Мирские заботы Сандро Боттичелли: истории из жизни гениального флорентийца (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

Мирские заботы Сандро Боттичелли: истории из жизни гениального флорентийца (часть 1)

2020-01-23 21:02 , Минутка истории, 3274

Мирские заботы Сандро Боттичелли: истории из жизни гениального флорентийца (часть 1)

Тонкий поэт и возвышенный романтик Ренессанса, певец гармонии, верный рыцарь Прекрасной Дамы — самой красоты, ненадолго посетившей бренный мир в облике земной женщины… Таков для нас Боттичелли — художник. В сегодняшней публикации представлен ряд житейских историй и бытовых подробностей из жизни гениального флорентийца, чтобы оживить сложившийся хрестоматийный образ.

Свидетельств о мирских заботах Боттичелли — человека, жившего почти пять столетий тому, — не слишком много. Из основных отметим книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1511 — 1574). Это несколько вольный по части строгих фактов, однако ценный для нас труд первого в мире историка искусства, художника, лично знавшего многих мастеров. Точные сведения нам раскрывают учетные книги, которые велись во Флоренции в XV веке. В частности, кадастр, куда прилежные граждане обязаны были заносить информацию, нужную для исчисления налогов (сегодня именно оттуда бы брали необходимую во все века «выписку о составе семьи»). Велась также так называемая «Красная книга» общества Св. Луки, объединявшего художников; понятного рода данные содержат и «Книги мертвых», цеховая и общегородская. Ряд документальных фактов о жизни Флоренции обнародовал ученый, историк Гаэтано Миланези (1813—1895). Кое-что приводил в своих записях брат Сандро, оставил сведения о Боттичелли и Леонардо да Винчи, учившийся у того же наставника, что и автор «Рождения Венеры». Исследователи эпохи Возрождения приводят и цитаты из трудов далеких времен вплоть до «Истории Флоренции» Никколо Макиавелли, не забывая черпать информацию из сочинений литераторов того времени и анализировать картины самого Сандро Боттичелли.

Картина «Поклонение волхвов» (1475) с изображенными на ней представителями клана Медичи. Крайним справа, как полагают, Сандро Боттичелли изобразил себя.

Взбалмошная голова

Эта фраза принадлежит Джорджо Вазари. Речь идет о детстве Алессандро Филипепи, прозванного позже Сандро Боттичелли, видимо, вслед за старшим полноватым братом (botticelli с итальянского — «бочонок»). Старший Филипепи, кожевенных дел мастер, наверняка желал приставить младшего отпрыска к своему ремеслу или же приобщить к делам торговым. «…Однако, хотя он с легкостью изучал все, что ему хотелось, он тем не менее никогда не успокаивался и его не удовлетворяло никакое обучение ни чтению, ни письму, ни арифметике, так что отец, которому надоела эта взбалмошная голова, отдал его, отчаявшись, обучаться ювелирному делу… В ту пору была величайшая дружба и как бы постоянное сотрудничество между ювелирами и живописцами, благодаря чему Сандро, который был человек бойкий и только рисованием и занимался, увлекся и живописью и решил заняться и ею».

Сандро Боттичелли. Мадонна Магнификат (фрагмент), 1485г

Итак, мы видим непоседу, который, однако, мог прилежно заниматься любимым и интересным делом. Хорошо, что его отец действовал, будто по книгам современных психологов: не принуждал к занятиям, которые не давались, и лукавил, предоставляя сведения о подростке для кадастра («учится читать и слабого здоровья»). А вместо школы, как мы бы сегодня сказали, «с бизнес-уклоном» отдал сына в так называемую «латинскую школу» — некий аналог пресловутого «три класса церковно-приходской». А потом не один год платил за обучение у ювелира.

Филиппино Липпи. Фрагмент фрески «Мученичество апостола Петра и Диспут с магом Симоном перед Нероном» (1481, Флоренция), — вероятно, с портретом Сандро Боттичелли. Сын Фра Филиппо Липпи — учителя Боттичелли, псле смерти отца обучался в мастерской его бывшего ученика.

Отпрыск больше преуспевает в рисовании эскизов, его линия хороша, а практические навыки в ювелирном деле не даются? Сандро поступает в учение к именитому художнику Фра Филиппо Липпи, несмотря на сомнительную репутацию последнего (еще бы, сбежать с монахиней!). Позже именно отец оборудует Боттичелли мастерскую в своем собственном доме. А в 33 года запишет в кадастре: «Сандро ди Мариано… художник и работает дома, когда хочет». Что ж, Сандро желает рисовать Мадонну. Сандро не желает усердно заниматься гравюрой или посвятить себя фрескам. Сандро читает труды теоретиков искусства, а рисует по-своему. Сандро делает, что хочет.

Шутки ради

«Сандро был человек очень приятный и любил пошутить с учениками и друзьями». Подтверждая слова Вазари, заметим, что в наши дни художник мог бы прославиться еще и как успешный организатор флешмобов и розыгрышей для ТВ-шоу вроде «Скрытой камеры». Причем он не жалел хлопот, выстраивая сложные комбинации.

Представьте себе сценарий: первое — договориться с покупателем работы ученика, сделанной по образцу учительского тондо «Мадонна с ангелами», что тот «не заметит» изменений на готовой картине, когда придет в мастерскую принимать работу. Второе — оповестить о грядущей прибыли в 6 флоринов автора работы. Третье — вместе с другими учениками нарезать из бумаги аналоги красных головных уборов флорентийских синьоров, и, высоко на стене вывесив тондо — так, мол, покупателю будет лучше разглядывать работу, — тайком прикрепить поделки над головами ангелов. Четвертое: проинструктировать учеников, чтобы не хихикали в кульминационный момент. Пятое: на решающем просмотре в присутствии предупрежденного покупателя не замечать ужаса на лице ученика-художника: Мадонну окружают не ангелы, а будто бы флорентийские синьоры в колпаках! Наконец, шестое: пока ученик вместе с довольным, «ничего не заметившим» покупателем уходят за деньгами, вернуть все, как было. А когда юноша вернется — делать вид, что ученику, видно разум деньги помутили: какие шапки?! Вот умора!

Сандро Боттичелли. Мадонна с поющими ангелами, 1477г

Боттичелли также может виртуозно досадить досаждающему. Поселившийся рядом сосед-суконщик совсем не дает покоя: восемь станков грохочут так, что дом трясется! Сандро не то, что работать — находиться в собственном доме не может. А сосед в ответ на жалобы и просьбы лишь хамит: мол, у себя дома я что хочу, то и делаю. Что ж, и у художника достойный ответ найдется. Как-то проснулся сосед поутру, глянул во двор и опешил: на стене дома Сандро, более высокой по сравнению со стеной соседа, прикреплен камень размером «с огромный возище». Равновесие даже с виду шаткое, стена задрожит — камень рухнет прямо на дом суконщика! А Боттичелли лишь посмеивается, вернув испуганному соседу его же слова: мой дом, что хочу — то и делаю. В общем, пришлось ремесленнику искать компромиссное решение.

Эти истории приводит Вазари в своих достаточно вольных «Жизнеописаниях…». Интересно, что же тогда скрывается за нотариальным актом от 18 февраля 1498 года? Согласно документу, Боттичелли и его сосед-сапожник Филиппе ди Доменико дель Кавальере взаимно обязуются не ссориться друг с другом. Кроме шуток!

Линия – все, пейзаж, Леонардо – ничто!

Сандро после отъезда из Флоренции своего учителя Фра Филиппо Липпи на протяжении двух лет посещал мастерскую известного мастера Андреа дель Вероккьо. Этот скульптор, художник, ювелир в то время был еще и наставником Леонардо да Винчи. Подросток был на семь лет младше Сандро Боттичелли и прислушивался к мнению 20-летнего художника. А тот как-то возьми да заяви: мол, пейзаж — не больше, чем фон. Нужно ли особо стараться? Возьми да пропитай различными красками губку, и брось ее в стену — получится пятно, которого будет вполне достаточно для пейзажа. Был ли серьезен Боттичелли, который семь раз перерисовывал «Поклонение волхвов», а на картине «Весна», как уверяют ботаники, изобразил 170 видов цветов? Как бы то ни было, метод с губкой в различных вариациях осуществит в XX веке еще один великий шутник — Сальвадор Дали. Леонардо же всерьез задумается над словами Боттичелли, и много лет спустя, когда того уже не будет на свете, запишет в своих заметках: «Если пятна и помогут твоему воображению, то все же не научат тебя, как закончить ту или иную деталь».

Сандро Боттичелли. Весна (Примавера), 1485г

Имя имеет значение?

Боттичелли, вопреки возможному мнению физиономиста, изучающего предполагаемый автопортрет художника, вряд ли был тщеславен. Да, изгиб губ — надменный, взгляд — свысока, и плащ, в котором предстает художник на картине «Поклонение волхвов», отличается оттенком от одежд прочих персонажей: наряд выглядит почти как золотой.

В то же время этот именитый, популярный и прославленный мастер не подписывал свои картины. И дело не в неуместности появления оных на религиозных сюжетах: помним и о возрастающем значении человека, личности в пору Ренессанса, и о том, что многочисленные художники-итальянцы тогда уже заявляли об авторстве своих работ. Еще и хвастались. Современник Боттичелли и учитель Рафаэля Пьетро Перуджино так подписал одну из своих рядовых фресок: «Петрус Перузинус, отличный живописец, если искусство погибло, то эта живопись его возродила».

А редчайший, чуть ли не единственный пример подписи Боттичелли, имеющийся на работе «Мистическое Рождество» — вовсе не обозначение авторства. Это почти политическое заявление, эдакая выстраданная «запись в блоге», помещенная вверху картины: «Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса, когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине» (перевод с греческого).

Сандро Боттичелли. Мистическое Рождество, XVI век

Еще один аргумент, говорящий об отсутствии «звездной болезни» у Боттичелли: он брался практически за любую работу, невзирая на негласные каноны, бытовавшие среди живописцев. Расписывать сундук, пускай даже для именитого заказчика? Это же работа для подмастерьев! Однако 38-летинй мастер вместе с учениками трудится над росписями ларей для хозяйства знатных новобрачных Джаноцци Пуччи и Лукреции Бини. Интересно, молодые ли выбрали сюжеты иллюстраций по мотивам новеллы Бокаччо «Настаджо дель Онести»? Ведь суть этой истории — в том, что под угрозой посмертного превращения в вечно казнимый призрак даже самые неприступные красавицы должны уступать влюбленным в них молодым людям!

Сандро Боттичелли. Сцена из «Новеллы о Настаджо дельи Онести» I, 1483г

Продолжение следует…

Источник – artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть