6 марта 1909 года в польском городе Лемберге (ныне это украинский Львов) родился философ, поэт и сатирик Станислав Ежи Лец. Сегодня без его цитат – мудрых, колких, грустных, порой жестоких, но обязательно с тонким чувством юмора и неизменно с состраданием к непутёвому человечеству – не обходится ни один сборник афоризмов.
Станислав Ежи Лец родился в галицийской дворянской семье еврейского происхождения, его настоящая фамилия де Туш-Летц. Писатель сам изменил ее на «Лец», что на иврите означает «паяц, шут», а также «тот, кто, наблюдая со стороны, воспринимает и объясняет по-своему».
Школьное образование Лец получил в Вене и во Львове, а после окончания школы изучал полонистику, а позже юриспруденцию в Университете Яна Казимира. В 1929 г. он дебютировал со стихотворением «Весна» в журнале «Kurier Literacko-Naukowy». В 1934 году Лец переехал в Варшаву, где сотрудничал с коммунистической газетой «Dziennik Popularny», а также публиковал свои сочинения в журналах «Cyrulik Warszawski», «Lewar» и «Szpilki». После начала Второй мировой войны он перебрался во Львов, где принимал активное участие в литературной жизни, публиковал стихи, сатиры, статьи и переводы с русского в журнале «Czerwony Sztandar». После вторжения немцев в 1941 году Лец был арестован и попал в Яновский концентрационный лагерь во Львове, а затем в концлагерь в Тернополе, откуда бежал в 1943 году. Писатель сотрудничал с подпольем, участвовал в партизанском движении, воевал в рядах Народной армии. В июле 1944 года Лец вступил в 1-ю армию Войска Польского в звании майора.
С 1946 по 1950 гг. Станислав Ежи Лец служил атташе по культуре Польской политической миссии в Вене, после чего на два года уехал в Израиль. С 1952 года жил в Варшаве. В пятидесятые годы помимо лирических и сатирических произведений, а также переводов с немецкого языка, он начал публиковать в газетах афоризмы из цикла «Непричесанные мысли».
Награжден Офицерским крестом Ордена Возрождения Польши (1966). Умер 7 мая 1966 года в Варшаве.
Лец – мастер парадокса, двусмысленной иронии, емкой метафоры, словесных игр, заставляющих мысль выйти за привычные рамки. Его произведения, которым присуща проницательность наблюдений, лирическая экспрессия и лаконичность, обладают экзистенциальным характером. Сочинения Станислава Ежи Леца уходят корнями к афористической традиции Древней Греции и Древнего Рима, к изречениям французских мыслителей (Шамфор, Ларошфуко), а также к еврейской литературе с ее полными юмора и иносказаний притчами.
Цитаты из книги «Непричесанные мысли»
◆ После общения с некоторыми людьми у меня появляется ярко выраженный комплекс полноценности.
◆ Сходят с ума только те, у кого он есть.
◆ Хорошо верить в человека, но лучше быть в нем уверенным.
◆ Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится.
◆ Жизнь — вечный труд, даже глупость и то надо «сделать»!
◆ Мы всё понимаем, и поэтому ничего не можем понять.
◆ Задача нового искусства — подъем человека на более высокий уровень страданий.
◆ В пылу дискуссии хотелось порой извиниться перед этим типом и шепнуть: «Простите, у вас рот расстегнут».
◆ Он напоминает мне вошь на лысине. Вокруг столько блеску — а все равно вошь.
◆ Его мысль — чистое наслаждение. Никого не оплодотворяет.
◆ Многие из тех, что обогнали свое время, вынуждены потом его дожидаться в не слишком удобных помещениях.
◆ Вы думаете, этот автор мало чего добился? Да он один снизил общий культурный уровень!
◆ Всегда надо быть лишь самим собой. Конь без улана — все конь. Улан без коня — только человек.
◆ Когда же человек покорит межчеловеческое пространство?
◆ С Сократами на брудершафт пьют цикуту.
◆ Неграмотные вынуждены диктовать.
◆ Когда я достиг дна, снизу постучали.
◆ Иногда ирония вынуждена восстанавливать то, что разрушил пафос.
◆ Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят еще узда и кнут.
◆ Испытывают ли рыбы, проходящие сквозь ячейки сети, комплекс неполноценности?
◆ Чаще всего выход находится там, где был вход.
◆ Ну, допустим, пробьешь ты головой стену. И что ты будешь делать в соседней камере?
◆ Среди эскимосов всегда найдется желающий написать инструкцию для жителей Конго, как себя вести в случае страшной жары.
◆ Давайте разрушать Бастилии раньше, чем их построят.
◆ Постарев, восклицательный знак становится вопросительным.
◆ Из нолей легко сделать цепь.
◆ И только когда он въехал на колеснице, все поняли, что это кучер…
◆ Демосфен говорил с камнем во рту. Тоже мне — помеха!
◆ Любовь к Родине не знает чужихграниц.
◆ Не посылайте дальтоников за синей птицей. Могут вернуться ни с чем.
◆ Петух воспевает даже то утро, когда его положат в суп.
◆ Может ли съеденный туземцами миссионер считать свою миссию выполненной?
◆ Если бы козла отпущения можно было еще и доить!
◆ История — собрание фактов, которых не должно было быть.
◆ Считается ли паломничество совершённым, если дорога привела пилигрима к иной цели?
◆ Общение с карликами искривляет позвоночник.
◆ Некрасиво подозревать, когда вполне уверен.
◆ Знаменосец не давал себя отвлечь сменой знамени.
◆ У кого в аду были погоны, те и в раю с аксельбантами.
◆ Некоторые не видят разницы между онанизмом и верностью себе.
◆ Реформа календаря не сокращает срок беременности.
◆ Подсунь свою мечту врагам – может быть, они погибнут при ее реализации.
◆ Мечта рабов: рынок, где можно купить себе хозяина.
◆ А может быть, Бог назначил меня себе в атеисты?
◆ Не люблю народов, которые не делятся на людей.
◆ У глупости нет границ. Где ступит, там ее территория.
◆ А были такие мученики, которые прошли крестный путь еще и обратно.
◆ Лицо врага пугает меня, когда я вижу, как оно похоже на мое.
◆ Переживший трагедию не был ее героем.
◆ Окно в мир можно закрыть газетой.
◆ Ложь отличается от правды тем, что не является ею.
◆ Следы многих преступлений ведут в будущее.