей первоначально задуманный фон
«Довольно часто на голландских картинах можно увидеть растения, которые стали синими, и это вызывает вопросы, ведь кусты и трава должны быть зелёными. Причина, по которой мы не ставим под сомнение скатерть, в том, что это не трава», — говорят эксперты. Они подчёркивают, что опись имущества, сделанная после смерти Вермеера, включала зелёную скатерть.
Это уже не первый случай, когда оказывается, что знаменитые картины Вермеера изначально выглядели не так, как нам известно. Недавно галерея Маурицхёйс раскрыла результаты своего исследования «Девушки с жемчужной серёжкой». Согласно им, фоном для героини также служила зелёная портьера. А в сцене «Девушка с письмом у открытого окна» из Дрезденской картинной галереи присутствовал Амур. Он был закрашен неизвестным художником через десятилетия после смерти мастера. Сейчас реставраторы восстанавливают оригинальный вид полотна.
Источник – artchive.