Антонис Ван Дейк был одним из самых влиятельных художников XVII века. Он создал новый стиль для фламандского искусства и основал английскую школу живописи. Портрет английского короля Карла I является одним из наиболее значительных полотен мастера. В чем же загадка тройного портрета?
Биография художника
Антонис ван Дейк. Автопортрет, 1640г
Антонис ван Дейк появился на свет 22 марта 1599 года в семье богатого торговца тканями. Ван Дейк происходил из династии мастеров, включая его деда по отцовской линии (художника) и его мать Марию Кейпер, которая была опытной вышивальщицей. Его отец Франсуа ван Дейк оказался мудрым человеком, вовремя разглядев художественный талант сына и отправив на обучение к Хендрику ван Валену. В 14 лет Антонис получал денежный подарок от своего отца на открытие собственной мастерской. Свои первые мастерские произведения искусства он выполнил в возрасте 15 лет, а три года спустя был принят в Гильдию Святого Луки.
Кумиры ван Дейка
Антонису повезло не только с заботливым отцом, но и с учителями: ван Дейку посчастливилось получить опыт у самого Рубенса - величайшего из фламандских живописцев. С Рубенсом ван Дейк проработал 3 года, в течение которых он продолжал писать свои собственные полотна и улучшать свое мастерство. Стилистическое влияние Рубенса можно увидеть на протяжении всей работы ван Дейка, хотя он никогда не принимал классический стиль, который предпочитал Рубенс. Последний неоднократно говорил, что Ван Дейк был самым талантливым художником, которого он когда-либо обучал.
Питер Рубенс. Антонис Ван Дейк, 1627—1628гг
Редкий талант Антониса и творческая ревность к своему учителю не позволяла ван Дейку оставаться в тени Рубенса, он хотел стать известнее и опытнее его. К слову, и сам Рубенс боялся конкуренции с ван Дейком. Впоследствии юный художник отправился на поиски творческих исканий. Посетив многие страны, Антонис на 6 лет задержался в Италии, вдохновляясь мастерством итальянских художников. Настоящим кумиров для ван Дейка стал Тициан, приемы и художественные принципы которого нашли отражение в творчестве самого Антониса. Его любовь к картинам Тициана была столь значительной, что ван Дейк тратил все свои гонорары на покупку полотен своего кумира.
В 1632 году ван Дейк переехал в Англию, где страстный коллекционер король Карл I назначил его своим придворным художником, получал достойную оплату своего труда, женился и стал известным художником. Антонис ван Дейк умер в 1641 году и был похоронен в соборе Святого Павла.
Портретное наследие
Величайшее наследие ван Дейка кроется в портретной живописи, которую он значительно модернизировал для будущих поколений. Он особенно известен за то, что он привнес уникальную неформальность композиции в свои портреты и за его лестную визуализацию героев. Кроме того, привнес в изображение одежды своих моделей фантазийность и изобретательность.
Антонис ван Дейк. Двойной портрет короля Англии Карла I и королевы Генриетты Марии Французской, 1635г
Изображение бороды, воротника и костюма ван Дейком впоследствии стали очень модными в начале XVII века и были увековечены в его картинах. На сегодняшний день сохранено более 500 портретов ван Дейка, сохранилось и множество копий. Ни один другой художник того времени не превзошел ван Дейка в изображении мерцающих белых оттенков атласа, гладкого синего шелка или богатого алого бархата (по всей видимости, сказалось роль отца - успешного торговца дорогими тканями).
Антонис ван Дейк. Автопортрет с подсолнухом, ок. 1633г
«Тройной портрет Карла I»: загадка и символ ордена
«Тройной портрет Карла I» представляет собой портрет Карла I, изображающий короля с трех точек зрения: полный фронт, профиль и три четверти.
Антонис ван Дейк. Тройной портрет Карла I, короля Англии, 1635г
Написанный в 1635-1636 годах. Работы, которые ван Дейк написал для короля Карла I, до сих пор почитаются как шедевры даже спустя почти 400 лет после смерти последнего. Этот портрет, который сейчас является одной из жемчужин Королевской коллекции, изначально представлял собой произведение искусства, отправленное скульптору Джованни Лоренцо Бернини в Рим. В этом кроется смысл создание такого неординарного портрета.
Папа Урбан VIII поручил ему сделать бюст короля Чарльза, который папа подарит католической королеве Генриетте Марии в качестве символа улучшения англо-римско-католических отношений. Король поручил своему любимому художнику ван Дейку сделать портрет, который будет своеобразной схемой работы для скульптора. Три точки зрения были выбраны, чтобы позволить мастеру создать трехмерное творение. За созданный бюст Бернини был награжден в 1638 году бриллиантовым кольцом стоимостью 800 фунтов стерлингов.
Цвета костюмов и узоров кружевных воротников различны на каждом портрете, хотя синяя полоса Ордена присутствует во всех трех. Орден на ленте у короля - это честь, оказанная всем монархам Соединенного Королевства, представляющая их великое рыцарство. Эта эмблема служит не только декоративным украшением. Это символ суверенитета монарха над землями Англии, Ирландии и Шотландии. Именно из-за ее важной символики, орден есть на всех трех профилях.
Ван Дейк воплотил в портрет характер короля и непоколебимую надежду на позитивное будущее, впоследствии передав скульптору Бернини все, что ему нужно для создания мраморного бюста. Что касается уникальности идеи, ван Дейк был не родоначальником этого образца. Предположительно, на ван Дейка оказал влияние Лотто со своим полотном «Портрет мужчины в трех ракурсах», который в то время находился в коллекции Карла I.
Лоренцо Лотто. «Портрет мужчины в трех ракурсах»
Загадка тройного портрета кроется в легенде о том, что во время перевозки творения Бернини Карлу I мраморный бюст (созданный на основе портрета ван Дейка) был запятнан красными красками и это было предзнаменованием того, что в скором времени сам Карл I был казнен. Действительно, в ходе гражданских войн Карл I потерпел поражение, был предан суду парламента и казнён 30 января 1649 года в Лондоне. Сам бюст имел большой успех у короля и королевы.