История одного шедевра: картина Рембрандта «Саул и Давид», вокруг которой развернулась настоящая детективная история - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: картина Рембрандта «Саул и Давид», вокруг которой развернулась настоящая детективная история

2020-05-14 22:17 , История Одного Шедевра, 5149

История одного шедевра: картина Рембрандта «Саул и Давид», вокруг которой развернулась настоящая детективная история

Рембрандт Харменс ван Рейн – явление в истории живописи особенное, уникальное, и нет ничего удивительного в том, что на право считаться частью его наследия вот уже два века претендуют тысячи картин. Была среди них и эта необыкновенная картина. Она стала фигурантом настоящего расследования, благодаря которому восторжествовала справедливость.

Картина «Саул и Давид»

В отличие от большинства соотечественников - собратьев по профессии, Рембрандт писал масштабные произведения – рассчитанные не на комнаты простых бюргеров, а на дворцы или, по крайней мере, просторные залы больших домов. Но картина «Саул и Давид», чьи первые следы обнаруживаются в тридцатых годах позапрошлого века, считалась не самой выдающейся по размерам – 130 на 164,5 сантиметров. Впоследствии, правда, выяснилось, что такой она была не всегда.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Саул и Давид, 1658г

На холсте изображен израильский царь Саул и Давид, его приближенный, играющий на арфе. Царь растроган, утирает слезу краем занавеса. Рукой он придерживает копье.

Этот сюжет взят из книги Ветхого Завета. Саул, возможно, реально существовавший правитель, живший в XI веке до н.э., был выбран и помазан на царство пророком Самуилом по воле Бога. Первое время он достойно правил народом Израиля, был любим и почитаем.

Со временем, однако, его отношения с Самуилом ухудшились, Саул стал совершать поступки, которые казались тому святотатством и противоречием божьей воле. К тому же, царь стал подвержен меланхолии и приступам гнева, рассвирепев, он был готов убить собственного сына. Тогда на царство был тайно помазан уже Давид – тот самый, что перед сражением с филистимлянами победил Голиафа.

Давид превосходно играл на арфе, а музыка была тем единственным, что могло успокоить вспыльчивого Саула. Эту сцену и выбрал художник для своего полотна, что было скорее редкостью для живописцев, обращавшихся к этому ветхозаветному персонажу: обычно царя изображали разъяренным, с копьем, направленным на Давида.

Так изобразил Саула и Давида итальянский художник Гверчино

Давиду потом пришлось бежать и скрываться – мнительный царь видел в нем угрозу. Он даже готов был расправиться с тем, кого приблизил к себе и за кого выдал дочь. Тогда победитель Голиафа бежал; он не вернулся на родину до самой гибели царя, которая наступила в новой битве с филистимлянами: Саул покончил с собой, бросившись на свой меч. Преемником его стал Давид, который правил сорок лет.

Произведение, которое очень ценили любители искусства

В 1830 году картина «Саул и Давид» была продана на аукционе в Париже, потом сменила несколько владельцев, она даже путешествовала за океан и побывала на выставке в Америке. В 1898 году произведение приобрел Абрахам Бредиус, директор Королевской галереи Маурицхейс в Гааге.

Абрахам Бредиус

Если у кого-то в те времена и возникали сомнения в принадлежности картины кисти Рембрандта, то только не у Бредиуса. Он считал, что «Саул и Давид» - одно из важнейших произведений великого голландца, и сам чувствовал сильную эмоциональную связь с этим произведением, отождествляя себя с царем.

Картина была выставлена в галерее, а после смерти Бредиуса в 1946 году перешла в собственность Маурицхейс. Все было благополучно до конца шестидесятых годов, когда за исследование творчества Рембрандта взялась группа амстердамских ученых с целью установить, какие из многочисленных приписываемых художнику работ действительно были созданы им. По заключению эксперта Хорста Герсона, картина «Саул и Давид» не принадлежала кисти Рембрандта, ее автор считался неустановленным.

За время своего существования картина неоднократно подвергалась обработке и реставрации, старый лак пожелтел и потрескался

Лишенный статуса шедевра, холст отправился в хранилище Маурицхейс. Тем временем, несмотря на категоричное мнение эксперта – чего в те годы было достаточно для принятия решения об атрибуции, у других ученых возникали возражения. Ряд стилистических несоответствий, например, они объясняли тем, что картина создавалась в два этапа – полотно состояло из нескольких частей, разрезанных и потом соединенных заново, к тому же хранило следы реставрации.

В 2007 году началось настоящее расследование, целью которого было окончательно подтвердить или опровергнуть авторство Рембрандта в отношении картины. По инициативе музея была собрана группа специалистов и применены новейшие технологии, включавшие рентгеноскопическое исследование, химический анализ краски и холста, использование ультрафиолетовых и инфракрасных лучей.

На протяжении семи лет международная команда экспертов изучала картину «Саул и Давид» и наконец объявила результаты своей работы: картина несомненно является произведением Рембрандта.

Преступление, раскрытое не до конца

О том, как проводились исследования и к каким выводам пришли специалисты, рассказывала директор галереи Эмили Горденкер, которая справедливо назвала преступлением то, что было совершено в отношении картины.

Эксперты обнаружили, что холст состоит из пятнадцати разных кусков, представляя собой «своеобразное лоскутное одеяло». По всей видимости, когда-то в прошлом картину обрезали по краям, разделили на три части, потом соединили две из них – те, на которых изображены фигуры Саула и Давида.

Рембрандт Ван Рейн, «Саул и Давид» (фрагмент)

Правый верхний угол был взят от другой картины и долгое время он отличался по цвету от остальных частей, пока в 1899-1900 годах реставратор не закрасил этот фрагмент в более темный тон. По краям картины были присоединили небольшие обрезки холста.

Рембрандт Ван Рейн, «Саул и Давид» (фрагмент)

Судьба утраченной части этого произведения остается неясной – возможно, там был изображен третий персонаж. Неизвестна и причина, по которой картина подвергалась таким варварским преобразованиям. Во всяком случае, точно установлено, что писал произведение именно Рембрандт, причем делал он это в два этапа: с 1651 по 1654 годы и с 1655 по 1658.

В 2015 году состоялась выставка, проходившая под названием «Рембрандт? Дело Саула и Давида», подчеркнувшим почти детективный характер проведенного расследования. После окончания выставки картина заняла свое место в постоянной экспозиции галереи. На произведении по-прежнему видны швы, их не скрывают – своей целью музей ставит показать посетителям не только сам холст, но и его удивительную историю.

Источник – kulturologia.

Лента

Рекомендуем посмотреть