История одного шедевра: «Севильский цирюльник» Россини – несмотря на громкий скандал вокруг премьеры, оперу ждал ошеломительный успех - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Севильский цирюльник» Россини – несмотря на громкий скандал вокруг премьеры, оперу ждал ошеломительный успех  

2020-02-29 20:53 , История Одного Шедевра, 4854

История одного шедевра: «Севильский цирюльник» Россини – несмотря на громкий скандал вокруг премьеры, оперу ждал ошеломительный успех

Комическая опера – это довольно сложный жанр искусства, требующий неординарности и особенного мировоззрения автора. При создании яркого пародийного произведения важно избежать грубой сатиры и дешевых трюков, чтобы не понизить оперное мастерство до уровня развлекательного шоу. Во время просмотра спектакля «Севильский цирюльник» зрители не высмеивают человеческую глупость, у них не возникает злорадства по отношению к персонажам. Напротив, появляется ощущение легкости, радости жизни, восхищение находчивостью главных героев, их неуемной энергией и обаянием. Публика будто заражается весельем, происходящим на сцене. Можно с уверенностью сказать, что «Севильский цирюльник» является наилучшим подтверждением таланта, изысканного вкуса и врожденного музыкального чутья Джоаккино Россини.

Краткая биография Россини

Джоаккино Россини появился на свет 29 февраля 1792 года в небольшом портовом городке Пезаро в музыкальной семье. Его отец Джузеппе Россини играл в оркестре на валторне, а мать Анна Гвидарини исполняла вокальные партии, обладая от природы чистым сопрано. Когда Джоаккино исполнилось семь лет, его отец оказался в тюрьме как политический заключённый: в неспокойное время перемен, когда Наполеон вторгся на территорию Италии, Джузеппе проявил себя как ярый революционер и сторонник оппозиции. Получив свободу в 1800 году, Джузеппе вернулся к жене и сыну. В это время Анна активно, по мере возможностей, старалась развивать уже оформившийся вокальный талант своего ребёнка. Мальчик обучался композиции, брал уроки сольфеджио у религиозных наставников. В период 1800-1808 гг проявляются первые успехи ученика в создании произведений для хора и квартета.

В 18 лет Россини пишет свою первую оперу «Брачный вексель». Комическая зарисовка была написана в сжатые сроки, автор работал в Венеции по приглашению семейной пары, друзей своих родителей. По возвращении с Болонью Джоаккино уже смел надеяться на поступление новых заказов: его дебют имел огромный успех и ознаменовал появление нового имени на сцене итальянского оперного театра. Ожидания оправдались: Россини получает предложения и начинает писать произведения с невиданной лёгкостью и скоростью, что полностью отвечает потребностям жадной до новых премьер публики.

Россини, позже заслуживший звание «Итальянского Моцарта», в целом создал 32 камерных произведения, 14 альбомов вокальных и инструментальных пьес, в отношении духовной музыки наибольшую популярность обрела «Маленькая торжественная месса» и «Stabat Mater». Однако известность и признание настигли композитора в качестве автора опер – в коллекции маэстро их 39, 27 из которых были созданы всего за семь лет.

Умер Россини 13 ноября 1868 года на своей вилле в Пасси под Парижем. В завещании он выделил два с половиной миллиона франков на создание музыкальной школы в родном Пезаро, где за 4 года до того ему был поставлен памятник, а также большую сумму на учреждение в Пасси дома для престарелых певцов — французских и итальянских, сделавших карьеру во Франции. На заупокойной мессе присутствовало около 4 тысяч человек. Траурную процессию сопровождали два батальона пехоты и оркестры двух легионов Национальной гвардии, исполнявшие отрывки из опер и духовных сочинений Россини.

Россини называют мастером увертюр. Он создавал уникальные музыкальные шедевры по чёткой, всегда «работающей», формуле: медленное начало, простые запоминающиеся мотивы, возрастание динамики, превращающееся в яркую кульминацию через выразительное крещендо. В этом отношении отказ от строгого следования сонатной структуре в пользу свободы применения средств выразительности складывалось в беспроигрышную стратегию, описывающую своеобразный почерк маэстро.

«Севильский цирюльник»: история создания

«Севильский цирюльник» - яркая комедийная опера Россини, основанная на одноименной пьесе известного драматурга Бомарше. Произведение пленяет остроумием, виртуозными вокальными партиями и неожиданными сюжетными поворотами, присущими традиционной оперной стилистике Италии. Опера насыщена забавными приключениями, интригами и эмоциями, а музыка полна изящества, свежести и стремительной темпераментности.

«Севильский цирюльник» имеет интересную предысторию. Согласно контракту с римским театром, Джоаккино Россини обязуется написать новую оперу. Музыкальное произведение приурочено карнавалу. Все предоставленные варианты либретто не выдержали критики цензоров, поэтому в преддверии праздника известный драматург вспомнил о комедийной пьесе Бормаше, неоднократно сыгранной на итальянской сцене. Чтобы не сорвать подписанный контракт, Россини принимает решение взять за основу сюжет известного произведения. Получив разрешение цензоров, композитор принялся за работу.

Всего 20 дней понадобилось музыканту, чтобы создать комедийную оперу на основании первой части знаменитой трилогии.

Премьера состоялась 12 февраля 1816 года. Первая постановка потерпела фиаско и была освистана возмущенной публикой. Дело в том, что шедевральная опера по сюжету пьесы Бормаше уже была создана уважаемым итальянским композитором Паизиелло. Написание еще одной оперы с подобным сюжетом зрители сочли непростительной дерзостью и неуважением по отношению к пожилому драматургу. В первых рядах в зрительском зале разместились ярые поклонники Паизиелло. С самого начала они были намерены сорвать постановку, по ходу действия громко смеялись, кричали, а в завершение выпустили на сцену кота. Россини был шокирован. Он покинул театр и отправился в гостиницу, где заперся в номере и никого не пускал в апартаменты.

Несмотря на громкий скандал вокруг премьеры, оперу «Севильский цирюльник» ждал ошеломительный успех. Вторая постановка «Севильского цирюльника» увенчалась триумфом. Публика аплодировала и требовала автора на сцену. Однако обиженный и оскорблённый Россини так и не появился перед слушателями, несмотря на просьбы, уговоры и мольбы импресарио. Тогда публика организовала триумфальное факельное шествие к дому Россини – с тем, чтобы выразить свое восхищение.

10 марта 1818 года спектакль «Севильский цирюльник» увидели англичане. После удачных постановок в Риме опера была представлена на сцене лондонского Королевского театра. Для этой премьеры автор создал новую арию Розины, а ее роль исполнила известная оперная певица Жозефина Фодор-Манвьель. Летом того же года опера состоялась в Испании на сцене театра Санта-Крус. В следующем, 1819 году, спектакль увидели во Франции, Германии, Австрии и США.

Популярность «Севильского цирюльника» Россини превзошла любые ожидания. Постановки успешно прошли во многих европейских странах, а в исполнении были задействованы выдающиеся оперные певцы. Композитор объединил лучшие черты итальянской оперы и создал плодотворную почву для дальнейшего стремительного развития музыкального искусства. Подчеркивая традиционный стиль оперы-буффа, Россини сохранил актную структуру произведения со стремительной динамикой, чередованием песенных номеров и типичным бытовым конфликтом.

Интересные факты

  • Пьер Огюстен Карон де Бомарше написал серию из трёх произведений о «Фигаро»: «Севильский цирюльник», «Свадьба Фигаро» и «Преступная мать». Позже вся трилогия перенеслась и на оперную сцену.
  • Произведение «Севильский цирюльник» по версии Россини значительно отличается от оригинала. В отличие от комедии Бормаше, написанной во французском предреволюционном стиле, либретто композитора не содержит риторичной философии и политической сатиры. Россиниевский «цирюльник» - это воплощение демократичного национального театра с наивным юмором, весельем и комизмом. Несколько смягчен образ решительной Розины, а самоуверенный граф Альмавива предстал перед зрителем, как традиционный лирический герой.
  • Изначально опера «Севильский цирюльник» имела иное название: «Альмавива или Тщетная предосторожность».
  • Во время премьеры оперы недоброжелатели осудили автора. Кроме того, ряд неприятных случайностей будто способствовал ее провалу. Так, дон Базилио поранился на сцене во время падения, Альмавива порвал струну при исполнении серенады, и в какой-то момент на сцену неожиданно вышла кошка. Во время следующей постановки зрительский зал был переполнен. Публика хотела развлечься и увидеть каскад нелепостей снова. Однако в этот раз спектакль буквально поразил зрителей, громко аплодировавших каждой арии. Россини гордился успехом «Цирюльника» и высказывался о том, что его опера полюбилась даже самым ярым противникам оперных новшеств.
  • Благодаря мультфильму «Севильский кролик» выпущенного студией Warner Bros. в 1950 году, телезрители смогли услышать увертюру из оперы на своих телеэкранах, что сделало музыку Джоаккино Россини еще популярней.
  • Итальянский композитор Джузеппе Верди был восхищен яркостью идей и звучанием оперы Россини, считая ее самым лучшим музыкальным произведением в стиле оперы-буффа.
  • В финале произведения звучит мелодия старинной русской народной песни: «Ах, зачем бы огород городить». Безусловно, ритм песни изменен, однако по мотиву можно узнать русскую мелодию.
  • «Севильский цирюльник» является одной из самых известных опер Россини. Благодаря этому произведению итальянский композитор завоевал европейскую славу, а его склонность к песенным вдохновенным мелодиям стала основанием для почетного звания «итальянского Моцарта». Россини с юных лет восхищался талантом великого австрийского композитора, во время написания своих творений он переносил достижения Моцарта в театральное искусство Италии, заимствовал мастерство оперного ансамбля. Поэтому опера-buffa «Севильский цирюльник» содержит не только традиционные оперные приемы, она также обогащена новшествами и передовыми идеями.
  • Немецкий поэт Генрих Гейне называл Джоаккино Россини «солнцем Италии», отмечая исключительную роль, которая досталась гениальному композитору в развитии оперного искусства страны.
  • За пределами родного государства Россини воспринимали как весьма загадочную личность и талантливого автора комедийных и героических опер, отличительная черта которых заключается в невероятной мелодичности вокальных и инструментальных партий.

Музыка Россини и сегодня не теряет актуальности. Творческое наследие со временем, как хорошее вино, истинным ценителем которого был маэстро, обретает «выдержку», позволяющую лучше прочувствовать величие гениального создателя.

В публикации использованы материалы soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть