В Доме горбатых называли Ангелами, подразумевая сложенные крылья, и это была одна из немногих ласковых кличек, которые Дом давал своим детям.
Мариам Петросян — уникальная писательница, в библиографии которой на 2019 год было всего 2 произведения. Однако даже при этом условии она обрела культовый статус среди тысяч читателей по России, ближнему зарубежью и даже миру. Книгу женщины под названием «Дом, в котором…» разбирают на цитаты и считают гениальной.
О ранней биографии популярного автора известно немного, Петросян Мария Сергеевна (настоящее имя писательницы) появилась на свет в армянском городе Ереване 10 августа 1969-го. В конце 1980-х годов девушка завершила образование в художественном училище, став дипломированным художником-оформителем.
Спустя год будущую знаменитость пригласили на работу на киностудию художественных фильмов «Арменфильм». В начале следующего десятилетия Петросян перебралась в столицу России. Вплоть до 1995-го творческая девушка сотрудничала со студией «Союзмультфильм». В дальнейшем Мариам стала работать на прежнем месте.
Испытав на себе все краски первого писательского успеха, начинающий автор объявила о том, что почитателям ее творчества нет смысла ожидать от нее новых художественных работ. Несмотря на это, через 5 лет после триумфального восхождения на литературный олимп в свет вышло 2-е произведение женщины под названием «Сказка про собаку, которая умела летать».
Над своей дебютной работой Петросян корпела в общей сложности около 20 лет с небольшими перерывами. Первая глава «Дома, в котором…» была завершена в 1991 году, однако идея произведения и описанные в нем персонажи возникли в голове женщины гораздо раньше.
Получившуюся рукопись Мариам великодушно преподнесла одной столичной знакомой, благодаря которой удивительное повествование впоследствии попало на стол одного из книжных издательств. Сотрудники компании отыскали автора и предложили ей сотрудничество, на что Петросян ответила согласием с условием возможности дописать финальную часть романа. По ее словам, работа была завершена в бешеной спешке.
Обычно, когда я начинаю писать, я начинаю писать с завязки. У меня все на самом деле очень непрофессионально: что-то придумать, а потом посмотреть, что из этого выйдет… Поэтому, может быть, у меня работа заняла столько лет. Потому что я все время пыталась дать тексту возможность писаться самому. И только через много лет, просматривая черновики, понимала: герой вел себя не так, как он бы себя повел скорей всего. И начинала придумывать что-то, что мне самой казалось логичным и правильным. Кстати, вначале герои были более брутальные, более жесткие. Может, это с молодостью было связано.
Мариам Петросян
По одной из версий, вдохновением для создания «Дома» послужила двухкомнатная квартира в столице, ставшая на непродолжительный срок пристанищем для Мариам с мужем. В одной из комнат проживали армянские студенты. С целью комфортного сосуществования на относительно маленькой территории молодые люди сочинили целый свод правил, который повесили на одной из стен квартиры. Каждый уважал требования и старался их не нарушать.
В необычной книге идет повествование о своеобразном детском доме, где проживают дети с ограниченными способностями. В интернате происходят мистические и загадочные события. В центре событий — мальчик по прозвищу Курильщик, который не смог найти общий язык со своими одногруппниками, так как те, по его мнению, очень лицемерны и обманчивы.
Юный герой спокойно живет в Доме, не подозревая о всех секретах этого места. Познакомиться с таинственным интернатом ребенку удается только после того, как его переводят в другой класс. Читателям дается уникальная возможность узнать всех жителей загадочного детского дома и погрузиться в атмосферу тайн и загадок, в которой находится отважный герой.
Дом имеет свой свод правил и устоев, и нарушения несут за собой последствия. У каждого обитателя есть своя кличка, и называть друг друга разрешается только по этим выдуманным именам.
Главный страх маленьких постояльцев — покидать дом, к которому они так привязались. За стенами заведения они ожидают увидеть лишь вражду и непонимание. После каждого выпускного с воспитанниками интерната происходят различные беды и неудачи.
Помимо страха выйти за пределы постоянного места пребывания, дети боятся параллельной реальности, которая находится в самом интернате и держит их в эмоциональном напряжении. Самые любопытные дети предпочитают путешествовать в иное пространство и даже могут находиться там неограниченное количество времени.
Еще есть другие пациенты, которых также называют по-особому — прыгуны, но главное их отличие в том, что в иное пространство они попадают случайно. Физическая оболочка юных героев пребывает в состоянии комы, а вот разум уже переносится в другую вселенную. В сказочном мире можно прожить много лет, а в действительности проходит лишь день или неделя.
Перед самым финалом истории детям пришлось принять сложное решение. Здание решили снести, поэтому их выпускной явился последним для интерната. После новости о закрытии детского дома большая часть одногруппников, хоть и боялись, но ушли в давно забытый мир, откуда они родом. Некоторые из пациентов решили перенестись в параллельную вселенную и пользовались более совершенными условиями для существования, ведь даже временем они могли распоряжаться сами.
Вероятно, персонажи книги, написанной в жанре магический реализм, являются скрытыми сторонами личности писательницы, которые трудно разглядеть невооруженным взглядом. Параллельная реальность же, куда отправились жители интерната, — это недоступное и необъяснимое пространство, видимое только самой Петросян. По этой причине роман показался таким притягательным и интересным читателям.
Несмотря на это, некоторые литературные критики восприняли произведение не слишком благосклонно. Женщине предъявили то, что для раскрытия своей художественной работы она избрала не слишком этичный и гуманный метод — написать об инвалидах, часть из которых имели психические отклонения.
Других критиков «напрягли» недосказанность и незавершенность книги в целом и заголовка в частности. Так как Мариам предпочла объяснить далеко не все, читателям пришлось самостоятельно догадываться о многом. Без ответа остался такой вопрос, как «существует ли в реальности параллельный мир, куда отправляются пациенты, или же это является простой галлюцинацией воспитанников».
Произведение вышло в свет в 2014 году. Мариам объявила, что не намерена пренебрегать заявлением о том, что она более не сочинит ни одного романа. Отчасти автор сдержала свое обещание — авторство «Сказки» женщина присвоила одной из своих подруг и автору идеи произведения по совместительству Наире Мурьян.
Как утверждает писательница, книга изначально была нарисована, и только после этого образовался текст. Несмотря на то, что Мариам сама является профессиональной художницей, создание иллюстрации для нового романа она доверила Наире. Сюжет сказки повествует о маленьком мальчике по имени Топ, нашедшем нестандартного щенка — на его спине располагались стрекозиные крылья. Между ребенком и животным завязалась по-настоящему искренняя и крепкая дружба.
Мариам Петросян счастлива в личной жизни — она жена Арташеса Стамболцяна.
Супружеская пара является родителями двоих детей — Михаила и Сергея. Интересный факт: в семье талантливой женщины есть еще один художник — прадедушка Мартирос Сарьян.
На снимке справа: Мартирос Сарьян, Мариам Петросян на руках у матери
Писательница не любит публичность, у нее нет персонального микроблога в «Инстаграме», а фото с ее изображением, выложенные в Интернет, можно пересчитать по пальцам.
Сейчас Мариам по-прежнему встречается с поклонниками своего творчества на литературных конференциях, дает интервью о своем культовом произведении и занимается семейным хозяйством. Доподлинно не известно, выйдут в свет новые книги писательницы или нет, но фанаты будут с нетерпением ждать этого, сколько потребуется.
Любимые цитаты из книги «Дом, в котором…»
Самая неприятная тишина там, где много людей молчат.
— Я красивый, — сказал урод и заплакал… — А я урод, — сказал другой урод и засмеялся…
"Тот, кто в этой жизни обидел осла, в следующей жизни сам станет ослом". Не говоря уже о коровах. Очень справедливая система. Вот только чем глубже вникаешь, тем интереснее: кого же в прошлой жизни обидел ты?
Если бы ты так не зацикливался на том, что тебя никто не понимает, может, у тебя хватило бы сил понять других.
Трудно отказаться от мечты. Легче усложнить путь к ней, чем поверить, что задуманному не осуществиться.
Я не люблю истории. Я люблю мгновения. Люблю ночь больше утра, луну больше солнца, а здесь и сейчас, больше любого где-то потом. Еще люблю птиц, грибы, блюзы, павлиньи перья, черных кошек, синеглазых людей, геральдику, астрологию, кровавые детективы и древние эпосы, где отрубленные головы годами…
— Ладно, — сказал он. — Забудем того тебя, который живет в зеркале. — По-твоему, это не я? — Ты. Но не совсем. Это ты, искаженный собственным восприятием. В зеркалах мы все хуже, чем на самом деле, не замечал?
Некоторые живут как будто в порядке эксперимента.
Нет человека счастливее, чем настоящий дурак.
Я не люблю истории. Я люблю мгновения.
Улыбка, малыш, улыбка — лучшее, что есть в человеке. Ты не совсем человек, пока не умеешь улыбаться.
Слова, которые сказаны, что-то означают, даже если ты ничео не имел в виду.
Он улыбается. Как маньяк. Или влюбленный. Что, в общем-то, одно и тоже.
Любовь съела тебя. Первое, что она пожирает - мозги, учти.
Вокруг нас разбросаны ответы на любые вопросы, надо только суметь отыскать их.
А для духа нет ничего страшнее чем стать просто телом.
В статье использованы материалы с сайта: 24smi.org
Материал подготовила: Марина Галоян