Сальвадор Дали считал Уолта Диснея сюрреалистом, и, может, поэтому в 1946 году Великий Мистификатор сотрудничал с Великим мультипликатором. Итог зрители смогли увидеть лишь в… 2003 году.
Мультфильм приобрел всемирную известность, но зрители задаются вопросом: что все-таки там непосредственно «от Дали», а что — продукт Диснея? Что ж, ответ сюрреалистичен, как сама судьба «Дестино»! Сальвадор Дали приехал в Америку в 1945 г., но вовсе не из-за мульти-повода.
Визит состоялся по приглашению знаменитого кинорежиссера Альфреда Хичкока. «Королю Ужасов» нужны были декорации для фильма, но Дали был взбешен кино-адаптацией его идей: вместо подвешенных к потолку роялей — жалкие имитации! Так что на выставке своих картин в галерее «Бинью» сюрреалист представил публике еще и «псевдо-газету» «Dali News» с разоблачением Голливуда и… анонсом грядущего проекта с Уолтом Диснеем. Приятная встреча двух творцов определила судьбу нового замысла: их интересы совпали.
Сальвадор Дали и Уолт Дисней
Аниматор на волне своей новаторской работы 1940 г. «Фантазия» увлекся идеей синтеза мультипликации и высокого искусства. А Дали постоянно искал новые возможности для воплощения своих снов и фантазий. И, хотя художник запросил огромную сумму за работу, поставив условия и об авторских правах, контракт был подписан. Окрыленный Дали говорил о создании «фильма новыми способами», в котором «…Благодаря мастерству Диснея впервые станет возможным увидеть часы в движении». И дело двинулось!
Сальвадор Дали получил в свое распоряжение режиссера, художников-мультипликаторов Джона Хенча и Боба Кормака, и… музыку. Анимация задумывалась под балладу «Destino» мексиканца Армандо Домингеса, и Дали пленило само слово, в переводе — «судьба».
Сальвадор Дали. Эскиз для «Дестино», 1947г
Художник создал 22 картины и около 135 набросков, и Джон Хенч подготовил 18-секундный фрагмент мультфильма. Ибо Диснея после Второй Мировой войны волновал вопрос: будет ли затея коммерчески успешной? Увы, спустя восемь месяцев с момента начала работы «роды» так и не состоялись: Дисней отложил проект по финансовым причинам. Однако судьба «Дестино» богата на крутые повороты сюжета. Спустя полвека племянник Уолта Диснея — Рой, работая над новой версией легендарного мультфильма студии — «Фантазия — 2000», обнаружил в архивах наработки Дали! Он загорелся идеей закончить дело Мастеров еще и потому, что по давнему контракту оригиналы работ художника будут принадлежать студии Диснея только после завершения мультфильма.
Сальвадор Дали. Набросок для «Дестино», 1947г
Ее повороты в воображении Дали постоянно менялись, появлялись новые образы и картины. «Девушка идет по дороге и… оказывается верхом на огромном слоне с ногами членистоногого насекомого в окружении разнообразных чудовищ… Мы видим пирамиду… рядом с церковью, плывущей над прудом, образованным двумя человеческими ладонями, из которых вырастают два кипариса. Вокруг пруда на велосипедах разъезжают голые люди. Все они исчезают в пруду», — это слова Дали о будущем мультфильме из интервью журнала «Arts».
Какие-то моменты напоминали идеи многих существующих картин Дали — он желал «оживить» работу 1939 г. «Лебеди, отражающиеся в виде слонов», включить образ «девушки, прыгающей через веревочку», другие известные картины.
Ведь художник создавал не мультфильм, а средство погружения в персональный мир сюрреализма Сальвадора Дали! Дисней, первоначально определивший «Дестино» как «обычную историю любви девушки и юноши», был ошеломлен фантазиями и представленными работами Дали.
Рою Диснею везет: 95-летний Джон Хенч, «тот самый» соратник Дали, может лично работать с командой из 25 художников, и существуют дневники жены сеньора Сальвадора — Гала, где записаны мысли-фантазии супруга. Были использованы 5 картин и наброски Дали, а также новые работы художников. Но оригинальная 18-секундная сцена осталась в мультфильме без изменений: зрители, ищите черепах! И, наконец, осенью 2003 года, спустя 58 лет после начала работы, состоялась премьера «Дестино» на французском кинофестивале в Анси. Это — триумф! Замечательный мультфильм собрал многочисленные престижные награды.
Что ж, все это вполне вписывается в капризы Судьбы — «волшебное изображение проблем жизни в лабиринте времени», как определил «Дестино» сам гениальный художник. «Я не верю, что Дали умрет. Этого просто не может быть» — говорил он.
По материалам artchive.