Представитель «новой волны» в советском кинематографе Лев Кулиджанов: все его фильмы несуетные, интеллигентные и очень личные - RadioVan.fm

Онлайн

Представитель «новой волны» в советском кинематографе Лев Кулиджанов: все его фильмы несуетные, интеллигентные и очень личные

2020-02-17 21:36 , Немного О..., 2932

Представитель «новой волны» в советском кинематографе Лев Кулиджанов: все его фильмы несуетные, интеллигентные и очень личные

Несмотря на выпавшие на долю Льва Кулиджанова трудности, он упрямо следовал своей мечте. Вооружившись мешком яблок и облачившись в джинсы, сшитые наизнанку, он отправился в Москву – поступать во ВГИК. И надо отдать ему должное – он добился всего, о чем мечтал с детства. Он стал одним из первых «шестидесятников», представителем «новой волны» в советском кинематографе, одним из самых гуманных, достойных режиссёров старой школы и стойких руководителей Союза кинематографистов СССР.

Советский и российский кинорежиссёр Лев Александрович Кулиджанов (Кулиджанян) родился 19 марта 1924 года в Тбилиси. Его отец, занимавший высокий партийный пост, был арестован в ноябре 1937 года, затем погиб при невыясненных обстоятельствах. Мать будущего режиссера была репрессирована в декабре того же года и отправлена в Акмолинский исправительно-трудовой лагерь на пять лет. В период 1937-1944 годов, пока мать была в лагере, Лев жил с бабушкой Тамарой Николаевной.

Он рано увлёкся искусством, и прежде всего театром, участвовал в школьных самодеятельных спектаклях. Здесь он выступал сразу в трёх лицах – драматурга, актёра и режиссёра. В 1942 году окончил школу и поступил в Тбилисский государственный университет на вечернее отделение, одновременно устроившись слесарем на Тбилисский инструментальный завод, выпускавший в то время стрелковое вооружение. В свободное время посещал актёрскую школу при Госкинопроме Грузии (ныне «Грузия-фильм»). В это время знакомится с сестрой своего друга, студенткой первого курса сценарного факультета ВГИКа, не поехавшей в эвакуацию с институтом в Алма-Ату, а оставшейся у родственников в Тбилиси. Рассказы студентки и её увлеченность кинематографом произвели на Кулиджанова оглушительное впечатление. Он решает поступить на режиссёрский факультет.

Спустя год с завода пришлось уйти – после перенесенной пневмонии у него обнаружили начало очагового туберкулёза лёгких. К лету 1944 года процесс благодаря объединённым усилиям родственников удалось остановить, очаги зарубцевались. Все же на очередной комиссии в военкомате его признали негодным к воинской службе.

Летом 1944 года почти без денег Кулиджанов уезжает в Москву поступать во ВГИК.

Из воспоминаний Льва Кулиджанова (по книге Натальи Фокиной «Лев Кулиджанов. Постижение профессии»):

«В 1944 году я решил ехать поступать во ВГИК. Собирала меня бабушка, Тамара Николаевна. Она была в курсе всех моих подготовительных дел, потому что я репетировал дома то, что должен был читать на вступительных экзаменах — отрывок из «Пиковой Дамы» Пушкина. Бабушка каждый раз пугалась, когда я восклицал за Германа: «Старуха!». Жили мы бедно. Бабушка приобрела мне тёплые брюки, связала свитер из грубой шерсти. Ещё была у меня какая-то курточка и солдатские башмаки. Снарядила она мне и постель — одеяло, тюфячок и подушку. Уехал я в штанах, сшитых из джинсовой ткани, которую мне подарил мой названый дед, человек военный (тогда, ещё до своей болезни, он служил в армии). Теперь я знаю, что такое джинсовая ткань, а тогда я даже не мог определить, какая сторона — изнанка, а какая — «лицо», естественно, ошибся, и местный портняжка мне сшил джинсы наизнанку. Ещё бабушка купила мне полмешка яблок на продажу. Почему-то считалось, что в Москве я могу их продать и таким образом заработаю себе денег на первое время. Но коммерция моя лопнула — яблоки никто не хотел покупать и в конце концов они сгнили…».

Вступительные экзамены принимали Г. М. Козинцев, он набирал курс, и директор ВГИКа Л. В. Кулешов. Успешно сдав экзамены, Кулиджанов приступил к занятиям. Однако полуголодное существование в неотапливаемом общежитии и отсутствие материальной поддержки серьёзно подорвали его здоровье, заставили бросить учёбу и уехать домой, в Тбилиси, куда после ссылки уже вернулась его мать.

Боль о незаконно репрессированных родителях останется с Кулиджановым навсегда. В это время он знакомится со своей будущей женой Натальей Фокиной. Потеря ВГИКа была для Кулиджанова большой трагедией. Ему тогда казалось, что не будет сил туда вернуться. И всё-таки в 1948 году он вновь становится студентом ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой), который окончил в 1955-ом.

Во ВГИКе он показал себя не только как режиссёр, но и как блестящий актёр. Лучшей оценкой его актёрского дара стало предложение Герасимова: двоим студентам своего курса, Кулиджанову и Бочарову, мэтр предложил досдать танцы и пение, что закончить институт с двумя дипломами – актерским и режиссерским. Оба отказались, решив, что и одного диплома будет достаточно. Но само это предложение дорогого стоило.

Этому предшествовал поставленный Кулиджановым во ВГИКе спектакль «Хаджи Мурат» по повести Л. Толстого. Чехов и Толстой – иронические зарисовки российского быта и драматическая история мятежного Кавказа. Преклонение перед русской литературой соединилось с любовью к родному Тбилиси – городу, где прошли юношеские годы, остались друзья, извечные и незыблемые воспоминания, которые сопутствуют на протяжении всей жизни.

В этом же 1955 году Кулиджанов дебютировал короткометражным фильмом «Дамы» (совместно с Генрихом Оганисяном, по рассказу А. П. Чехова). Затем вместе с Я. Сегелем снял две ленты — «Это начиналось так» (1956) о жизни первых целинников и «Дом, в котором я живу».

Фильм «Дом, в котором я живу» стал лидером советского кинопроката 1957 года (9-е место – 28,9 млн зрителей). В этой картине свою первую роль в кино сыграла Жанна Болотова. По сюжету в новый дом на окраине Москвы, в общую коммунальную квартиру, въезжают две семьи – Давыдовы с тремя детьми и молодожёны Лида и Дмитрий Каширины. Давыдовы – главные герои картины, вокруг которых разворачивается основное действие. Дети растут, и они, и окружающие их взрослые ищут своё место в жизни, ищут ответы на вопросы, кем быть и какими быть, ссорятся, мирятся, строят отношения, рушат их. Спустя шесть лет мирную жизнь героев взорвала война, резко изменив их взгляды на жизнь, отношение друг к другу, жизненные ценности. Для кого-то из них война становится роковой чертой. В фильме «Дом, в котором я живу» единственный раз в жизни снялся и сам Лев Кулиджанов.

Лев Кулиджанов в фильме «Дом, в котором я живу»

В дальнейшем как режиссер Кулиджанов работал самостоятельно. Добился в «Отчем доме» (1959г) и в картине «Когда деревья были большими» (1961г) редкостной душевности, лиризма, искренности, теплоты, человечности интонации в рассказе о тех, кого принято называть «маленькими людьми».

Но, безусловно, самой известной работой Льва Кулиджанова является драма «Когда деревья были большими», премьера которой состоялась в 1962 году. Фильм стал первой драматической ролью Юрия Никулина. Исполнительница главной женской роли – Инна Гулая, для неё роль в этом фильме стала наиболее значительной в её кинокарьере. Для Людмилы Чурсиной роль в этой картине стала её кинодебютом. В 1962 году фильм участвовал в основном конкурсном показе Каннского кинофестиваля.

Лариса Лужина, Инна Гулая, Станислав Ростоцкий, Сергей Герасимов, Лев Кулиджанов на кинофестивале в Каннах, 1963г.

Из воспоминаний Юрия Никулина:

На студии мне дали сценарий Николая Фигуровского «Когда деревья были большими». […]

Увидев режиссера Кулиджанова в первый раз, я подумал: «Вот так, наверное, должны выглядеть хорошие педагоги». Лев Александрович производил впечатление человека спокойного, уравновешенного и собранного.

— Как вам роль? — спросил он сразу.

— Понравилась, но не знаю, смогу ли сыграть ее, — признался я чистосердечно.

— Умоляю вас, не играйте. Только не играйте! И вообще не говорите слова «играть». Будьте самим собой. Считайте, что ваша фамилия не Никулин, а Иорданов. И живете вы в Москве, в старом доме. Вам пятьдесят лет. […]

Кадр из фильма «Когда деревья были большими»

Когда мы прощались, я спросил:

— Лев Александрович, а почему вы меня пригласили на эту роль? Видели в кино?

— Вы знаете, — ответил Кулиджанов, — самое любопытное, что ни одной вашей роли в кино я не видел. Только на днях мы посмотрим картину с вашим участием. Я видел вас в цирке. Только в цирке. И вы мне понравились.[…]

В фильмографии Льва Кулиджанова значатся и «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, отмеченный Госпремией. Как гласит легенда, режиссер утвердил Георгия Тараторкина на роль Родиона Раскольникова по одной фотографии, сделанной прямо в больнице – у молодого артиста подозревали гангрену.

Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова (кадр из фильма «Преступление и наказание»)

Георгий Тараторкин о фильме «Преступление и наказание»:

«Вообще все, что связано со Львом Александровичем, – это целая жизнь, и в достаточной степени – отдельная жизнь. Это была такая степень серьезности, ответственности – и творческой, и человеческой, и художественной, – такая степень ответственности, такой уровень профессионализма… Тогда часто говорили «хороший человек – это не профессия». Да, это больше. И это совсем не значит, что освобождает от высочайшего профессионализма».

Также кинематографических дел мастер проявил себя как талантливый сценарист и политический деятель.

В 1962 году Лев Кулиджанов был одним из соавторов сценария циркового представления «Карнавал на Кубе», поставленном в Московском цирке на Цветном бульваре. Мало кто знает, что в период с 1962 по 1963 год он снимал киносюжеты для сатирического киножурнала «Фитиль» (главный редактор Сергей Михалков).

Творческая деятельность Л. А. Кулиджанова на протяжении всей его жизни активно сочеталась с большой административной и общественной работой. С 1963 по 1964 годы он возглавлял главное управление художественной кинематографии в Госкино СССР. В 1964 году стал председателем Оргкомитета Союза кинематографистов СССР. В 1965 году на 1-м съезде кинематографистов был избран первым секретарем Правления Союза и проработал на этом посту более 20 лет.

Ему достались самые тяжелые годы руководства союзом, когда он действительно мог сделать очень немногое для Муратовой, Тарковского, Параджанова или других, не вписывавшихся в «рамки». Но то, что мог, он делал, а симулировать активность было не в его стиле, и уж во всяком случае, он никогда не обещал того, чего не мог выполнить. По контрасту с буйным темпераментом предыдущего главы киносоюза Ивана Пырьева тихого Кулиджанова называли «спящим Львом». В памяти коллег он остался не только как режиссёр, но и как добрый ангел кинематографистов – тихо помогавший делом и советом, спасавший фильмы, сохранивший архив Эйзенштейна. Именно Кулиджанову обязан своим появлением Музей кино, благодаря его усилиям возник Киноцентр.

В 1986 году после 5-го, «революционного», съезда Союза кинематографистов, на котором его смещение с занимаемого им в течение 21 года поста первого секретаря Правления получило широкую огласку, Лев Александрович вышел из состава Союза. Кулиджанов, никогда не придававший своему председательству какого-то особого общественного значения, спокойно продолжил заниматься своим делом.

До 1989 года работал художественным руководителем киноэпопеи «XX век», которая, к сожалению, была осуществлена лишь частично. Также преподавал во ВГИКе.

В 90-е он поставил два фильма — картину о сталинских репрессиях «Умирать не страшно» (1991г) и психологическую драму «Незабудки» (1994г), знаменующих для режиссёра возвращение к себе, к своей манере 1950-х годов, доверительной по отношению к судьбам простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием губительные стороны сталинской эпохи.

«В отличие от других экс-руководителей союза, он после отставки не удалился от режиссерских дел. «Умирать не страшно» и «Незабудки», как к ним ни относись, представляют собой фильмы несуетные, интеллигентные и очень личные. Что в постсоветском контексте обеспечило им особое место вне «моды» и «тенденции». Мотивы сталинских репрессий в трактовке Л. К. лишены привкуса конъюнктуры, от которой он всегда умел достойно и благородно дистанцироваться». Андрей Плахов, «Новейшая история отечественного кино»

Лев Александрович Кулиджанов жил и работал в Москве. Он скончался от инфаркта 17 февраля 2002 года на 78-м году жизни. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

По материалам открытых источников

Лента

Рекомендуем посмотреть