Стиви Уандер: «Я не могу решить ничьих проблем, но я могу создать музыку, которая подтолкнет людей к решению»: правила жизни основоположника R’n’B и история одного шедевра - RadioVan.fm

Онлайн

Стиви Уандер: «Я не могу решить ничьих проблем, но я могу создать музыку, которая подтолкнет людей к решению»: правила жизни основоположника R’n’B и история одного шедевра  

2020-05-13 21:26 , История Одного Шедевра, 668

Стиви Уандер: «Я не могу решить ничьих проблем, но я могу создать музыку, которая подтолкнет людей к решению»: правила жизни основоположника R’n’B и история одного шедевра

Сказать, что я достиг пика, — это для меня как сказать, что Господь наигрался со мной. Ну нет, я не готов в это поверить. Стиви Уандер

Основоположник классического стиля соул и R’n’B, певец с диапазоном голоса в 4 октавы, мультиинструменталист, композитор, продюсер, 25-кратный лауреат премии «Грэмми» Стиви Уандер сегодня отмечает свой 70-ый день рождения.

Я не такой старый, чтобы вы считали меня создателем R’n’B.

Музыкант родился 13 марта 1950 года в городе Сагино в штате Мичиган. В семье воспитывалось шестеро детей, третьим из которых стал Стиви. Мальчик, которому дали имя Стивленд Хардэуэй Джадкинс, появился на свет раньше срока и был помещен в инкубатор для недоношенных. Слабое от природы зрение окончательно испортилось после того, как врачи не рассчитали подачу кислорода ребенку.

Говорят, какое-то время после рождения я мог видеть. Вы ведь знаете эту историю? Я родился недоношенным, и меня положили в кувез, но доктор подал туда слишком много кислорода и разрушил мои глаза. Это было в Сагино, штат Мичиган. А потом, когда я вырос и когда про меня узнали, я вернулся в Сагино и отправился в тот самый госпиталь. Они решили, что я хочу засудить этого доктора ко всем чертям, но я просто хотел оказаться в том месте, где появился на свет.

Мать Стиви не стала зацикливаться на недуге сына, а всеми способами помогала мальчику приспособиться к окружающему миру. Он научился передвигаться, изучил грамоту по обычному букварю, в котором нащупывал печатные буквы.

При рождении мне достались два полезных для жизни качества: смышленость и бедность.

В 9 лет мальчику подарили губную гармошку, а затем в доме появилось пианино, на котором Стиви быстро научился подбирать знакомые музыкальные композиции Рэя Чарльза и Сэма Кука.

Помимо занятий на инструментах он пел и в церковном хоре. И однажды на воскресном богослужении подростка заметил Джеральд Уайт, брат Ронни Уайта из группы The Miracles, и пригласил на прослушивание. Вскоре Стиви познакомился с основателем Motown Records Бэрри Горди. Продюсер сразу же дал мальчику псевдоним – Little Stevie Wonder (Маленьким Чудом Стиви), и подписал контракт, по которому Стиви отправился в 4-месячные гастроли. Вместе с музыкантами компании Motown Стиви выступил в 94 концертах.

В 11-летнем возрасте под руководством Кларенса Пола, продюсера фирмы, Стиви записал первый хит «I Call It Pretty Music, But the Old People Call It the Blues», через год появился первый альбом юного музыканта «The Jazz Soul of Little Stevie» и синглы «Little Water Boy» и «Contract on Love». С началом концертной деятельности Стиви Уандер забросил школу, но, чтобы получить диплом, мальчику пришлось отучиться в спецшколе для слепых по ускоренному курсу.

Да, можете называть меня слепым, но я отличаю свет от тьмы, а для жизни этого достаточно.

В 13 лет Стиви засветился с хитом «Fingertips», который исполнил вместе с Марвином Гэем, песня сразу же заняла первые строчки поп- и R'n'B чартов. В этом же году вышел концертный альбом певца «Little Stevie Wonder the 12 Year Genius. Recorded Live».

В 1964 году на экранах состоялась премьера картины «Muscle Beach Party» с участием Стиви Уандера в главной роли, еще через год музыкант появился в продолжении франшизы – фильме «Bikini Beach».

Кадр фильма Muscle Beach Party

Помимо работы в кинематографе Стиви выпустил ряд синглов: «Pretty Little Angel», «Castles in the Sand», «Hey Harmonica Man», «Happy Street» и альбом «Stevie at the Beach», в который вошли песни из кинофильмов. Хит Смоки Робинсона из The Miracles «Tears of a Clown», который сочинил Стиви Уандер в рамках работы в компании Motown, занял первые позиции в музыкальных чартах.

Я не могу решить ничьих проблем, но я могу создать музыку, которая подтолкнет людей к решению.

В 1971 году Стиви Уандер создал первый концептуальный R&B-диск «Where I’m Coming From», который отличался от предыдущих сборников особым музыкальным стилем автора, лишенным сентиментальности. Певец не только самостоятельно написал и аранжировал все композиции для пластинки, но и полностью спродюсировал альбом. После выхода диска Стиви заканчивает сотрудничество с Motown по первому контракту.

Пересмотрев отношения с главной звездой лейбла, президент компании Берри Горди подписывает с Уандером второй договор, по которому певец получает полную свободу творчества. Экономическая независимость позволяет музыканту отдаться концептуальным проектам. В 1972 году появляются сразу два альбома автора - «Music Of My Mind» и «Talking Book», приближенных по звучанию к року.

Пока есть жизнь, пока с миром что-то не так, пока люди не могут преодолеть беды и пока люди не пытаются преодолевать их, пока есть насилие, разрушение, ненависть и фанатизм, пока есть тела, в которых нет души, — пока все это существует, мне будет что сказать.

Для записи песен Стиви Уандер использовал большое количество инструментов, в том числе и синтезатор, на которых играл сам. Певец применил технику наложения голоса, что позволило записать все вокальные партии самостоятельно. В текстах Стиви, помимо романтических сюжетов, обращается к мистическим, политическим и социальным темам.

Диск «Innervisions» 1973 года выпуска трижды стал лауреатом премии «Грэмми», в том числе и в номинации «альбом года», и был признан критиками лучшим диском классического периода музыканта.

Но релиз альбома совпал с автокатастрофой, в которую попал Стиви Уандер. Певец пролежал неделю в коме, после чего утратил обоняние. Восстановившись, Стиви продолжил заниматься музыкой. Через год артист записал диск «Fulfillingness' First Finale», отличающийся от предыдущих пластинок большей самоуглубленностью. За создание альбома автор удостоился 4 премий «Грэмми».

Музыка — это то, что пробуждает в нас память. Чем дольше какая-то мелодия живет внутри нас, тем больше воспоминаний нанизывается на нее.

В 1976 году появляется альбом «Songs In The Key Of Life», который занял 1 позицию в музыкальном рейтинге Billboard 200 и стал самым кассовым среди всех альбомов, созданных за творческую биографию Стиви Уандера. В 80-е годы музыкант записывает три альбома: «Hotter than July», «In Square Circle» и «Characters».

В 1985 году песня Стиви Уандера завоевала «Оскар» как лучшая песня к фильму (об этом расскажем чуть ниже). Тогда же Уандер принял участие в записи сингла с ведущими поп-звездами «We are the World». В 1996 году он сыграл на церемонии закрытия летних Олимпийских игр в Атланте, а в 2009 году Уандер выступил на церемонии инаугурации президента США Барака Обамы, на вручении 51-й премии «Грэмми», а также принял участие в прощании с Майклом Джексоном в Лос-Анджелесском Staples Center, исполнив Never Dreamed You’d Leave in Summer и They Won’t Go When I Go.

Еще в начале 90-х Стиви Уандер почти на 20 лет отходит от активной концертной деятельности, регулярно переиздавая сборники с лучшими композициями прошлых лет. В 2007 году артист объявил о большом гастрольном туре «A Wonder Summer’s Night» по городам США. Турне артист устроил в память о матери, которая умерла годом ранее. Все сборы от продажи билетов пошли на благотворительность, которой артист активно занимается.

В своей гуманитарной деятельности Стиви Уандер сосредоточен:

  • на борьбе с распространением СПИДа и апартеидом,
  • на участии в кампаниях против вождения в нетрезвом состоянии и злоупотреблении наркотиками,
  • на сборе средств для слепых детей и детей с особенностями развития,
  • на помощи бездомным.

Иногда мне кажется, что быть слепым — это дар божий, потому что я, наверное, не продержался бы и минуты, если бы увидел мир, который существует вокруг.

История песни I Just Called to Say I Love You

Романтическая комедия «Женщина в красном», которую в 1984 году снял Джин Уайлдер, особым успехом у зрителей не пользовалась. Известен этот ремейк французской картины «И слоны бывают неверны», в первую очередь, саундтреком.

В нем впервые прозвучала песня, которой суждено было возглавить чарты США и Великобритании, а также получить музыкальный «Оскар» и «Золотой глобус» - написанная и блестяще спетая Стиви Уандером I Just Called to Say I Love You.

Собственно, в этом фильме прозвучало целых три песни Уaндера, но именно эта музыкальная история о том, как всего лишь один незатейливый телефонный звонок превращает чей-то обычный день в праздник, больше других запомнилась слушателю, и сразу попала на 1-е место The Billboard Hot 100 продержавшись на вершине хит-парада 3 недели, 10 раз занимала 1-е место в чарте R&B, а также была признана песней года.

Между тем, музыкальные критики, в отличие от публики, эту песню почему-то невзлюбили с самого ее появления на музыкальном небосклоне. Ее называли чуть ли не самой примитивной и сентиментальной в репертуаре певца, полагая, что своим синтезаторно-барабанным звучанием она очень сильно отличается от его экспериментальной музыки 70-х.

Добавим, что бывший соавтор Уандера Ли Гарретт подавал на него в суд, обвиняя в воровстве песни I Just Called to Say I Love You, заявив, что песня была написана им за год до того, как появилась в саундтреке к фильму «Женщина в красном». Суд вынес решение в пользу Уандера.

Интересный факт. На церемонии вручения «Оскара» Стиви Уандер посвятил полученную награду Нельсону Манделе, который в то время находился в заключении. В ответ на это тогдашние власти ЮАР запретили в стране песни музыканта.

По материалам открытых источников

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть