Три трогательных перформанса Марины Абрамович и Улая, без которых невозможно представить себе современное искусство - RadioVan.fm

Онлайн

Три трогательных перформанса Марины Абрамович и Улая, без которых невозможно представить себе современное искусство

2020-03-15 21:00 , Культура, Шоу бизнес, 3306

Три трогательных перформанса Марины Абрамович и Улая, без которых невозможно представить себе современное искусство

2 марта на 76-м году жизни скончался Улай – легендарный немецкий художник, соавтор и партнер самых известных перформансов Марины Абрамович. Они познакомились в 1976 году в Амстердаме: путешествовали по миру, когда были бедными и еще неизвестными художниками; провели вместе ряд перформансов, которые вошли в историю, вместе стали звездами современного искусства. Художники разошлись в 1988 году. Их последним перформансом стал проект «Влюбленные»: оба прошли по Великой Китайской стене, начав с разных сторон и встретились посередине, изначально планируя в этот момент пожениться, но в итоге расстались прямо во время акции.

Марина Абрамович и Улай

Долгие годы художники были в ссоре, в том числе и из-за некрасивого расставания: Улай изменял Марине и в итоге женился на девушке из Китая, которая от него забеременела. После расставания пара долго и публично делила права на свой огромный архив перформансов и их документации – права не только материальные, но и интеллектуальные, и Марина Абрамович даже выплачивала Улаю процент от дохода за свои работы. В 2017 они помирились, а Улай сказал: «Все грязное и уродливое между нами осталось позади. На самом деле наша история – очень красивая история».

Марина Абрамович и Улай в 2010 году

Кстати, свою болезнь художник в какой-то степени также превратил в искусство. Чуть более 10 лет назад у Улая обнаружили онкологическое заболевание. Весь процесс лечения он запечатлел в документальном фильме «Project Cancer: Ulayʼs journal from November to November», а в 2014 году объявил, что вылечился. 2 марта 2020 года Улай умер в Любляне.

Сегодня вспоминаем три трогательных перформанса Марины и Улая, без которых невозможно представить себе современное искусство.

«Смерть себя», 1978

Художники и некогда возлюбленные – Марина Абрамович и Улай – провели множество совместных перформансов, транслируя через искусство все тонкости и сложности любовных отношений. Их перформансы были жесткими, эмоциональными и трогательными, но в первую очередь каждый из них был опасный – художники испытывали не только себя, но и судьбу, это было частью их творчества. Для проекта «Смерть себя» Марина и Улай соединили свои рты специальным устройством и вдыхали выдохи друг друга. Через семнадцать минут после начала перформанса оба упали без сознания. Для каждого из них «Смерть себя» было испытанием доверия в отношениях.

«Энергия покоя», 1980

Перформанс «Энергия покоя» прошел в Амстердаме в 1980 году. Во время акции художники стояли друг напротив друга, держась за огромный лук, при этом падая назад. Улай держал тетиву и стрелу, нацеленную прямо в сердце художницы, а Марина – сам лук. Интересной деталью перформанса стали микрофоны, которые были прикреплены к телам художников, отслеживая и передавая их сердцебиение. Главная идея перформанса, как и в случае со «Смертью себя» – показать важность доверия в отношениях. Позже Марина Абрамович рассказала, что это было самое тяжелое произведение, ведь ответственность за ее жизнь была в чужих руках. Длительность перформанса была 4 минуты.

«Влюбленные» («Поход по Великой Китайской стене»), 1988

Перформанс «Великая китайская стена»

В 1980 году художники решили пожениться на середине Великой Китайской стены. Улай должен был начать свой путь из пустыни, Марина – со стороны моря, и встретиться посередине. Разрешения от китайских властей ждали восемь лет. Перформанс состоялся в 1988 году: чтобы встретиться, каждый прошел более 2000 километров навстречу друг другу. При встрече художник обнялись и расстались – к этому времени их отношения исчерпали себя. Так в историю искусства вошли не только их отношения, но и их разрыв – вряд ли хоть одна пара в мире расставалась столько эффектно и человечно одновременно.

Источник – Vogue.ua.

Лента

Рекомендуем посмотреть