Я пишу для читателей, способных творить чудеса: любимая сказочница Астрид Линдгрен - RadioVan.fm

Онлайн

Я пишу для читателей, способных творить чудеса: любимая сказочница Астрид Линдгрен

2020-01-28 20:44 , Немного О..., 3172

Я пишу для читателей, способных творить чудеса: любимая сказочница Астрид Линдгрен

«Взрослым никогда не бывает весело. У них вечно уйма скучной работы, дурацкие платья и коммунальные налоги. И ещё они напичканы предрассудками и всякой ерундой. Они думают, что стрясётся ужасное несчастье, если они сунут в рот нож во время еды, и всё такое прочее». Астрид Линдгрен, «Пеппи Длинныйчулок»

Астрид Линдгрен – писательница, воспитавшая гуманистами несколько поколений шведских детей. Обладательница множества «детских» и «взрослых» литературных премий. Миллионерша-благотворительница. Её книги переведены на 85 языков и выданы в более, чем 100 странах мира.

Любовь к природе и простым развлечениям проходит красной нитью через все ее творчество. Астрид Линдгрен (урожденная Эрикссон) родилась в 1907 году в шведском городе Виммербю и была вторым ребёнком в небогатой крестьянской семье.

Астрид (третья слева) с родителями, братом и сёстрами

Она росла в век «лошадей и кабриолета», как сама вспоминала в автобиографической книге «Мои выдумки» (1971). Сама писательница всегда называла своё детство счастливым – в нём было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях, и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества. Родители Астрид не только испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям, но и не стеснялись показывать её, что было по тем временам редкостью. Об особых отношениях в семье писательница с большой симпатией и нежностью рассказала в единственной своей книге, не обращённой к детям, — «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта» (1973). Так будущая детская писательница научилась главному – любить всё вокруг.

Астрид Эрикссон, 1924 год

В 18 лет Астрид Линдгрен забеременела от главного редактора местной газеты, в которой работала. Мужчина был женат, и Астрид решила не ждать, пока завершится бракоразводный процесс, и поползут сплетни – поехала одна в Копенгаген, родила там сына Ларса и оставила его не воспитание приёмной семье, так как сама содержать ребёнка была не в состоянии. Переехав в Стокгольм и устроившись на работу, она старалась как можно чаще навещать сына. Спустя почти пять лет, в 1931-м, она вышла замуж за шефа Королевского общества автомобилистов Стюре Линдгрена и смогла забрать сына в семью. Через три года Астрид родила дочь Карин. Трудно представить, как разрывалось полное любви материнское сердце те пять лет. Позже в творчестве Линдгрен лейтмотивом стен тема брошенных детей. Это и «Пеппи Длинныйчулок», и «Малыш и Карсон», и «Мио, мой Мио» и другие.

Ещё ребёнком Астрид отличалась умением придумывать забавные истории. Но развился этот талант, когда Астрид сама стала матерью и большую часть времени проводила, ведя домашнее хозяйство и занимаясь детьми.

Однажды, когда дочь Астрид болела, мама развлекала её рассказами. Карин попросила сочинить для неё историю про девочку по имени Пеппи (в оригинале – Пиппи) Длинныйчулок. История вышла настолько удачной, что Астрид её записала и отравила в одно из крупнейших шведских изданий. Но повесть отклонили. Возможно, причиной тому стала новаторская на тот момент идея воспитания детей с учётом их психологии, которую активно распространяла Линдгрен. Позже произведение Линдгрен «Бритт-Мари изливает душу» получило вторую премию на конкурсе издательства «Рабен и Шёгрен», а сама Астрид получила контракт. В этом издательстве писательница проработала редактором детской литературы до 1970-го года. Там же выходили все её произведения. Так Астрид Линдгрен стала автором, выступающим с точки зрения ребёнка.

«Нам всем известно, что дети, которых бьют и подергают жестокому обращению, сами будут бить и подвергать жестокому обращению своих детей, а посему этот заколдованный круг должен быть разорван».

Постепенно революционные идеи Астрид Линдгрен о детском воспитании стали настолько популярны в Швеции и за рубежом,что одна за другой появлялись театральные постановки и экранизации по мотивам её творчества. Так, в 1969-м году стокгольмский Королевский драматический театр поставил «Карлсона, который живёт на крыше». Их примеру последовали театры всей Скандинавии, Европы, США. А в Москве постановка до сих пор есть в репертуаре Московского театр сатиры. А самой удачной визуальной интерпретацией творчества Астрид Линдгрен считаются 17 фильмов по её книгам режиссёра Улле Хелльбума.

«Я пишу для читателей, способных творить чудеса».

Писательница всегда добросовестно платила налоги со своего дохода. До того момента, пока этот налог не составил баснословные 102% от её прибылей. Тогда Линдгрен направила открытое письмо в газету «Экспрессен», в котором рассказала сатирическую сказку для взрослых про Помперипоссу из Монисмании, в который с позиции ребёнка попыталась разоблачить пороки обюрократившейся социал-демократической партии. Министр финансов Гуннар Стрэнг был взбешён подобной выходкой, но общество поддержало писательницу и выступило на её защиту, что переросло в акцию протеста. В результате, социал-демократы потеряли часть электората на следующих выборах, и в правительстве сформировалась оппозиционная коалиция.

Несмотря на то, что всю свою творческую деятельность Астрид Линдгрен заработала не один миллион шведских крон за продажу авторских прав на свои произведения, а также их экранизации, постановки и выпуск компакт-дисков, она с 1940-х годов и до конца дней своих прожила (то есть, более 60-ти лет) в довольно скромной квартире с видом на Стокгольм, а деньги отдавала на благотворительность. В ноябре 2015-го года в квартире Астрид Линдгрен по адресу Далагатан, 46 был открыт её мемориальный музей, в котором на волонтёрских началах работают гиды из общества Астрид Линдгрен.

Мемориальный музей Астрид Линдгрен

Шведские дети, выросшие в 50-60-х годах ХХ века, прекрасно помнят голос Астрид Линдгрен, которая по радио читала свои произведения, вела передачи или выступала в защиту природы и животных. А человека, который неукоснительно следует своим принципам, уважаешь поневоле. Идеалами Астрид Линдгрен всегда были гуманизм, равноправие, милосердие, пацифизм и взаимное уважение между всеми живыми существами. Она легко находила общий язык как с детьми, так и с министрами. За это ею восхищались как в родной Швеции, так и по всему миру.

Памятник писательнице в Стокгольме

В 1952 году умер муж Астрид Стуре. В 1961 году умерла её мать, спустя восемь лет — отец, а в 1974 году скончались её брат и несколько закадычных друзей. Астрид Линдгрен не раз сталкивалась с загадкой смерти и много размышляла над ней. Если родители Астрид были искренними приверженцами лютеранства и верили в жизнь после смерти, то сама писательница называла себя агностиком. Самой Астрид не стало 28 января 2002 года. Ей было 94 года.

Могила Астрид Линдгрен

«Бог дал мне счастливое качество: я помню всё плохое ровно столько, сколько оно длится...».

Лента

Рекомендуем посмотреть