Месроп Маштоц— армянский учёный-языковед, создатель армянского алфавита, основоположник армянской литературы и письменности, национальной школы и педагогической мысли, просветитель, миссионер, переводчик Библии, теолог, святой Армянской апостольской церкви и Армянской католической церкви.
Историческая миссия Маштоца сыграла важнейшую роль для дальнейшего сохранения армянской национальной идентичности.
Согласно преобладающему научному мнению, являлся также создателем грузинского и агванского алфавитов.
Благодаря деятельности Месропа Маштоца армянский народ вновь обрёл национальную письменность, армянский язык был объявлен в качестве государственного (404 г.). Христианство окончательно закрепилось в армянском народе и в будущем совместно с письменностью стало опорой армян в борьбе против ассимиляции. Если с начала IV века народ исповедовал христианскую религию лишь номинально, то уже в 451 году армяне вышли на Аварайрскую битву. Немецкий историк и востоковед Йозеф Маркварт писал:
«Народ, который породил таких мужей и почитает их, как своих героев, и следует их примеру, никогда не погибнет».
Город Двин был построен царем Великой Армении Хосровом II в 335г.
С этого же времени здесь находилась резиденция армянских царей династии Аршакидов. Сделавшись столицей государства, Двин вскоре стал одним из многолюднейших городов Азии и по своему богатству соперничал со многими городами тогдашнего мира. Но благосостояние его продолжалось недолго. Первый удар нанесли ему арабы. Взятие ими Двина произошло в первой половине VIIв. Несмотря на то, что Двин с тех пор несколько раз переходил из рук в руки, он в начале IXв. был еще в цветущем состоянии. К притеснениям от завоевателей присоединились частые землетрясения, и город с начала Х в. стал клониться к упадку. В 1236г. город был окончательно разрушен монголами.
Систематические раскопки Двина ведутся с1937г. Они дали большой материал, характери-зующий культуру Армении V–XIII вв.
В крепости открыты развалины дворцов правителей Армении, построенных после землетрясения 893г. (под ними развалины дворцовых сооружений IV–IXвв.), жилые дома должностных лиц и гончарные мастерские X–XIII вв. . В центре города— остатки собора, перестроенного в VII в. из базилика.
В нежданный час, средь ночи в городе Двине произошло страшное землетрясение – сильные толчки и грохот, ужас и погибель обрушились на жителей города, до основания разрушившегося.
Ибо обвалившиеся без изъятия ограды, стены, дворцы вельмож и дома рамиков в мгновение ока предстали взору местами пустынными и каменистыми.
И даже богом созданная церковь патриаршего дома, как и другие прочные часовни, с грохотом разваливаясь, низверглись вниз, представляясь зрителю страшными бесформенными грудами камней, и тут же – груды задавленных, погребенных под развалинами, распростертых на земле мертвых тел множества людей, которым [в удел] достались камни твердейшие и немилосердная судьба, располагали его (зрителя) к плачу великому, к опаливанию слезному.
Не говорю уже о родственниках и близких – людях, связанных узами родственного сочувствия, чьи рыдания, плач и стенания, скорбные голоса, крики и вопли, так же, как и печальные голоса поющих дев и облаченных в траур женщин и горестные вздохи пораженных горем мужчин, вознеслись до самого неба. Так как предать могилам все множество трупов было невозможно, большинство из них сбрасывали в ямы, рвы, разрушенные пещеры и зарывали [там]. Так чувствами всех оставшихся в живых овладел ужас пред гневом божьим.
«Узнал я, о верные и благодетельные мужи и братья возлюбленные, о нежданно постигших вас бедствиях, горьких слезах и невыносимой каре всесильной смертью, кои радость вашу обратили в плач, ибо в гневе на умножившиеся грехи наши поразил весь мир, с лютой яростью сокрушил, попрал все божественный, который [один] топтал точило.
Пожрал все огонь, и сокрушены кедры лесов человеческих, и ни ширина моря, и ни высота гор не в силах помешать быстролетному повелению. Горе печальному свету дня погибели! Ибо в то время, когда яства с пиршественного стола еще были у них во рту, непомерная беда с силой сомкнула их челюсти.
Покинули родители детей своих, а сыновья несчастием были принуждены отречься от родителей. Дома стали их могилами, и под кровлями своими они были похоронены, как в гробнице. Горе вам, всем отцам и братьям – страдальцам и попранным в точиле!
Ибо множество народа запер Господь в западне невидимым своим мечом, в одно мгновение уничтожил или, словно пролитую воду, иссушил, либо развеял как дым и окутал нас всех туманом, разъедающим глаза. Блаженны очи, что не видели новой и неслыханной погибели, которую прияли мы и которая воздалась нам!
Если некогда вы, все вместе, с родителями и братьями, детьми и внуками тешились в милом благодушном веселии, возглашая Господу хвалы, то ныне томитесьмучительной неизвестностью нежданно окутавшей вас туманной мглы, и не оставлено вам даже тени утешения и ни малейшей надежды на изменение и освобождение при жизни, но лишь [надежда] на человеколюбие бога, о чем вы и сами знаете. Ничто не заботит бога, кроме лишь праведности и спасения людей; «если отречемся, и Он отречется от нас». Так, потрясши, пробуждает он [души] в своем милосердии и человеколюбии, ибо так возлюбил я страсти божии, как сказано в Писании, в предостережение нашему ожесточившемуся безумию.
Когда это добросердечное письмо было прочитано перед толпою и услышано людьми, избегшими страшной ярости Господа, немало утвердились они в своем уповании, а также, сочтя себя повинными тому злосчастному потрясению из-за причастности к неправедным в грехах их, говорили друг другу: «Поистине и христиане, окутанные дымом греховных деяний язычников, заслужили кару, ибо, не удалившись из Сигора, мы смешались с агарянами и научились делам их на соблазн самим себе».
Использованная литература: статья «О СЛЕДАХ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ IX. В РАЗВАЛИНАХ ДВИНА ДРЕВНЕЙ СТОЛИЦЫ АРМЕНИИ», ИСТОРИЯ АРМЕНИИ. Ованес Драсханакертци
Материал подготовила: Марина Галоян