Михаил Глинка по праву считается «отцом» русской классической музыки. Ведь именно он впервые ввел в русскую музыку национального героя. Как и со многими известными людьми, в реальной жизни с Михаилом Глинкой не раз случались всевозможные, а порой и забавные истории. Ниже представлены эпизоды из биографии Михаила Глинки, составленную в жанре «истории из жизни великих людей».
О тёще и супруге композитора
«Мой маленький Моцарт» - именно такое прозвище дала Михаилу Глинке его тёща, так как она очень благоволила к его музыкальным увлечениям. Узнав об этом, один из его друзей спросил:
- Она так любит Моцарта?
- Что ты! - замахал руками Глинка.- Она его знать не знает, но как-то прослышав, что Моцарт благодаря музыке страшно разбогател, надеется, что эта участь постигнет и её зятя...
Удивительно, что и жена Михаила Ивановича Глинки в музыке тоже ничего не смыслила. Сам же Глинка, будучи композитором, иногда сильнее других проникался музыкальными произведениями. И вот, однажды, Глинка вернулся с концерта,в котором исполнялась Седьмая симфония Бетховена. Музыка тронула композитора до слёз, а когда его жена это увидела, то очень изумилась:
- Что с тобой, Michel?!
- Бетховен... - едва смог выговорить Глинка и заплакал.
- Боже мой, да что он тебе сделал, этот Бетховен?
О высокой самооценке композитора
Но, несмотря на то, что музыка Бетховена тронула Михаила Глинку до слёз, сам он никогда не взялся бы её исполнять. Дело в том, что из всех композиторов Михаил Иванович признавал лишь Глюка, Шопена и самого себя, поэтому исполнял только свои и их произведения. А по поводу известных пианистов даже однажды отметил: «Звучно играют, да не благозвучно». Даже Ференц Лист, который был покорен творчеством Глинки, не сумел добиться его благосклонности. Поначалу, правда, Глинка положительно относился к творчеству Листа, но потом что-то в его вкусах резко изменилось. Сам Михаил Глинка предпочитал избегать всяких высказываний о Листе, но, однажды, его друг Калмыков озвучил мнение Глинки о Листе:
«Лицом худ, волосом длинен и белокур. В одной руке жупел, в другой – колья. Сел, взыграл: зала потряслася, и многие беременные женщины повыкидывали».
Опера «Руслан и Людмила»
Возможно, за такую завышенную самооценку Михаил Глинка и поплатился, когда ставил свою вторую оперу - «Руслан и Людмила». Так как первая его работа прошла со сногсшибательным успехом, то ко второй он отнесся менее серьезно. Высшее общество оперу освистало, а царь Николай I и вовсе, не дождавшись конца оперы, после четвёртого акта демонстративно вышел из зала.
Рассказывают также, что великий князь Михаил Павлович был невысокого мнения о Михаиле Глинке. И, когда надо было как-то наказывать своих провинившихся офицеров, то он всегда отправлял их на оперу «Руслан и Людмила» со словами: «Более ужасной пытки для моих ребят я придумать не могу!».
Но есть и другие воспоминания, связанные с постановкой этой оперы. Когда Михаил Глинка репетировал её с певцами, то никак не мог добиться от певицы Лилеевой нужного звучания. Она имела необычный, но маловыразительный голос. А в её партии Гориславы в первую очередь нужна была выразительность пения. И тут Михаил Глинка пошел на хитрость - он неожиданно ущипнул певицу, от чего она сразу вскрикнула. Вот тут-то Глинка и обрадовался: «Вот! Вот этого мне и надо! Теперь ты сама видишь, душа моя, что в этой фразе можно прибавить и жизни, и выразительности. Вот так и пой, иначе я снова повторю мою маленькую педагогическую хитрость».
Несмотря на осуждение со стороны публики, опера «Руслан и Людмила» в свой первый сезон прошла 32 раза в Петербурге, и столько же в Париже. Для сравнения, опера «Вильгельм Телль» Джоакино Россини в свой первый парижский сезон была дана только 16 раз.
Илья Репин. М.И. Глинка за сочинением оперы «Руслан и Людмила»
Об исполнении Бетховена
Случались с Михаилом Глинкой и другие интересные истории, связанные уже с частным аспектом его жизни. Однажды у него дома были гости, и трое из них решили исполнить Бетховена. Хоть все они и были ярыми поклонниками его музыки, но вот исполнение этой музыки у них хромало на обе ноги. Глинка долго ждал, прежде чем не выдержать и начать ходить по комнате, при этом демонстративно топая ногами.
- Михаил Иванович, что с вами? Почему вы так топаете? - спросил один из гостей.
- Так нельзя, господа! - воскликнул Глинка в отчаянии. - Вы уже полчаса истязаете и без того несчастного мученика Бетховена. Поимейте милосердие! Бетховен никогда не писал ваших антраша!
«Камаринская»
А другой интересный случай произошел с Глинкой во время одной из его поездок в Швейцарию. Михаил Глинка очень не любил принимать у себя восторженных соотечественников, которые без умолку восторгались его талантом. Поэтому, композитор дал четкие указания своему слуге, чтобы он сообщал, что, мол, барина нет дома. И вот, однажды к Глинке заглянул молодой человек, желающий встретиться с композитором. Слуга, естественно, сказал, что Михаила Ивановича нет. Тогда юноша развернулся и, насвистывая какую-то мелодию, ушел. Неожиданно Глинка выбежал из своего кабинета и велел слуге немедленно вернуть прогнанного гостя.
- Тысячу раз прошу меня простить, - проговорил с улыбкой Михаил Глинка, встречая гостя. - Отдавая приказание слуге, я совершенно забыл исключить вас из числа лиц, не посвященных в мои работы, и даже ждал вас. Вы доставили бы мне большое удовольствие, если бы не отказались отобедать вместе, чем Бог послал, - прибавил Михаил Иванович.
Молодой человек, конечно же, с радостью принял такое радушное предложение. А во время обеда Михаил Глинка спросил гостя:
- Скажите, не припомните ли вы ту песенку, которую напевали, уходя от меня?
- Я, кажется, ничего не напевал.
- Напевали, я сам слышал, но торопливо и сбивчиво, так что я не мог уловить мотив.
Молодой человек начал перебирать весь имеющийся репертуар у себя в голове, пока не наткнулся на ту самую мелодию. Это была «Камаринская».
- Она, она! Эта самая, - вскричал обрадованный Глинка и тут же внес весь мотив в партитуру.
Именно благодаря этому случаю в классической русской музыке появились народные мотивы.
Певец с дивным голосом
Помимо того, что Михаил Глинка был гениальным композитором, рассказывают, что в молодости у него был феноменально красивый голос. И вот однажды, его пение услышал юный князь Кастриото Скандербек. К моменту, когда Глинка закончил, князь был близок к обмороку.
- Что с вами, князь? - спросили у юноши, опрыскав его холодной водой и приведя в чувство.
- Мне показалось, что это пели ангелы, и я испугался, что сейчас начнется Страшный суд...
Вот такие интересные истории встречались в жизни знаменитого композитора. И, как мы теперь можем понять, источником его вдохновения зачастую становились самые случайные моменты. Но из этих случайностей были сотканы гениальные произведения на все века.
Источник – 2queens.