Он умел искренне радоваться жизни и самое главное – делиться этим чувством с другими людьми, запросто устраивал праздники в будни и созывал на них любого, кто был не прочь присоединиться к этому веселью. Вся его жизнь стала своеобразной историей любви, разлетевшейся по миру в удивительных песнях.
«Это был настолько влюбленный в жизнь человек, в нем было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой доброты. У него было интуитивное чувство прекрасного. Арно Бабаджанян остался композитором света и радости». Андрей Дементьев, поэт
Арно Бабаджанян – символ и классик советской музыки, гений творчества. Сегодня Арно Арутюновичу исполнилось бы ровно 100 лет.
В нашей сегодняшней публикации, посвященной дню рождения неисправимого романтика и человека, влюбленного в жизнь, мы собрали интересные эпизоды из жизни композитора.
Перенесенный день рождения
Арно Бабаджанян родился 21 января 1921 года. Радости главы семейства – учителя математики Арутюна Бабаджаняна – не было предела. Через три года умер Владимир Ленин и в стране объявили траур. Тогда отец задумался о смене даты рождения ребенка, ведь каждый год в их доме будет праздник, когда остальная страна скорбит по вождю большевиков. Так день рождения Арно перенесли на 22 января.
Арно с родителями
Совет от «дяди»
Однажды он пришел из детского сада и сообщил родителям, что к ним приходил некий «дядя» и просил детей что-нибудь спеть. Маленький Арно старался, как мог, за что получил от этого «дяди» совет – заняться музыкой. Оказалось, что пение пятилетнего мальчика очень заинтересовало самого Арама Хачатуряна. Арно тут же приняли в музыкальную школу. Стоит заметить, что среди его близких профессиональных музыкантов не было, хотя Арутюн хорошо играл на флейте, а младший Бабаджанян с малых лет пытался играть на старой гармошке.
Арно Бабаджанян и Арам Хачатурян
Великий симфонист
В 16 лет он отправился в Москву, где его сразу взяли на последний курс престижного музыкального училища имени Гнесиных. За эту поездку Бабаджанян тоже благодарил Арама Ильича, который вовремя заметил в молодом даровании великого симфониста.
Студенческие годы
Настоящим событием в творческой жизни столицы стала защита Бабаджаняном диплома. В экзаменационной комиссии были знаменитые пианисты и педагоги – Яков Флиер, Александр Гольденвейзер и Генрих Нейгауз. Кроме произведений классиков необходимо было сыграть свое собственное творение. Арно представил на суд выдающихся пианистов произведение в стиле Александра Скрябина. Члены жюри дослушали его и уточнили, что надо исполнить что-то свое, на что музыкант ответил, что как раз это и сделал. Экзаменаторы были в шоке, ведь они досконально знали творчество Скрябина и работу молодого Бабаджаняна приняли за его музыку.
Звездный час
Конечно, тогда никто из преподавателей или друзей Арно и представить себе не мог, что славу композитору принесут не симфонии, а песни. И уже ранние его песенные опыты убедили Бабаджаняна в том, что такой жанр совсем не прощает поверхностного отношения к себе. Как раз наоборот, композитор-песенник должен работать с полной творческой самоотдачей, как и при сочинении «серьезных» форм. Арно Бабаджанян позже говорил, что в песенном жанре он не пытается сделать каких-то открытий, напротив – он пишет о простых человеческих эмоциях, воспевает любовь, радость и грусть.
В 1964 году сформировалось потрясающее творческое трио – композитор Арно Бабаджанян, поэт Роберт Рождественский и певец Муслим Магомаев. Сотрудничество звезд своего времени оказалось потрясающе плодотворным. Кто же не слышал песни «Свадьба», «Благодарю тебя», «Позови меня» или «Загадай желание». Они мгновенно становились хитами, звучали по радио, их пели в каждом дворе.
Потрясающее творческое трио
Очарованный армянскими красавицами
Тогда же родилась и стала шлягером песня Арно Бабаджаняна «Королева красоты». Оказывается, в Ереване в 1964 году был организован один из первых в СССР конкурсов красоты. Стоит ли говорить, что событие для того времени совершенно диковинное. Узнав о предстоящем конкурсе, Арно Бабаджанян решил стать членом жюри. Его так очаровали армянские красавицы, что вскоре появилась мелодия новой песни, на которую потом его друг Андрей Горохов написал стихи, а исполнил ее Муслим Магомаев. Для композитора сочинить твист в тот период, когда Никита Хрущев боролся с авангардистами и искоренял джаз, было сродни гражданскому подвигу.
Творческий ресурс Арно был неиссякаем – шлягеры будто вылетали из-под его пальцев, быстро подвигая с вершин народных хит-парадов его предыдущие песни. Такую торопливость можно объяснить только тем, что Бабаджанян пытался успеть сделать как можно больше. Его энергию никто не мог сдержать, садясь за рояль, он становился самозабвенно-отрешенным. Так рождались произведения, которые любили и пели почти все.
Проживает в Москве, а живет в Ереване
Каждое лето Бабаджанян приезжал на родину – в Армению. Он любил повторять, что живет в Ереване, а проживает в Москве. Полюбоваться страной солнца и камней он приглашал всех московских друзей и коллег. Каждый такой приезд он мог превратить в грандиозный праздник с экскурсиями, угощениями и неизменным весельем. В одном из домов творчества он даже устраивал целые футбольные матчи звезд. Игроками становились Николай Добронравов, Родион Щедрин, сам Арно Бабаджанян и его сын Араик. А судейство доверяли тончайшему знатоку и страстному любителю футбола Дмитрию Шостаковичу.
Лучшее место земли
Как-то раз в Ереване провели музыкальный эксперимент. К прохожим подходили с просьбой исполнить песню Арно Бабаджаняна «Еревани сирун ахчик», которая звучала в фильме «Песня первой любви». Удивительно, но на улице не оказалось ни единого человека, который бы не спел ее от начала и до конца. Композитор был безумно влюблен в свой родной город, его он считал лучшим местом на земле, с ним он никогда не терял связи, даже живя вдали.
Без шуток – никуда
Арно Бабаджанян не был сосредоточен лишь на музыке, он прекрасно разбирался в живописи и имел большую коллекцию картин. Однажды, будучи у него в гостях, армянский искусствовед Генрих Игитян рассматривал портрет Арно. На вопрос гостя, не переделал ли в картине что-нибудь сам герой полотна, Бабаджанян с видом провинившегося мальчугана признался, что замазал часть своего большого носа.
Эту характерную черту он унаследовал от матери. Нос Бабаджаняна со временем стал его своеобразной визитной карточкой, хотя в молодости он доставлял ему немало переживаний. Только с годами он понял, что эта особенность ему на руку, без такого носа образ композитора было невозможно представить. Но шутить над его длиной разрешалось только самым близким людям.
В то же время без шуток Бабаджанян не мыслил своего существования. О его розыгрышах слагали легенды, причем делал он это совершенно беззлобно. Его отец был внешне очень похож на Никиту Хрущева. Арно не раз этим пользовался, подшучивая над своими московскими коллегами.
Армянин до мозга костей
Очень щепетильным Арно Бабаджанян был в вопросах, касающихся его национальной принадлежности. Он свято чтил все армянские традиции и требовал от сына излагать мысли только на родном языке. За ослушание мальчик мог получить чапалах (пощечину), ведь Арно Арутюнович был строг в воспитании. Проблема общения на армянском стала особенно актуальной, когда семья переехала в Москву. Поэтому усиленно практиковать речь сыну приходилось на летних каникулах в Армении. Бабаджанян даже ругался с родителями детей из Еревана, которые не общались с его Араиком на армянском языке.
С сыном Араиком
Есть и такая история. Когда его четырехлетнего сына Араика в Москве спросили, кто он по национальности, ребенок ответил, что он еврей, потому что понятия не имел ни о каких национальностях, а жильцы их московского дома в основном были евреями. После этого он получил от отца очередной чапалах и только потом разъяснения, что он – армянин.
Жизнь вопреки диагнозу и любовь к жизни
В 32 года Арно Бабаджанян заболел. Врачи поставили диагноз белокровие, но родные поначалу боялись ему признаться и скрывали это. Возмущению композитора не было предела, когда он узнал правду. В конце 1960-х годов советское правительство пригласило одного из светил французской медицины к больной жене партийного деятеля Алексея Косыгина. Когда об этом стало известно близкому другу Бабаджаняна композитору Эдуарду Мирзояну, он тут же обратился за помощью к первому секретарю армянского центрального комитета партии Антону Кочиняну. Тот позвонил в Москву и попросил, чтобы приехавший врач осмотрел и Арно. Ему сообщили, что доктор берет за одну консультацию 2000 долларов. Кочинян, ни секунды не задумываясь, ответил, что за Бабаджаняна они готовы заплатить миллион. В результате благодаря назначенному лечению Арно Арутюнович поставил своеобразный рекорд. Он прожил с таким тяжелым диагнозом три десятка лет, но вряд ли это было бы возможно без любви.
Единственная муза
Со своей будущей женой Арно Бабаджанян впервые встретился в 1945 году. Студентка Московской консерватории Тереза Оганесян подошла к Арно после его концерта композитор Арно Бабаджанян в Доме культуры Армении и восторженно сказала, что играл он как Бог. Именно этой девушке суждено было стать главной женщиной в жизни великого композитора. Эта встреча кардинально изменила ее жизнь, ведь ей пророчили большое будущее пианистки, но Тереза решила посвятить себя любимому Арно. Она повсюду стала сопровождать супруга. А когда он заболел, Тереза постоянно возила с собой набор для оказания первой помощи.
Семья Арно Бабаджаняна
Даже когда он лечился в больнице, она помогала ему втайне от врачей съездить на концерт или съемки на телевидении. Ему невозможно было отказать в желании оставаться для всего окружения прежним веселым Арно и писать жизнерадостную музыку. Сердце Арно Бабаджаняна остановилось 11 ноября 1983 года…
В публикации использованы материалы издания vmiremusiki.