Я вижу зеленые деревья, а также красные розы
Я вижу, как они цветут – для тебя и меня
И я думаю,
Как удивителен мир.
Последним хитом несравненного Луи Армстронга стала бесподобная композиция What a Wonderful World, которую он записал в возрасте шестидесяти шести лет, за четыре года до смерти.
История песни могла быть совсем иной, если бы ее согласился исполнить Тони Беннетт. Но он отказался, и классикой жанра ее сделал Армстронг, хотя поначалу обстоятельства не способствовали успеху.
История песни
К середине шестидесятых Луи Армстронг уже считался живой легендой. Он спел немало суперпопулярных песен, внес значительный вклад в развитие джаза и был обласкан вниманием критиков и публики. Хотя в то время вовсю гремели молодые группы, Армстронгу удавалось составлять им достойную конкуренцию.
В 1964 году его «Hello, Dolly!» потеснила с первого места Billboard Hot 100 The Beatles, которые с тремя разными композиторами восседали на вершине хит-парада четырнадцать недель подряд.
Три года спустя продюсер Боб Тиль и автор-песенник Джордж Дэвид Вайс предложили Армстронгу песню What a Wonderful World. Собственно, до того они обращались с ней к Тони Беннетту, но тот по какой-то причине не захотел ее исполнять. Кандидатуру Луи как возможного исполнителя песни им подсказал продюсер Арти Батлер, который знал, что Армстронг как раз собирал материал для новой пластинки.
Запись
В телефонном разговоре музыкант дал добро, и Тиль с Вайсом отправились в Лас-Вегас, чтобы встретиться с Армстронгом и записать What a Wonderful World. К работе над песней они приступили в два часа ночи.
Обложка сингла Луи Армстронга «What a Wonderful World» (1967)
Однако их сессию едва не прервал Ларри Ньютон, президент ABC Records, с которой Луи только что подписал контракт. Ньютон считал, что нужно развивать успех такими же веселыми песнями, как «Hello, Dolly!», и был категорически против What a Wonderful World. Ларри настолько рьяно пытался им помешать, что его в буквальном смысле пришлось вытолкать из студии и запереть дверь.
Учитывая, что в те времена песни записывались вживую, без последующих наложений дорожек друг на друга, иногда приходилось предпринимать десятки попыток для достижения нужного результата. Дважды Армстронгу и музыкантам мешал проходящий мимо поезд, а несколько дублей испортил Ларри Ньютон, который давал о себе знать снаружи. Работа над What a Wonderful World завершилась только шести часам утра.
Выпуск сингла
What a Wonderful World была издана синглом в 1967 году, и вот тут-то Ларри Ньютон отомстил Армстронгу. Он отказался раскручивать песню, и в течение нескольких месяцев пластинки пылились в ABC Records. В начале 1968 года What a Wonderful World была представлена британской публике, и вскоре она возглавила UK Singles Chart. Но Ларри по-прежнему не давал хода композиции в США, где было продано не более одной тысячи копий.
Интерес к What a Wonderful World в Штатах проснулся из-за сложной политической ситуации в стране. К массовым протестам против войны во Вьетнаме добавились беспорядки на расовой почве. Многие почитали, что композиция Армстронга, который пользовался уважением у населения с разным цветом кожи, способна несколько успокоить общество. Легендарный исполнитель джаза соглашался с этим и пел What a Wonderful World при каждом удобном случае.
Впрочем, не все темнокожие адекватно восприняли песню, ведь Луи уже давно обвиняли в том, что своим творчеством он угождает белым. На одном из выступлений Армстронг так высказался по этому поводу:
Некоторые из вас, молодежь, говорят мне: «Эй, дорогуша, что ты хочешь сказать? Какой удивительный мир? Как насчет войн повсюду? Ты называешь их удивительными? … Но почему бы вам немного не послушать старика? Мне кажется, это не мир так плох, а то, что мы с ним делаем. И я хочу сказать, каким удивительным он мог бы быть, если бы мы дали ему шанс. Любовь, крошка, любовь. Вот в чем секрет…».
Но даже в такой ситуации ABC продолжала упорствовать. Компания вынуждена была выпустить новый альбом Армстронга, включавший песню What a Wonderful World, но все так же отказывалась его раскручивать.
Когда Луи Армстронг умер, сингл переиздали, но успех был умеренным. Настоящим хитом в США What a Wonderful World стала лишь в 1988 году, когда на экраны вышел художественный фильм Барри Левинсона «Доброе утро, Вьетнам» (Good Morning, Vietnam) с Робином Вильямсом в главной роли. В картине жизнерадостная песня резко контрастирует с ужасными сценами войны и заставляет о многом задуматься.
После успеха картины песня What a Wonderful World вновь была выпущена синглом, который в этот раз добрался до 32-го места в US Billboard Hot 100, а в Австралии он даже возглавил местный хит-парад.
В 1999 году была введена в Зал славы «Грэмми».
В 2012 году музыкальный критик газеты The Telegraph Нейл МакКормик на вопрос о том, какую песню он считает самой счастливой за все времена, ответил так:
«…Мой голос, хотя это покажется почти слишком очевидным, отдан «What A Wonderful World» в исполнении Луи Армстронга. Это прекрасная льющаяся мелодия и простые, жизнеутверждающие стихи, но то, что делает песню такой сильной - это вокал Луи Армстронга, который не самодовольный или покровительственный; его голос такой старый и потрескавшийся, что в нём есть чувство утраты, горький оттенок человека, оглянувшегося назад, человека, который уже прожил долгую жизнь и остро осознаёт, как она драгоценна. Кажется, что в песне есть почти незаметная тень меланхолии, которая на самом деле очаровывает счастьем. Вы можете её поставить в любой ситуации и люди остановятся и будут улыбаться».