Он казался человеком не от мира сего. Его способность отрешаться и жить словно вне рамок времени, быта, реалий действительности вызывала неподдельное удивление окружающих. Невероятно скромный, абсолютно равнодушный к материальным благам, славе и борьбе за место под солнцем, он снискал себе лавры «крестного отца киномузыки», нимало не заботясь об этом. Он просто сочинял музыку, которой впервые в истории мирового кинематографа оказалось суждено шагнуть с киноэкрана в самостоятельную жизнь и со временем образовать свой удивительный мир — мир Нино Роты.
Будущий король киномузыки появился на свет в 1911 году в Милане. Его назвали Джованни Рота Ринальди – в честь деда Джованни Ринальди, который был профессиональным музыкантом и композитором. Мать Нино, Эрнеста Ринальди, тоже была пианисткой, так что фактически Нино Рота стал музыкантом в третьем поколении своей семьи. Не этим ли объясняется его феноменальная музыкальная интуиция, которая позволяла всякий раз безошибочно передавать в музыке оттенки чувств, эмоций, настроения?
Мать стала первой музыкальной наставницей Нино. Под ее руководством он освоил азы фортепианной игры, а в 8 лет уже пробовал сочинять. Неудивительно, что уже в 11 лет юный композитор прославился как автор оратории «Детство святого Иоанна Крестителя». Ораторию поставили в Париже и Милане, о талантливом ребенке заговорили, и ему даже пришлось давать интервью, по которому можно судить о незаурядной личности мальчика.
В 12 лет Нино Рота стал студентом Римской консерватории. Когда ему исполнилось 15, он сочинил свою дебютную оперу «Король-свинопас», взяв за основу оперного либретто сказку Андерсена, а еще спустя два года закончил обучение в консерватории с красным дипломом.
В 1930 году Рота с подачи дирижера Артуро Тосканини отправился в Америку, где поступил в Кёртисовский институт музыки в Филадельфии, где брал уроки композиции и оркестровки. После возвращения домой Нино Рота углубился в изучение литературы, не переставая сочинять музыку. Из-под его вдохновенного пера с одинаковой легкостью выходили оперные и балетные партитуры, симфонические произведения.
В 1939 году Нино Роту пригласили вести занятия в консерватории Николо Паччини в Бари, и с этого момента консерватория вошла в его судьбу навсегда. В 1950 году он стал ее директором и проработал на этом посту до конца своих дней. Большинство его знаменитых мелодий, пленивших впоследствии не одно поколение кинозрителей, родились именно в поезде, курсировавшем между Римом и Бари. Едва он садился в вагон, он полностью отрешался от окружавшей его дорожной суеты, погружаясь в творчество.
Его роман с кино начался в 1933 году с кинокартины Рафаэлло Матараццо «Treno Popolare», к которому он написал музыку. Правда, о том, что это будет роман, а фильм Матараццо - лишь его пролог, Нино Рота догадывался меньше всего. Будучи серьезным композитором, профессионалом, получившим фундаментальное музыкальное образование, он взялся за свою первую музыкальную киноработу главным образом из любопытства и желания попробовать силы в новом для себя жанре.
Его изначальное убеждение, что музыка не должна довольствоваться ролью статичной иллюстрации экранного сюжета, а может выступать как элемент драматургии, быть дыханием и пульсом картины росло и крепло с каждым следующим фильмом. Лучшим подтверждением, что он находится на верном пути, служили слава и признание, которые пришли к композитору после фильмов «Белый шейх», «Дорога», «Ромео и Джульетта», «Рокко и его братья», «Сладкая жизнь», «Крестный отец». Сотрудничать с Нино Ротой почитали за честь самые именитые режиссеры 50-70 годов прошлого века — Лукино Висконти, Франко Росси, Дамиано Дамиани, Франко Дзеффирелли, Фрэнсис Форд Коппола. Но в полной мере его необыкновенный талант и потрясающая творческая интуиция раскрылись в творческом тандеме с Федерико Феллини.
Нино Рота и Федерико Феллини
Эта встреча стала подарком судьбы для обоих. Режиссер и композитор словно дышали в унисон. Достаточно было намека, который бросал один, чтобы другой подхватил и развил тему до самых глубин ее звучания.
Их сотворчество и дружба продолжались целую четверть века и оборвались только со смертью композитора. Последней их совместной работой стал фильм «Репетиция оркестра». Закончить ее Рота не успел. 10 апреля 1979 года он скоропостижно скончался в Риме от сердечной недостаточности.
Для большинства Нино Рота является композитором, чье имя неотделимо от кинематографа. Но репутация короля киномузыки, сложившаяся еще при жизни Роты, на самом деле глубоко уязвляла маэстро, и не без оснований. Нет, он не изменил своим убеждениям и, в отличие от многих своих коллег и критиков, никогда не считал музыку кино несерьезным жанром. Но, кроме саундтреков к фильмам, итальянский композитор за свою жизнь написал 10 опер, три балета, несколько симфоний. В 1942 г. с большим успехом в Парме прошла премьера его трехактной оперы «Ariodante». В 1945 г. Рота обратился к известной комедии «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и создал оперу «Il capello di paglia di Firenze». Правда, ее партитура пылилась в столе добрый десяток лет, пока в 1955 году приятель Роты, назначенный директором театра и знавший о существовании оперы, не проявил настойчивость, буквально заставив рассеянного композитора отыскать рукопись и реанимировать ее. Постановку ждал небывалый успех, и сейчас «Il capello di paglia di Firenze» является самой популярной из написанных композитором опер.
Однако споры вокруг его оперных партитур не утихают до сих пор. Ряд исследователей и критиков упрекают Нино Роту в подражательстве знаменитым соотечественникам – Пуччини, Россини, Доницетти, а некоторые и вовсе в плагиате конкретных отрывков. Влияние знаменитых оперных композиторов на творчество Роты, действительно, имеет место быть, но оно обусловлено его личными музыкальными пристрастиями, искренним восхищением музыкой своих великих предшественников. С обвинениями в плагиате Нино Роте приходилось в течение жизни сталкиваться неоднократно. Чего стоит история с несостоявшимся «Оскаром», на который его сначала номинировали за музыку к картине Копполы «Крестный отец», но в последний момент убрали из списка номинантов – именно из-за плагиата. В тот раз дотошные киноведы и критики упрекнули Роту в том, что он позаимствовал музыку у... самого себя, и эта мелодия уже звучала раньше в фильме «Фортунелла» (1958 г.)
Но время все расставило по местам. Нино Роте все же вручили заслуженный «Оскар» - за музыку ко второй части «Крестного отца».
А интерес к его оперному наследию сегодня постепенно возрождается. В 2000-х годах в Европе было осуществлено сразу несколько постановок оперы Роты «Волшебная лампа Аладдина», написанной им еще в 1968 году. Она с успехом прошла в Вене, Люксембурге, Лозанне, а в 2015 г. ее премьера состоялась на сцене Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Понять секрет музыки Нино Роты, трогающей самые сокровенные струны души, невозможно — как невозможно объяснить действие алхимии. «Волшебник из Бари», которого при жизни друзья и знакомые звали Ангелом за его кроткий нрав и не сходившую с лица безмятежную улыбку, обладал на самом деле редкой проницательностью во всем, что касалось глубин человеческой натуры, поэтому его музыка с первых тактов берет в плен и уводит за собой в мир, где можно найти ответы на любые вопросы, если прислушаться к голосу сердца.
По материалам soundtimes.