Крымский полуостров занимает особое место в армянской истории. В определенный период эта сказочная земля стала одним из основных центров эмиграции, дав развитие крупной и активной общине. Крымские армяне традиционно славились как превосходные всадники, строители, купцы, ювелиры, земледельцы, а впоследствии — деятели науки и культуры. Особенно многолюдными армянские поселения Крыма становятся в XIII–XIV веках — во время монгольских нашествий на Армению и падения Киликийского царства. С начала XIV века армяне разворачивают в Крыму и активную строительную деятельность. Согласно памятной записи одной армянской рукописи Крыма начала XIV века, уже в то время существовал близ Кафы армянский монастырь Гамчак, при котором была построена купольная церковь. В Кафе имелись армянские школы, десятки церквей, банки, торговые дома, караван-сараи, ремесленные цеха и др. Город был одним из духовных центров крымских армян, столь известным и важным, что в 1438 году кафским армянам было предложено послать своих представителей на Флорентийский вселенский собор. Вторым по многочисленности армянского населения городом после Кафы в XIV—XV веках был Сурхат. Имя Сурхат, вероятно, является искаженной формой названия армянского монастыря Сурб-Хач (Святой Крест), основанного в 1358 году в лесу недалеко от города Старый Крым. Там было много армянских церквей, школ, кварталов. Одно из крупных армянских поселений XII—XV веков находилось в Судаке. До последней четверти XV века вблизи монастыря Сурб-Хач существовал небольшой армянский город Казарат. Армянские князья держали там войска и на договорных началах защищали Кафу.
Армяне и татары в кофейне. Гравюра 1848 г.
Общественная жизнь крымских армян особенно оживилась в конце XIX и начале XX века. В числе многих общественных организаций особенно заметна деятельность церковных попечительств, существовавших почти во всех армянских поселениях Крыма. Состоятельные армяне и церковь старались «поднять» нацию на уровень современной цивилизации, а также осуществить благотворительные мероприятия.
Крымские армяне, XVIII в. Гравюра
В жизни таврических армян (как, впрочем, и других армянских колоний) деятельность церкви в силу ряда условий приобретала некоторую специфическую особенность. Перед предводителями армянских обществ открывались широкие возможности, помимо выполнения сугубо духовных обязанностей, вмешиваться в жизнь прихожан. Поэтому её деятельность в колониях в какой-то степени приобрела светский характер. С 1812 году в Крыму появилась должность наместника Католикоса всех армян.
Армянские церкви в Крыму входили в Нахичевано-Бессарабскую армяно-григорианскую епархию. В 1842 году наместник католикоса в Крыму уступил своё место главному попечителю крымских армянских церквей.
Старинные армянские церкви и храмы Крыма
Монастырь «Сурб Хач», наверное, самый сохранившийся из армянских храмов горного Крыма. Он основан в XIV веке и расположен в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская), в 3,5 км к юго-западу от города Старый Крым в Кировском районе.
В XVII—XVIII веках монастырь неоднократно перестраивается, что наиболее полно отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах его зданий. Обитель становится одним из основных центров паломничества Армянской Церкви в Крыму и в Северном Причерноморье. В начале XVII века в Сурб-Хаче некоторое время жил поэт и писец Степанос Тохатеци. В монастыре, в частности, была написана поэма «Жалобы на комаров и мух», по которой можно составить представление о быте монахов. В 1778 году духовенство оставляет монастырь и во главе паствы переселяется из Крыма на Нижний Дон — в Нахичевань-на-Дону.
В конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. В 1925 году постановлением Советской власти монастырь «Сурб-Хач», как духовное учреждение, ликвидируется. В 1994 году в храме возобновляются богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возвращается Армянской Апостольской Церкви. С 25 декабря 2009 года начинается регулярное служение.
Обитель изображена на картине Константина Богаевского «Старый Крым» (1903).
В лесистом распадке северо-восточного склона горы Мачук в 6 км на юг от города Старый Крым и в 3 км от монастыря Сурб-Хач расположен монастырь «Сурб Степанос». Он был основан в первой половине XIV века, а после 1475 года, года захвата Крыма турками, пришел в запустение. В XVII-XVIII веках обитель была окончательно оставлена монахами и в течение последующих столетий разрушалась от времени и природных катаклизмов.
Руины монастыря «Сурб Степанос»
К настоящему времени на поверхности видны храм монастыря, примыкающий к нему с запада обширный притвор и к югу от них – развалины нескольких строений, связанных между собой внешней стеной.
Церковь «Сурб Урбат» (Святой Параскевы Пятницы) входит в список объектов культурного наследия Крыма. Она находится на юго-восточной окраине села Тополевка Белогорского района. Это древнее сооружение представляет собой интереснейший образец средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Этот вывод соответствует свидетельству средневековых армянских источников.
Точная дата основания церкви неизвестна, хотя надпись на армянском на западной стене церкви свидетельствует о ее восстановлении в 1702 году: «Сей божественный прославленный храм, Что есть образ армянского народа, Заново возобновлен с основ Данью милостью крымской земли, Во имя святой девы пятничной Под начальством Акоба — мудрого учителя И надзирательством магдеси Иоаннеса И магдеси Айгина из Кафы, Руками каменщиков Григора и Тонакакна, В наслаждение священника тер Вардана, Дьякона Саргиса в лета 1151 армянского (1702)».
Восстановление церкви в 1702 году позволяет ориентировочно отнести дату её основания к XIV—XV вв., то есть до периода, когда армянская колония в Крыму переживала наивысший расцвет. Это предположение подтверждается и тем, что на территории села Тополевка ещё сохранились хачкары с армянскими надписями XIV—XVI веков, что в свою очередь свидетельствует о наличии многолюдного армянского населения в селе в тот период.
От внутреннего убранства церкви почти ничего не осталось, сохранилось лишь небольшие фрагменты резьбы по камню. Из старых описаний мы можем узнать, что над входом в церковь имелось изображение Божией Матери с Божественным Младенцем, внутри, справа от алтаря – также икона Богоматери и крестообразная каменная купель, а слева – икона архангела Гавриила. После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 г. храм был заброшен.
В уже упомянутом селе Тополевка Белогорского района находится еще одна армянская церковь – «Сурб Саргис», строительство которой датируют XIV—XV веком.
Доподлинный вид храма во времена, когда там проводились богослужения ни в одной из исторических упоминаний не указан.
Так, в своих воспоминаниях, датированных 1841 годом, архиепископ Гавриил указывает, что в селе Толпу (Топлы, Топти) остались только две церкви, от одной из которых можно увидеть только части фундамента.
Армянская церковь XIV века «Сурб Егия» (Ильинская церковь) расположена в юго-западной окраине села Богатое (бывшее армянское село) Бахчели Белогорского района. Церковь больше известна как составляющая часть монастыря святого Ильи (Аменапркич, Спаса-Преображения, Всеспасителя). Помимо церкви в состав монастыря входили кельи, хозяйственные постройки и фонтан. Ильинский монастырь имел несколько храмов, в том числе Храм Спасителя с росписью Айвазовского.
От других монастырей отличался тем, что службу проводил лишь раз в год, в день Святого Ильи 20 июля (2 августа по новому стилю). Ильинский храм уникален тем, что в его архитектуре сочетаются не только армянские, но и западноевропейские мотивы. В 1927 году монастырь был закрыт, а вскоре и разрушен. На сегодняшний день от всех сооружений остались одни руины.
Продолжение следует…