«Американская готика» — картина американского художника Гранта Вуда, написанная в 1930 году. Один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века и самое сатирическое полотно своего времени.
Грант Вуд. Американская готика, 1930г
Среди наиболее влиятельных художников американского Среднего Запада XX века Грант Вуд известен своим уникальным вкладом в регионализм – течение в американской живописи 1930-х годов, обращающееся к изображению образов и эпизодов из жизни американского Среднего Запада. Его детальный, отточенный стиль живописи отражал традиционные старомодные ценности маленького городка в Айове. В этом на него оказал влияние фламандский художник Ян ван Эйк, известный своей тщательнейшей блистательной прорисовкой деталей (особенно, драгоценностей и текстур). Вуду нравилось изучать мельчайшие детали фламандского реализма и учиться тщательно изображать свои мазки, чтобы запечатлеть своих подданных в истинной форме.
Грант Вуд. Автопортрет. Эскиз, 1932г
Летом 1930 года Вуд посетил Элдон, штат Айова, чтобы увидеть художественную выставку города. Находясь там, его поразил маленький белый домик с окном в готическом стиле, который Вуд счел слишком «претенциозным» для такого скромного дома. Он набросал дом на бумаге, подготавливая основу для своей знаменитой картины. Дом – реальное фермерское здание на Диббл-Хаусе, которое он видел в айовском городке Элдоне.
Тот самый дом в городке Элдон, штат Айова, построенный в 1881 году и увековеченный Грантом Вудом на картине «Американская готика»
На картине изображена пара средних лет (обычно интерпретируемая как фермер с женой), стоящая перед их домом лицом к зрителям. Это деревянный фермерский дом. В качестве позирующих моделей Грант Вуд пригласил свою сестру Нэн и 62-летнего дантиста Байрона Маккиби, запечатлев их в традиционной одежде. Вероятно, врач Маккиби чувствовал себя немного обязанным, так как любовь Вуда к сахару (он даже добавлял его в салат) сделала его идеальным клиентом для дантиста. В свою очередь, у Вуда была возможность изучить своего врача досконально, в том числе его руки, которые в итоге держали символические вилы на картине Вуда.
Модели, изображенные Грантом Вудом, фотографируются у картины
Судя по выражениям лиц героев, они, кажется, не живут полноценной или радостной жизнью. Как правило, в изображении людей в Америке 30-х годов есть некий аскетизм, который проявил себя и в «Американская готике». Причиной может служить тяжелая политическая и внутриэкономическая ситуация – Великая американская депрессия. Четверг 24 октября 1929 года в Соединенных Штатах Америки до сих называют «черным» – в этот день обвалился фондовый рынок и начался тяжелейший для страны период Великой депрессии, продолжавшийся долгих 12 лет.
Один взгляд на мрачные и невеселые выражения лиц моделей говорит об их истинных чувствах по поводу их жизни и окружающей среды. На портрете жесткая хладнокровная женщина хмуро смотрит вдаль. Мужчина с плотно прижатыми губами выглядит не менее сурово и даже мрачно, крепко держа в руке свои вилы. Главный принцип написания картины – стремление к готическому стилю, главная черта которого – вытянутость и стремление ввысь. Вот и лица (в т.ч. числе длинные носы и шеи), комплекции людей, сам дом и даже окна за героями изображены преувеличенно вытянуто.
Почему же Вуд сделал эту пару такой грустной и серьезной?
Сатирический подтекст
Грант Вуд как-то сказал, что это «люди, которые, как мне показалось, должны жить в этом доме», тем самым намекнув, что пара и дом были изначально нелепы и не складны.
Это сатира, к которой те или иные элементы на картины возвращаются снова и снова. Такой же авторской сатиры коснулся и фермерский дом (хоть эта новая форма «американской готической» архитектуры была экономичной и намного более практичной для типичной американской семьи в эпоху депрессии, чем подлинная готическая архитектура, Вуд, похоже, не согласен с попытками сделать величественную готическую архитектуру подходящей для американских фермеров).
Еще одна небольшая загадка картины заключается в излишней формальности сюжета: черное платье и брошь фермерской женщины, темно-синий жакет фермера-мужчины и чисто выбритое лицо, чистые блестящие вилы – все это придает работе слегка сюрреалистическое и преувеличенное качество.
Символика картины
Вилы – символический предмет. Трехконечное копье можно рассматривать как символ тяжелого труда и тяжелой работы. Кажется, что художник вводит в картину пресловутую идею американской мечты (те, кто много работает, пожнут плоды своего трудолюбия). В греческой мифологии это копье называется трезубцем, и он был символом могущественного Посейдона, бога моря. В христианстве вилы ассоциируются с дьяволом и злой деятельностью.
Фартук с колониальным принтом женщины символизирует Америку XIX века. Цветы и растения на крыльце – домашнее хозяйство. Выражения лиц героев могут символизировать те серьезные трудности, с которыми столкнулись сельские жители конца 1920-х и начала 1930-х годов.
Американская готика. Фрагменты
Оценка искусствоведов и жителей Среднего Запада
Грант Вуд мог бы подумать, что его сатира из маленького городка Среднего Запада будет забавной и население примет картину с улыбкой, но общественная оценка разделилась:
1. Стереотипное изображение жителей Среднего Запада, вкупе с вилами, комбинезоном и домом заставило многих искусствоведов интерпретировать произведение как сатирический комментарий к культуре маленького города.
2. На деле картина вызвала бурю протеста и негодования, когда копия изображения появилась в местной газете. Читатели были возмущены изображением Вуда как мрачных пуритан. Айовцы не проявили доброты, многие выражали серьезное отвращение к тому, как полотно представляло жизнь айовцев.
3. Другие искусствоведы сочли «Американскую готику» даже оскорбительной по отношению к простому народу, низким ударом по этим трудолюбивым мужчинам и женщинам. Одна фермерская женщина была настолько взбешена картиной, что угрожала откусить ухо Вуду. Другой местный житель предположил, что у Вуда голова не в порядке.
В любом случае и при любой оценке этого шедевра, «Американская готика «сделала Вуда знаменитым. До этого прорыва Вуд был неизвестным 39-летним начинающим художником, живущим на чердаке вагонного дома у похоронного бюро. После успеха американской готики он стал многократно переписывать историю написания и значение своей картины, чтобы привести ее в соответствие с тенденцией времени.
Композиция
Если не брать во внимание преувеличенность и сатирический подтекст полотна Вуда, в остальном оно композиционно тщательно спланировано. Начнем с того, что композиция изначально сложная. Состоит из вертикальных и горизонтальных линий, совмещенных с круглыми элементами (округлый вырез на фартуке, округлые формы деревьев, а также круглые очки мужчины). Кроме того, зубцы вилки для сена выровнены по оконным решеткам дома, а также по швам комбинезона фермера. Готическое окно находит эхо в лицах героев (нос и рот).
«Американская готика», несомненно, является шедевром Вуда и входит в число лучших портретных картин своего времени. Как и Мона Лиза, она остается загадочной композицией, иконой американского искусства XX века, а также одной из величайших картин Среднего Запада.
Памятник «Американской готике» в Чикаго