Секрет картин Аньоло Бронзино: создавая портреты, художник как будто пытался угадать судьбу своей модели – и ему это удавалось - RadioVan.fm

Онлайн

Секрет картин Аньоло Бронзино: создавая портреты, художник как будто пытался угадать судьбу своей модели – и ему это удавалось

2020-03-16 21:34 , Минутка истории, 3817

Секрет картин Аньоло Бронзино: создавая портреты, художник как будто пытался угадать судьбу своей модели – и ему это удавалось

Не то чтобы картины Аньоло Бронзино внушали трепет и будили страхи об оживших портретах – нет, и все же нельзя не согласиться с тем, что созданные им образы, лица производят сильное впечатление. Как будто застыв на мгновение, не жалуясь и не тревожа своими переживаниями зрителя, изучающего эти картины, они кажутся удивительно живыми, несмотря на то, что уже более четырех веков назад покинули этот мир. Иногда становится возможным узнать о судьбе, обычно несчастливой, тех, кого писал Бронзино, и удивительным образом как будто предугаданной на портретах.

От фресок к портретам

Деталь портрета Бронзино работы Алессандро Аллори (часовня Сан-Лука, базилика Сантиссима Аннунциата, Флоренция)

Почти вся жизнь Аньоло Бронзино (Аньоло ди Козимо ди Мариано), возможно, получившего такое прозвище благодаря смуглому цвету кожи или же рыжим волосам, прошла во Флоренции. Он родился в 1503 году, поступил в обучение к художнику Раффаэллино, а затем – к Якопо Понтормо, одному из основоположников маньеризма. Бронзино был любимым учеником Понтормо, и в двадцатые годы XVI века они совместно трудились над росписью стен церквей, создавали алтарные картины и произведения религиозного и мифологического характера. Бронзино, разумеется, воспроизводил манеру учителя, поэтому в ряде случаев искусствоведы даже затрудняются с точной атрибуцией произведений.

Аньоло Бронзино. Портрет молодого человека с книгой

А в 1532 году Аньоло Бронзино довелось написать портрет урбинского герцога Франческо I делла Ровере, и с этого времени художник работал главным образом как портретист. Вскоре выработался и стал узнаваемым его стиль: лица на портретах сохраняли особенное, отстраненное выражение, но, тем не менее, оставляли возможность увидеть характер, за внешней холодностью разглядеть тревогу, отчаяние, твердость или обреченность.

Аньоло Бронзино. Портрет герцога Козимо I Медичи

В конце тридцатых художник уже состоял на службе у герцога Козимо I Медичи, на десятилетия не только оказавшись связанным рабочими и творческими отношениями с его домом, но и погрузившись в интриги, тайны и драмы флорентийской аристократии, что нашло свое отражение и на портретах. Из-под кисти Бронзино выходили один за другим изображения членов семьи Медичи и приближенных герцога. Удивительно, но несмотря на то, что живописные образы аристократов создавались по заказу, Бронзино не покидали музы и вдохновение при написании этих картин: по всей видимости, сама жизнь при дворе создавала благоприятную творческую атмосферу. Достаточно сказать, что многие члены правящего семейства и приближенные к нему отправлялись на тот свет по причинам никак от них не зависящим и зачастую преждевременно. Создавая портреты, художник как будто пытался угадать судьбу своей модели – и, судя по всему, ему это удавалось.

Аньоло Бронзино. Портрет Лукреции Панчатики

Уже около 1540 года, вскоре после получения звания придворного портретиста, Бронзино создал парные изображения одного из высокопоставленных чиновников и его жены. Лукреция Панчатики, супруга посла герцога во Франции, производит впечатление твердой и решительной женщины, не склонной, впрочем, раскрывать свои тайны. Поза модели напряженная, а в выражении ее лица видны даже следы некоторой одержимости. Шею украшает медальон с надписью на французском языке, гласящей «Любовь длится бесконечно».

Супруги Панчатики, живя во Франции, поменяли свое отношение к христианскому вероисповеданию и стали гугенотами. В Италии ничего хорошего их не ждало, чету подвергла преследованию Святая инквизиция. В итоге Панчатики публично отреклись от своей новой веры.

В мастерской Бронзино неоднократно создавались портреты жены и детей Медичи. Одним из самых трогательных стал, пожалуй, портрет Элеоноры Толедской с ее сыном Джованни. Элеонора, дочь Неаполитанского вице-короля, стала женой Козимо I Медичи и родила в браке с ним одиннадцать детей. Джованни, второй сын, изображен на портрете рядом с матерью, она обнимает ребенка, но видно, что мальчику это не приносит чувства безопасности.

Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном

На Элеоноре – украшения из ее любимого жемчуга, платье из тяжелой и дорогой ткани, украшенное причудливой вышивкой. Насчет этого платья среди искусствоведов развернулась целая дискуссия – одни утверждали, что после появления на свет портрета герцогиня особенно полюбила этот наряд и даже распорядилась похоронить ее в этом одеянии, а по другому мнению, Бронзино выдумал и платье, и узор, добившись такой потрясающей достоверности лишь благодаря своему непревзойденному умению быть точным в деталях.

Лицо Элеоноры выглядит спокойным – как и все модели на холстах художника, но не ошибется тот, кто заметит в ее глазах тревогу и напряженность. Элеоноре было суждено потерять сына и самой умереть вскоре после него. Эти скоропостижные кончины породили разные слухи – та эпоха была веком ядов и политических интриг, однако современные исследования позволили установить, что мать и сын умерли о малярии. Странно, но на портрете, написанном задолго до этого печального события, задний фон украшает болото.

Взгляды с портретов

Бронзино любил писать портреты детей и подростков, в первую очередь, сыновей и дочерей герцога Медичи, которому служил. В период с 1555 по 1565 годы был создан портрет Лукреции. После смерти ее старшей сестры, убитой, как считается, отцом в припадке ярости, она получила от той «в наследство» помолвку с герцогом Альфонсо II д’Эсте, за которого и вышла замуж в тринадцать лет. Спустя три года Лукреция умерла, скончавшись не то от яда, не то от туберкулеза.

Аньоло Бронзино. Портрет Лукреции Медичи

Создается впечатление, что жизнь вообще была сурова с членами этого аристократического семейства, особенно с детьми. Младшая сестра Изабеллы была задушена ревнивым мужем, а брат, в свою очередь, сам расправился с неверной или же оклеветанной женой. Интересно, что ответственность за расправу никто не понес, Франческо I, новый герцог, объявил, что в обоих случаях наказание было заслуженным.

В 1545 году Бронзино написал портрет еще одной дочери Медичи, внебрачной и незаконной, по имени Биа (Бьянка). Она была рождена еще до брака, а кто была мать, так и осталось неизвестным. Девочка прожила всего пять лет и тоже скоропостижно скончалась. Бронзино получил заказ написать портрет Бьянки уже после ее смерти. На картине изображен драгоценный медальон с портретом в профиль отца девочки – герцога Козимо I Медичи.

Аньоло Бронзино. Биа Медичи

Помимо портретов в их классическом виде, Аньоло Бронзино создавал и множество аллегорических образов тех, кому служил, и тех, кем вдохновлялся и восхищался. Ориентиром для художника было творчество Микеланджело – это прослеживается в работах Бронзино, в частности, в знаменитом «Святом семействе с младенцем Иоанном Крестителем», где образы Девы Марии, Иосифа и Христа написаны с явным стремлением показать их сходство с семьей герцога.

Аньоло Бронзино. Портрет Данте

Портреты кисти Бронзино замечательны тем, что лица на них как будто сами предлагают или даже просят увидеть их историю. Иногда, как в случае с известными представителями аристократии, это сделать нетрудно, иногда же все остается на совести зрителя, которому открывается широкий простор для догадок и предположений.

Аньоло Бронзино снискал славу выдающегося художника и блестящего портретиста еще при жизни; он стал одним из основателей Флорентийской академии искусств. Последние годы жизни он провел в доме своего племянника и любимого ученика Алессандро Аллори, тоже великолепного портретиста. Похороны Бронзино были скромными. В эпитафии на его могиле есть такие слова: «Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…»

В публикации использованы материалы издания kulturologia.

Лента

Рекомендуем посмотреть