«Смотреть глазами и видеть сердцем!»: мудрость Мартироса Сарьяна - RadioVan.fm

Онлайн

«Смотреть глазами и видеть сердцем!»: мудрость Мартироса Сарьяна

2020-05-05 20:15 , Минутка истории, 4394

«Смотреть глазами и видеть сердцем!»: мудрость Мартироса Сарьяна

«Задавая себе вопрос, был ли я счастлив в жизни, могу ответить вполне определенно – да. Разве не счастье вступить в жизнь из небытия, осознать свое Я, увидеть свет, день, солнце и пользоваться бесчисленными благами, щедро, в изобилии предоставленными матерью-природой человеку. Ощущение жизни - ощущение счастья...». Мартирос Сарьян

Мартирос Сарьян – основоположник современной армянской школы живописи, художник, поднявший армянское искусство на мировой уровень. Мировое значение его наследия базируется на высокой художественности и общечеловеческих ценностях, вписанных в каждую работу мастера.

Сарьян прожил долгую жизнь — 92 года (скончался 5 мая 1972 в Ереване). До глубокой старости он не просто продолжал писать, бесконечно искал все новые и новые подходы в искусстве.

К концу моей жизни, если считать, что в мои годы уже надо посмотреть, что сделал, оправдал ли перед своей совестью, перед искусством, которому посвятил всю свою жизнь, начиная с пятнадцатилетнего возраста, - я почувствовал, что я только наметил путь и только должен начать свою работу. Так много открылось передо мной. Так много прекрасного, мудрого, непостижимого, как в самой природе.

Сарьян любил делиться своими размышлениями о сущности искусства, о процессе творчества. Выраженные устно или изложенные письменно мысли художника отличаются особой поэтичностью, глубоким философским содержанием.

В своих мудрых высказываниях Сарьян касается многих вопросов современного эстетического восприятия, раскрывает тайны художественного мастерства, учит «смотреть глазами и видеть сердцем».

Я – монументалист. Дайте мне солнце, цвет, свет, общий характер природы, людей, типажа! Монументальность, обобщенность – в крови моего искусства. Будучи в Париже, искренне увлекаясь импрессионистами, я это понял – несколько по контрасту – с особой силой. Мои художественные убеждения как бы воспротивились моим собственным попыткам писать более детально и – если можно так выразиться – «рассыпчато». Тяга к обобщенности сохранилась и победила.

Вид на Арагац, 1927г

Искусство имеет секреты, которые раскрываются перед творческим человеком... Художник должен не просто смотреть на природу, на мир, он должен видеть. Тогда родится истинная картина.

Персия, 1912г

Смотреть глазами и видеть сердцем!.. Смотришь порой на ярко освещённые цепи гор и дивишься многообразию оттенков: от светло-голубых вершин до густо-фиолетовых склонов. Когда всё это богатство красок переносишь на полотно, многие удивляются: разве бывают фиолетовые горы?

Горы

Стиль – это сам художник, творческая личность. Это неоспоримо. Но неоспоримо и то, что каждый художник является частью определённой эпохи. Если он отстаёт от времени, что часто случается, говорить об его стиле уже не приходится.

Армения

Я не знаю, когда родился во мне художник. Наверно с того дня, как я слушал рассказы родителей о нашей сказочной горной родине, с того дня, когда я игрался под солнцем и восторгался разнообразием красок цветов, бабочек, пчёл. Цвет, свет, мечта – вот чем я зажёгся.

Идущая женщина, 1911г

Цвет - это истинное чудо. Это счастье. Разве не удивительно, что природа нам видится сегодня такой красочной? А ведь не более как век назад художники наносили на полотно большей частью сероватые смешения тонов. Но пришли импрессионисты и раскрыли давно уже не восприимчивые к цвету глaза людей. Колоссальное значение имеет верное соотношение цвета и света.

Фруктовая лавка, 1910г

Способность удивляться – величайший дар человека… Удивление ведёт к раскрытию истины…Оглянитесь вокруг себя, посмотрите, на какой прекрасной земле мы живём; недаром её называют матерью-землёй. Она дала начало всему живому: растению, животному, человеку. Она даёт нам возможность жить, видеть, чувствовать.

Озеро фей, 1905г

Больше всего на свете я люблю солнце. Любить солнце – значит любить мир, любить землю и всё то, что есть на ней. Мы связаны с солнцем, оно веками увлекает нас за собой. Куда? Неизвестно. Приходят новые поколения, а солнце всегда остаётся в человеке, в каждом из нас. Так останемся же верны этому великому закону. Возлюбим жизнь, возлюбим светлое, возлюбим любовь и оправдаем нашим трудом доверие природы.

Пестрый пейзаж

Земля как живое существо. Она имеет свою душу. И без родной земли, без тесной связи с родиной нельзя найти себя, свою душу. Убежден, что не было художника без земли. Сердце земли находится в сердце человека. Всё берёт начало в этом сердце.

Цветы Армении, 1916г

Искусство является живым, постоянным и вечным утверждением жизни и торжества творческой спосбности человека. Искусство создаётся в нераздельной связи человека с природой, с землёй. Оно старо и ново в зависимости от того, насколько человек несёт в себе обобщение интеллектуального и эстетического опыта человечества, от того, насколько сегодняшний человек отличается в своём развитии от человека минувших времён.

Улица в Каире, 1911г

Искусство – это стремление человека к бессметрию, его воля жить вечно. Есть конечно люди, которые предпочитают живописному портрету фотографию. Есть и такие люди, которые в той или иной мере “общаются” с искусством, но отстали от жизни и не принимают современное искусство. Первые, к сожалению, не понимают того, что для постижения живописи нужно обладать культурой, грамотностью видения. Вторые не видят искусство в его историческом движении, живут, не понимая своё время.

Арарат, 1923 г

В природе всё изначально одушевлено, всё находится в процессе становления. Даже камень не брошен просто так, а простирается, как бы живёт… Всё исполнено внутренней вибрации.

Арарат и арка Чаренца

Человек – сама приорда. Природа создаёт человека для того, чтобы взглянуть на себя его глазами, познать себя и восхититься своей красотой. И в этом величайшее счастье человека. Гигантская, бесконечная природа и небольшое существо, несущее в себе это беспредельное величие.

Радуга

Краски, как и люди, обладают неповторимой индивидуальностью, и надо её уважать. Краски в картине должны быть как солисты в ансамбле, а не как певчие в хоре… Что за удовольствие видеть вместо отдельных интересных лиц безликую толпу. Если естественный цвет данного предмета, скажем, синий, а цветовые соотношения картины требуют, чтобы этот предмет был красным (или каким-либо другим), значит возможно перевести его в красный цвет.

Улица. Полдень. Константинополь, 1910г

Создавая натюрморт хочешь выразить идею свободы, или, что то же самое, идею отрицания насилия. Как быть? Ведь как бы естественно ни были нарисованы яблоки, персики, кувшин, цветок они останутся яблоком, персиком, кувшином, цветком – не более того. Значит надо абстрагируя класть на полотно воображаемые цвет, линию, форму, соотношения, которые внушат зрителю желаемый идеал, станут плодами твоей души, интеллекта, а не суррогатом природы.

Глицинии

Написать хорошо пейзаж очень трудно. В особенности трудно передать пейзаж Армении, так как художник видит перед собой огромную панораму с далеко уходящим горизонтом, с раскрывающимися далями. В этом надо уметь разобраться: и тот кусок хорош, а этот ешё лучше… Разработку отдельных частей пейзажа надо вести и в композиционном, и в колористическом отношениях так, чтобы видеть не части пейзажа, а всё время держать их как одно целое… Я не люблю писать пустой пейзаж, фигуры людей и животных очень оживляют его.

День. Старый Тифлис (Хлебная площадь), 1917г

Сходство – не самое главное в портрете. Я никогда не даю портретируемому позу искусственную, непривычную для него. Начинаю с ним говорить и постепенно подхожу к тому, что его в жизни интересует и волнует. В это время он сам невольно принимает свою привычную позу. Некоторые портреты я писал в один-два сеанса. Важно сохранить свежесть восприятия образа, и писать надо легко, просто.

Автопортрет

… За внешней формой вещей скрывается глубокое содержание. Научиться рисовать внешнюю форму предметов, в общем-то легко. Но главное… понять суть явления. А это … бывает не просто. Живопись должна не только вызывать споры, она должна волновать человека, приближать его к природе, к солнцу. Если картина не волнует, не вызывает хороших, добрых побуждений, в ней нет главного – вечного дыхания жизни.

Старый Ереван, 1925г

Лента

Рекомендуем посмотреть