Простой народ - рычаг и опора нации! Микаэл Налбандян. Немного О - RadioVan.fm

Онлайн

Простой народ - рычаг и опора нации! Микаэл Налбандян. Немного О

2020-01-29 20:55 , Немного О..., 748

Простой народ - рычаг и опора нации! Микаэл Налбандян. Немного О

Микаэл Лазаревич Налбандян родился в Новом Нахичеване в семье ремесленника.

Предки Налбандяна были выходцами из Крыма. Микаэл был десятым ребенком в семье кузнеца Казара (Лазаря) Демирчяна и его жены Марианэ Черченян.

Свое образование Налбандян начал в религиозной школе Габриэла Патканяна. Под влиянием Патканяна он решил посвятить себя служению церкви.

Габриэл Патканян

В 1848 был принят на службу в качестве секретаря епархиальной консистории епархии Нахичевана-на-Дону и Бессарабии, получил духовный сан. «Смелое обличение пороков навлекло на него вражду многих местных жителей из армян», – отмечает «Энциклопедический словарь» Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона; имеются в виду начавшиеся уже тогда преследования революционных настроений молодого священнослужителя.

В мае 1853 католикос Нерсес V Аштаркеци потребовал препроводить «замеченного в противозаконных деяниях» Налбандяна под полицейским надзором в Эчмиадзин. Спасаясь от преследований, в июле того же года Налбандян уехал в Москву, а в октябре стал учителем армянского языка в Лазаревском институте восточных языков.

Лазаревский институт восточных языков в Москве

В начале 1854 он был арестован московской полицией, однако, учитывая его отказ от духовного сана (в 1854 освобожден от духовного звания Московским Армяно-григорианским духовным правлением) и поручительство соотечественников, вскоре был отпущен.

В сентябре 1854 «из-за доносов» был уволен из Лазаревского института.

В 1854 Налбандян стал вольнослушателем медицинского факультета Московского университета. Курса он так и не кончил; однако университетские знакомства сохранил. Один из его однокурсников, С.П.Боткин, в дальнейшем выдающийся врач, в тяжелый момент жизни Налбандяна поможет ему…

С.П. Боткин

В годы первой революционной ситуации в России (1859—1861), Налбандян был одним из первых армянских писателей, стоявшим на позициях революционной демократии и воспринявших идейную пропаганду журналов «Колокол» и «Современник».

Он объездил всю Европу: побывал в Варшаве, Берлине, Париже, Лондоне и Константинополе, также посетил Индию.

В Константинополе Налбандян создал на базе армянского журнала «Мегу» («Пчела») тайное революционное общество под названием «Партия молодёжи».

В Лондоне он знакомится с Герценом, Огарёвым, Бакуниным, Серно-Соловьевичем и другими русскими эмигрантами, участвует в обсуждении программы будущей русской революционной организации «Земля и Воля».

Герцен и Огарев

Бакунин

В Памфлете «Две строки» (1861) он обозначил своё политическое кредо — посвятить жизнь делу народного освобождения. В своей главное работе «Земледелие как верный путь» (1862) он подверг уничижительной критике реформу 1861 года с позиций народнического социализма. Он считал крестьянскую революцию единственно правильным решением проблем пореформенной России.

Находящиеся в Лондоне русские эмигранты в своей переписке с родиной зачастую вообще избегали шифра, а заменяли его условным языком.

Весной 1862 года на пароходе, сразу же по прибытии в Петербург, был арестован связной лондонских революционеров Павел Ветошников. При нем, в частности, оказались письма Михаила Бакунина к Михаилу Налбандову (он же Налбандян, впоследствии – известный писатель и демократ). В своих обширных посланиях Бакунин изложил целый «зашифрованный лексикон» для переписки с ним. В нем присутствует свыше шестидесяти терминов – псевдонимы разных лиц, городов, географических областей, национальностей и т.п. Например: Правительство – Дурнов; Тайная полиция – Слепнев; Армяне – жиды; Греки – татары; Турки – сапожники; Грузия – Тула; Сослан – поехал по делам; Восточная Сибирь – Крым; Ю.М.Квятковская (теща Бакунина) – Анна Андреевна; Семья Квятковских (проживала в Томске) – Пантелеевы...

Бакунин познакомился с молодым Налбандяном в Лондоне вскоре после своего бегства из Сибири. Он являлся участником так называемой «Революционной организации армян». Арест Ветошникова и его откровенные показания привели к провалу Налбандяна. При его обыске полиция изъяла куда более содержательный кодированный словарь. Вот только небольшая часть его, но весьма характерная: Открыть торговый дом – сосредоточить и умножить войска; Покупать лен – с горцами начать переговоры и заключить союз; Иметь кредит – издавать газету; Для покупки товара – для восстания; Хронометр – пушка; Часы – штыковое оружие; Мука – порох; Пшеница – ядро... Судя по такому жаргону, намерения у армянских революционеров были самыми серьезными.

На время длившихся более трех лет следствия и суда (так называемый «Процесс 32-х») Налбандян был заключен в одиночную камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Весной 1865 его выпустили из крепости, приговорив к высылке в Вятку. Однако благодаря медицинскому свидетельству проф. С.П.Боткина, который рекомендовал больному туберкулезом Налбандяну проживание в более теплом и здоровом климате, Вятка была заменена Камышином Саратовской губ., куда в ноябре Налбандян и был отправлен «на кумыс». Здоровье его все ухудшалось, и спустя несколько месяцев он умер. Родственники выполнили последнюю волю Налбандяна похоронить его на родине. В начале мая 1866 его тело перевезли в Новую Нахичевань. Гроб был встречен, как доносил жандарм, «с необыкновенным триумфом и почетом». Похороны Налбандяна превратились в массовую демонстрацию. Он был погребен в Крестовоздвиженском монастыре, в пяти верстах от города.

Лейтмотив литературного наследия Налбандяна — обновление, свобода.

Его творчество находилось под влиянием современной ему европейской культуры. Налбандян публиковал работы по философии, экономике, лингвистике, педагогике. Он исповедовал идеи материализма Людвига Фейербаха и Николая Чернышевского, неустанно занимался пропагандой достижений естественных наук.

Творчество Налбандяна является важным этапом в истории армянской общественной мысли. Что касается революционной деятельности, то он пытался объединить усилия демократических сил Армении с русским освободительным движением. Налбандян, кроме всего прочего, — основоположник критического реализма в армянской литературе.

В «Путеводителе по современной армянской литературе» профессор армянского языка и литературы Геворг Барадаркян пишет: «Налбандян — честный публицист, чей живой и смелый стиль, а временами — даже грубый и высокомерный, был неизменно ироничен. И как писатель, и как журналист Налбандян всегда выступал защитником идеалов свободы и равенства, бесстрашным борцом с деспотизмом, империализмом и рабством; в понимании человеческой жизни он стоял на позициях строгого материализма; неутомимый пропагандист достижений науки, он считал сельское хозяйство важнейшим источником достижения независимости и благосостояния…».

Его поэма «Песня итальянской девушки» принесла Налбандяна посмертную славу. Согласно Бардаркяну, эта поэма — с некоторыми изменениями — стала гимном современного армянского государства.

Растоптана лихим врагом,

Глумящимся над честью,

Шлет родина сынов на бой,

Во имя гневной мести.

Бездольная! Немало лет

В оковах, как в темнице,

Но волей смелых сыновей

Она освободится.

Налбандян боролся за введение нового армянского литературного языка (ашхарабар) взамен древнеармянского (грабар), за что подвергся нападкам со стороны клерикалов и реакционеров.

Цитаты из произведений МикаэлаНалбандяна

Опорой нации и ее рычагом является простой народ. Как бы ни была богата нация замечательными людьми, тем не менее движущей силой ее остается простой народ - именно он и есть стан, ось и рычаг этой машины.

Прекрасное не есть право. В мире нет ни абсолютно прекрасного, ни абсолютной красоты, все зависит от того, как смотришь на предмет. Все зависит от мерила.

Прошли те времена, когда люди воодушевлялись отвлеченными и мистическими вещами: безжалостный реальный мир с железным посохом в руке требует справедливой дани. Человечество связано с земным шаром: опыт научил его только на земле находить источники своего счастья и своих бедствий.

Ясно, что не наше дело объяснять естественное явление басней; наоборот, для нас истинным является естественное явление, ставшее легендой, - освободить его от волшебных покровов и «во имя благоденствия народа» объяснить законами природы.

Человек подвержен влиянию природы не только физически, но и нравственно. Биение сердца природы непосредственно отдается в сердце человека. Свои идеи человек черпает у природы. Истинность его идей и понятий определяется в зависимости от того, насколько он познал и изучил природу. Вот закон, не знающий исключения. Все тончайшие - даже тоньше паутины - идеи метафизических систем имеют свои основания в природе. Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред. Явления природы своим величием зачастую приводят человека в ужас; он чувствует себя ничтожным, когда перед его глазами выступает такая сила, такая мощь, такое зрелище, перед которыми бледнеет сила не только одного человека, но и всего человечества.

Природа говорит так: «Либо изучай мои законы, овладевай мной, извлекай пользу, либо я порабощу тебя и, не давая никакой пользы, буду причинять тебе еще и лишения».

В мире нет ничего, что совершалось бы против законов природы. То, что противоречит законам природы, ложно.

...Человек при рождении не носит в себе начала или элемента добродетели или безнравственности, эти качества души являются следствием влияния хорошей или дурной среды.

Человек морален, когда не из страха перед авторитетами, а вследствие высокой сознательности и солидарности в нем не может даже зародиться желание совершать преступление. После же того, как мысль о преступлении зародилась, совершит его человек или не совершит, он для нас безнравственный человек, ибо, если бы не закон, запрещающий его, он совершил бы преступление. Он не совершает преступление не из сознания, что причинит лишение, горе или смерть ему подобному, а потому что это - грех, потому что преступление наказуемо. Иначе говоря, такой человек причинил бы вред другим, если бы это не угрожало тем же ему самому. Здесь нет нравственности, это - официальная нравственность.

...Добродетельность или безнравственность человека - дело обстоятельств, и зависят от его воспитания и образования, от его общества и среды...

Материал подготовила: Марина Галоян

Лента

Рекомендуем посмотреть