Трагедии жизни Казимира Малевича: погнавшись за искусством, он слишком поздно вспомнил о семейном счастье - RadioVan.fm

Онлайн

Трагедии жизни Казимира Малевича: погнавшись за искусством, он слишком поздно вспомнил о семейном счастье

2020-02-23 21:20 , Немного О..., 5528

Трагедии жизни Казимира Малевича: погнавшись за искусством, он слишком поздно вспомнил о семейном счастье
«Разум – это для художника каторжные наручники, а потому всем художникам я желаю утратить разум». Казимир Малевич

Казимир Северинович Малевич был художником-авангардистом, педагогом, теоретиком искусства, философом, основоположником супрематизма, прошедшим сложнейший творческий и жизненный путь. Он практически всю свою жизнь прожил в нищете «голодным и гонимым», и своим трудом не заработал даже того, что сейчас дают за один его рисунок. Но судьба посылала ему женщин, которые были как дар божий. Они верили в него, поддерживали и делили с ним все тяготы жизни. Однако погнавшись за искусством, слишком поздно вспомнил Малевич о семейном счастье: он всегда ставил творчество выше интересов своей семьи.

Происхождение

Рожден был в Киеве 23 февраля 1879 года в семье поляков-католиков Северина Малевича и Людвиги Галиновской. Казимир был первенцем из четырнадцати детей в семье, из которых выжило девять. Казимир с детства был бойким парнем, любил пошататься по лесам, болотам, пострелять по птицам с лука. Все попытки отца привлечь сына к механике и точным наукам не увенчались успехом. Сиверин не был самодуром, но судьбу он все же сыну предопределил самостоятельно: аграрное училище, затем профессия сахаровара.

Род поляков Малевичей был достаточно древним, но небогатым. А отец, Северин Малевич был управляющим сахароваренных заводов промышленника Н. Терещенко. По долгу службы он со своей большой семьей был вынужден жить во многих городах Украины, пока не переехал в Курск. И в связи с этим Казимир Малевич во многих анкетах в графе национальность указывал – «украинец».

Задатки художника

Пять лет аграрного училища — это было единственным образованием Казимира Малевича. А тяга к рисованию у него была так велика, что он сам изготавливал краски из разных цветов глины и пытался ими рисовать. Но такое развитие событий никак не входило в планы отца, ему нужен был помощник, чтобы прокормить большую семью.

А когда сын, рисуя своими самодельными красками пейзажи с аистами и коровами, начал в аграрном училище получать «палочки» по арифметике, Северин разозлился не на шутку. Зная, что сын написал прошение на поступление в Московское училище живописи, спрятал это письмо и объявил Казимиру, что там нет мест. И частенько любил поговаривать: «Художники все сидят в тюрьме».

Набор красок в 54 цвета

Но мать будущего художника была иного мнения, она видела в сыне талант.

Сколько Людвига Александровна помнила Казика: «...он всегда что-то рисовал. Постоянно толок в ступке то синьку, то дубовую кору. Разводил краски, вязал кисточки из куриных перышек, из ниток... Когда не было бумаги, мог начать малевать свои картинки прямо на беленой стене. Ну откуда в нем это?».

А когда мать к 16-летию сына купила набор красок в 54 цвета, счастью юного Казимира не было предела. Он напишет первую свою работу маслом «Лунная ночь», которая вскоре будет продана за 5 рублей. А немногим позже, в 1895-96 году Казик уже посещал уроки в рисовальной школе Н. И. Мурашко в Киеве.

Казимир Малевич, молодые годы

Нужно отметить роль Людвиги Александровны в судьбе еще одного таланта. У Казимира был друг, живущий по соседству в Конотопе – Николай Рославец, мальчик из семьи пьющих родителей, мечтавший стать музыкантом. Она купила ему скрипку и попала в самую точку: Николай вырос и стал дирижером, композитором, педагогом. С Николаем Рославцем Малевич поддерживал дружеские отношения всю жизнь.

Мать Казимира Малевича – Людвига Александровна

Первая женитьба, вопреки воле родителей

В 1901 году Казимир впервые совершает поступок против воли родителей. Это была женитьба на 16-летней Казимире, Казимире Ивановне Зглейц – дочери курского врача. Будучи бойкой и заводной, девушка быстро расположила к себе родителей мужа. И вскоре после свадьбы у Казимира родится сын Анатолий, и почти сразу же умрет его отец от инфаркта.

Все тяготы, настигшие большую семью Малевичей, свалятся на плечи Людвиге Александровне. Надежды на старшего сына Казимира, были малы. Так как Малевич, освободившийся от давления отца, почувствовал себя свободным: «Отец умер, он свободен. Он — художник, а не чиновник». Казимир оставляет свою работу чертежника в Управлении железной дороги, бросает в Курске жену с ребёнком, мать и сестёр.

И на собранные с трудом деньги едет в Москву учиться живописи. В августе 1905 года подает прошение о приёме в училище живописи, ваяния и зодчества, но получает отказ. Об возвращении в Курск, Малевич и думать не хотел. Он селится в художественной коммуне в Лефортово за семь рублей в месяц, где живут молодые художники, и упорно занимается живописью, посещая частную студию Ф. И. Рерберга.

Февралисты («лошкари») Казимир Малевич, Иван Клюн, Алексей Моргунов, 1914г

Летом 1906 года Казимир вновь попытался подать документы в Московское художественное училище, однако ему отказали и во второй раз. Но как бы там ни было, уже в 1907 году состоялась первая экспозиция импрессионистских полотен Казимира. В то время, познакомившись с художниками нового направления в искусстве, Казимир меняет свое направление в сторону авангарда.

Вскоре деньги закончились, и художнику пришлось вернуться домой к семье, которая начала уже рушиться: долгие отлучки, преданность Казимира своей профессии, нелегкое житье жены с двумя детьми (Казимира еще родила дочь Галю) – сделали свое дело.

Людвига Александровна как ни пыталась сохранить их брак, но все было тщетно. В 1909 году Казимир и Казимира расстались, но не развелись, так как в те годы сложно было получить развод.

Семейная жизнь никогда не была на первом месте у Малевича. Постоянное желание создать семью, любовь к своим и чужим детям сочетались у художника с невозможностью вести правильный образ жизни главы семьи, содержать их регулярными заработками. В этом противоречии Малевич неизменно выбирал верность искусству.

Тема любви также никогда не проявлялась в творчестве Малевича. Да и сама женская тема была в его творчестве скорее мистической. Личную жизнь он оставлял за пределами творческой и общественной.

Гражданский брак с Софьей Рафалович

Малевич с Софьей Рафалович.

Познакомился Малевич с Софьей Рафалович в Москве на выставке внеклассных работ школы Рерберга в октябре 1910 года, которую посетил сам Рафалович с женой и дочерью.

А к 1911 году Софья и Казимир уже жили вместе, гражданским браком, в котором были счастливы. Из воспоминаний знакомой их семьи: «...если Казимира Ивановна всё время вымогала внимание к себе, то Софья Михайловна, наоборот, всё своё внимание и заботу отдавала мужу, она мирилась с его недостатками и всегда хотела их не показывать самому Казимиру».

Казмир Малевич. Софья Рафалович – жена художника

Позже мемуаристы, сравнивая трех жен Казимира Малевича, всегда отдавали предпочтение Софье: мол, она, единственная из всех, была Малевичу ровней.

Было очевидно: Софья для Казимира была поддержкой во всем. В те годы становления его как художника, когда не было ни денег, ни известности, ни круга единомышленников: преданная, понимающая жена — это клад.

Малевич за работой

Первые годы семья бедствовала, жила за счёт мизерных Сониных заработков. Она работала не покладая рук — то секретаршей, то корректором, то машинисткой.

Хотя Малевичу это не совсем нравилось, но что было поделать, если его странная непонятная живопись не приносила никакой прибыли.

Первый скандальный успех

Казимир Малевич. Автопортрет

В 1915 году случилось то, о чем художник мечтал долгие годы: к нему наконец-то пришла слава. Скандальная, но зато очень громкая. В Петербурге в художественном бюро открылась выставка «0,10». Тридцать девять картин Казимира Севериновича заняли главный зал помещения. Среди полотен был и «Черный квадрат», который был вывешен в углу наискосок – как икона.

Публика негодовала и обрушивала гнев на устроителей выставки: что это за мазня вместо картин, которую и пятилетний ребенок может нарисовать?! Это был отчаянно смелый шаг, на который еще не решался никто из авангардистов. Критики были шокированы, сам Александр Бенуа обрушился на Малевича. «Плевать, что ругал нещадно, зато заметил!», - радовался Казимир.

Казимир Малевич. Автопортрет в двух измерениях

Тем не менее изображенные на полотнах авангардиста мотивы перекочевали в декоративно-прикладное искусство. Очень быстро было налажено производство шкатулок, ковриков-гобеленов, шарфов, сумок с изображением квадратов, кругов, крестов в стиле Малевича. У художника начали появляться заказы.

Витебский период

Софья долгое время упрашивала мужа завести детей. И уже будучи беременной, они с мужем переезжают в Витебск. Малевич стал преподавателем в Народном художественном училище, в котором руководителем был Марк Шагал.

В 1920 году, жена родила долгожданную дочь – Уну, названную в честь художественного общества – УНОВИС, созданного Малевичем в Витебске.

Казимир Малевич с дочерью Уной

Нужно отметить, что Малевич по-отцовски опекал своих студентов, относился к ним как к родным детям: заметив студента в истрепанных брюках, всегда старался каким-нибудь мудреным способом добыть тому новые, и вручить так, чтобы он не догадался от кого такой щедрый дар. Мало того, когда в 1923 году выпускались его первые ученики, Малевич вместе с ними покидает Витебск и едет в Петроград: там вот-вот должен был открыться Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК), директором которого назначат Казимира Малевича. Но через несколько лет институт будет закрыт, а Казимир Северинович уволен.

Казимир Малевич с учениками

За работой и за общественной деятельностью он не заметил, как в его семью тихо подкралась беда: после переезда в Петроград, где был сырой климат, у Софьи Михайловны обострился туберкулез. Казимиру Севериновичу пришлось отправить жену с ребенком в Немчиновку под Москвой, но в 1925 году Софья скончалась. А 5-летняя Уна останется на попечении у бабушки.

Казимир Малевич. Портрет дочери Уны

Неизвестно с каких соображений Казимир никогда не рассказывал Уне о том, что у неё есть старшая сестра. (Сын Анатолий умер еще подростком от брюшного тифа). Впервые они увиделись, когда Галина приехала к ним перед самой кончиной отца.

Наталья Манченко, последняя жена Малевича

А летом 1925-го новая нежданная встреча надолго отвлекла его от мрачных мыслей и страданий. Малевич встретил Наталью Манченко, которая была младше за него на 23 года. И по прошествии двух лет они с Натальей официально расписались.

Казимир Малевич. Портрет Натальи, жены художника

Совсем молодая женщина, за восемь лет совместной жизни познала не только любовь, но и бедность, и арест, и его страшную болезнь. Но это будет потом, а пока ее муж достаточно знаменит, в странах Европы организовываются его выставки, которые имеют большой успех. Авангард завоевывает мир, и он, Малевич, в передовых рядах армии художников- авангардистов.

Казимир Малевич и Наталья Манченко

И вот неожиданное требование от советских властей: незамедлительно вернуться в Союз. При возвращении Малевича обвиняют в измене «шьют» пятьдесят восьмую статью - «шпионскую». Изнурительные многочасовые допросы продолжались два с половиной месяца. Затем его отпустили и даже разрешили организовать выставку в Третьяковке. А после выставки был повторный арест, но уже за антисоветскую пропаганду. Друзьям с трудом удалось добиться освобождения для Казимира Севериновича.

И уже выбитая из колеи жизнь пошла наперекосяк. Нищета, постоянный страх и надвигающаяся болезнь, все больше и больше давали о себе знать. Малевич даже не получал пенсию от Союза художников. Он полностью отошел от супрематизма и абстракционизма и начал писать природу, которую так любил: теплые и родные лица матери, жены, дочери.

Казимир Малевич во время болезни, 1935г

Вскоре у него диагностировали рак, и Малевич больше года прожил в мучениях. И в этот ужасный год мечты Казимира сбылись: он ни на минуту не оставался один, постоянно чувствовал тепло и поддержку близких ему людей. Приезжала дочь Галя, старый верный Клюнков, друзья, ученики. А Наталья, Уна и Людвига Александровна не отходили от его постели. В мае 1935 года Казимира Малевича не стало.

По завещанию художника, его тело положили в супрематический гроб в виде креста, с раскинутыми руками, который он лично спроектировал незадолго до смерти. Гроб был перевезен в Москву на кремацию. Урну с прахом захоронили под любимым дубом художника вблизи деревни Немчиновки. Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображением черного квадрата.

Деревянный кубический монумент с изображенным черным квадратом

По материалам издания kulturologia.

Лента

Рекомендуем посмотреть